Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Поддержка и развитие предпринимательства в Хабаровском крае (по итогам 2000г.)

Хабаровск, 2001 г.

“Раздел V. Поддержка и развитие предпринимательства” из ежегодного доклада Дальневосточного Территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

С начала 2000 года функции по поддержке предпринимательства в Дальневосточном теруправлении возложены на отдел антимонопольного контроля и регулирования деятельности естественных монополий. Обязанности по непосредственному выполнению работ по поддержке предпринимательства закреплены за ведущим специалистом отдела.

Развитие малого предпринимательства в регионе.

В 2000 году в Хабаровском крае приняты следующие нормативные правовые акты по вопросам поддержки предпринимательства:

1. Закон Хабаровского края от 31.05.2000 № 219 “Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае”;

2. Постановление Главы администрации Хабаровского края от 03.05.2000 №151 “О проведении Дня предпринимателя”;

3. Распоряжение Главы администрации Хабаровского края от 30.05.2000 № 372-р “О мероприятиях по защите экономических интересов субъектов малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2000 год”;

4. Закон Хабаровского края “О внесении изменений и дополнений в Закон Хабаровского края “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае” от 26.01.2000 № 181;

5. Закон Хабаровского края "О внесении изменений и дополнений в Закон Хабаровского края “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае” от 05.04.2000 № 197;

6. Постановление Мэра города Хабаровска от 24.04.2000 № 495 “О социально-экономической ситуации в г. Хабаровске в 1999 году и основных направлениях развития экономики города в 2000 году”.

По вопросам, касающимся поддержки предпринимательства в Еврейской автономной области, в отчетном году приняты:

1. Закон ЕАО от 11.01.2000 № 157 “О создании экономических условий для привлечения инвестиций в ЕАО”;

2. Постановление Правительства Еврейской автономной области от 27.06.2000 г. “О ходе выполнения программы “Развитие и поддержка малого предпринимательства в ЕАО на 1999 - 2000 гг.”;

В Хабаровском крае действует краевая целевая программа "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1999-2000 годы", утвержденная Законом Хабаровского края от 25.12.98 № 81. Основной целью данной программы является создание благоприятных условий для повышения устойчивой деятельности и развития малого предпринимательства путем совершенствования нормативной правовой базы, развития инфрастуктуры, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства. Ряд мероприятий программы носит постоянный характер:

- проведение краевого конкурса “Предприниматель года” в результате которого определяются победители и лауреаты;

- проведение семинаров для предпринимателей, организация их стажировок в США и Японии;

- проведение специализированных и отраслевых выставок-ярмарок продукции, услуг с участием в них субъектов малого предпринимательства края;

- привлечение средств иностранных инвестиционных программ в области малого и среднего бизнеса (программа микрокредитования малого бизнеса "Рабочий Капитал - Россия", финансируемая Правительством США; программа "Кредитование малого бизнеса", осуществляемая Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) и направленная на кредитование действующих малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных и ведущих свой бизнес в городе Хабаровске. Кроме этих программ, Инвестиционный Фонд США - Россия (TUSRIF) с 1995 года осуществляет целевое кредитование субъектов малого и среднего бизнеса).

Дальневосточное представительство корпорации “Фонд Евразия” осуществляет финансовую поддержку проектов, способствующих долгосрочному развитию малого и среднего бизнеса.

Помимо этого предусмотрено:

- развитие Регионального Опорного Центра Морозовского проекта по Хабаровскому краю;

- формирование краевой системы информационного обеспечения малого предпринимательства (КСИОМП);

- реализация программ консультаций, осуществляемых иностранными представительствами в Хабаровском крае (CDC, ACDI-VOCA, Центр делового сотрудничества (ВСС), финансируемый Агентством Международного Развития США и Американским Бизнес - Центром.

В рамках реализации программы поддержки малого предпринимательства осуществляется подготовка кадров для предпринимательских структур учебными заведениями края, включая созданный Учебный центр подготовки кадров при Дальневосточном институте международного бизнеса, негосударственными школами бизнеса и другими учебными структурами, в том числе Российско-Американским Учебно-научным центром бизнеса, Хабаровским региональным Центром производительности, Японским Центром.

В рамках реализации мероприятий региональной программы поддержки предпринимательства проводится обучение специалистов субъектов малого предпринимательства с привлечением преподавателей Дальневосточной академии государственной службы, НИИ комплексного анализа региональных проблем и других вузов, систематически проводятся областные собрания представителей малых предприятий и предпринимателей, а также выставки-ярмарки товаров, выпускаемых субъектами малого предпринимательства. Проведен конкурс “Лучшее малое предприятие года” и “Лучший предприниматель года”. В прошедшем полугодии при содействии администрации Хабаровского края проведено свыше 80 учебных программ и семинаров по актуальной для предпринимателей тематике, на которых прошли обучение около 3,3 тысяч предпринимателей.

В помощь предпринимательским структурам Комитетом по экономике администрации края совместно с краевой налоговой службой был подготовлен и издан сборник “Бизнес и налоги” и совместно с краевой службой занятости подготовлен и издан информационно-методический сборник “Потенциал бизнеса женщины” для открывающих собственное дело.

Дальневосточной торгово-промышленной палатой организовано информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства и обеспечен доступ к сети “Интернет”, информационным ресурсам корпорации “Российская информационная сеть делового сотрудничества”.

Для оказания производственной и инновационной поддержки в Дальневосточной торгово-промышленной палате создан консультационный пункт “Свое дело” по вопросам переориентации малого бизнеса, приобретения перспективного технологического оборудования.

В 16 районах края созданы и действуют Советы по предпринимательству при главах муниципальных образований. В 9 районах края разработаны программы или мероприятия поддержки малого предпринимательства.

В Хабаровском крае зарегистрировано 45 тыс. предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью без образования юридического лица.

Сегодня в Хабаровском крае из 17,6 тысяч зарегистрированных малых предприятий, фактически работает чуть более половины, т.е. 8,9 тысяч, что составляет треть от всех хозяйствующих субъектов края.

Среди действующих малых предприятий почти каждое второе занято в сфере торговли и общественного питания, 16,3 % - занято на выпуске промышленной продукции и 15,5 % малых предприятий осуществляют свою деятельность в строительстве. Практически отсутствует тенденция к росту удельного веса и количества малых предприятий, специализирующихся на производственной деятельности.

Одним из основных результатов деятельности малого предпринимательства в 2000 году является смягчение проблемы безработицы. Численность занятых в малом бизнесе, с учетом 45 тысяч зарегистрированных индивидуальных предпринимателей составила около 130 тысяч человек или 19,8 процента от численности занятых в экономике края, с ростом к уровню прошлого года -12%.

Работа по привлечению субъектов малого предпринимательства к производству и поставке продукции, товаров и услуг для государственных нужд не получила пока должного развития, недостаточна инновационная поддержка малого предпринимательства.

В ЕАО Решением Законодательного собрания области от 26 марта 1999 г. утверждена и в основном успешно реализуется целевая областная программа “Развитие и поддержка малого предпринимательства в ЕАО на 1999-2000 гг.”. Так, при запланированных на 2000 год 438 тыс. руб. на цели этой программы в

отчетном году выделено 210 тыс. руб., или вдвое больше, чем в 1999 г. В процессе ее реализации приобретено оборудование для 4 мини пекарен, введен в эксплуатацию цех по переработке рыбы индивидуального предпринимателя Лопатина, открыты аптечные киоски, расширено производство мебели ООО “Шанс”, увеличено производство чулочно-носочных изделий.

В ЕАО в малый бизнес входит 465 малых предприятий (из них 176 действующих) и 8104 физических лиц - индивидуальных предпринимателей.

В выполнении госзаказа малые предприятия пока участия не принимают. Областным советом было рассмотрено 7 инвестиционных проектов малых предприятий и на их реализацию выделено кредитов на сумму 310 тыс. рублей.

В процессе развития и становления малого бизнеса в ЕАО создано 600 новых рабочих мест, в том числе 500 в г. Биробиджане. При этом оборот розничной торговли малых предприятий и предпринимателей возрос на 64 %, а объем платных услуг - на 53,1 %. Среднесписочная численность работников малого бизнеса увеличилась на 11,2 %, а объем производимой малыми предприятиями товаров (работ, услуг) составляет 12 % от общего объема производства в области.

Объекты инфраструктуры малого предпринимательства.

В Хабаровском крае действуют следующие объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства:

- Государственный Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края;

- Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства Солнечного района;

- Технополис КАС;

- Региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса;

- Торгово-промышленная палата - 1;

- бизнес- центры и учебно-деловые центры - 7;

- лизинговые компании — 4;

- центры правовой и экономической безопасности - 1;

- общественные объединения предпринимателей - 7;

- Восточный филиал Российского Центра содействия молодежному предпринимательству;

- Хабаровский региональный Центр производительности;

- Представительство инвестиционного Фонда Дальнего Востока и Восточной Сибири - Региональный Венчурный Фонд (ЕБРР и Правительство Японии);

- Представительство “Центр делового сотрудничества (ВСС) США - Программа информационной поддержки предпринимательства;

- Краевая система информационного обеспечения малого предпринимательства;

- Совет по предпринимательству при главе администрации Хабаровского края;

- Советы по предпринимательству при главах городов и районов Хабаровского края- 16;

- Представительство инвестиционного Фонда “США - Россия” Программа кредитования малого бизнеса;

- Представительство “Корпуса граждан за демократию (CDC) США;

- “Рабочий капитал - Россия” - Программа микрокредитования малого бизнеса;

- Программа микрокредитования малого бизнеса (ЕБРР);

- Кредитование субъектов малого предпринимательства под совместную гарантию Агентства международного развития (USAID) и СБС-АГРО.

В целом сеть объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства развивается динамично, однако имеет место недостаток объектов информационно-аналитической, научно-технической и консультативной направленности, лизинговой деятельности.

Объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства Еврейской автономной области:

- Государственный Фонд поддержки малого предпринимательства ЕАО;

- Управление потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства Правительства ЕАО;

- Торгово-промышленная палата ЕАО;

- Информационно-консультационный центр ЕАО;

- Совет по предпринимательству при Губернаторе области;

- Муниципальное консультативное предприятие "Исток";

- бизнес-центр "Поток";

- государственное учреждение "Центр правовой информатизации ЕАО".

Лизинговую деятельность в агропромышленном комплексе осуществляет ОАО ТД "Биробиджанагропромснаб".

Для расширения залоговых возможностей Государственного Фонда поддержки малого предпринимательства области постановлением губернатора создан залоговый фонд.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства.

Законом Хабаровского края от 25.11.1998 № 78 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае” с 1 января 1999 года на территории Хабаровского края введен в действие единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Доля налоговых поступлений от малого предпринимательства в общем, объеме налоговых поступлений региона составляет 8-9 процентов.

Объем налоговых поступлений от малого предпринимательства увеличился в 1,7 раза и составил 807,6 млн. рублей, в том числе в бюджет края -586,2 млн. рублей. Сумма налоговых поступлений в расчете на одного работающего в малом бизнесе увеличилась в 1,6 раза и составила 7,7 тыс. рублей, в том числе в бюджет края 5,5 тыс. рублей.

В результате введения в крае единого налога на вмененный доход налогооблагаемая база расширилась за счет увеличения плательщиков, ранее не уплачивающих налоги или уплачивающих их в минимальном объеме. Платежи индивидуальных предпринимателей (11,9 тыс.), перешедших на уплату единого налога, в расчете на одного работающего увеличились до 10,5 тыс. рублей.

Налог на вмененный доход в Еврейской автономной области введен с 01.04.99, доля налоговых поступлений при работе по данному способу оплаты налога составляет 25 % от общей суммы налоговых поступлений.

Устранение административных барьеров.

Во исполнение Указа Президента РФ от 29.07.98 № 730 “О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства” Дальневосточным территориальным управлением разработан план мероприятий по защите экономических интересов субъектов малого предпринимательства и устранению административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности в Хабаровском крае на 2000 год.

Распоряжением главы администрации Хабаровского края № 372-р от 30.05.2000 года утверждены “Мероприятия по защите экономических интересов малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2000 год”.

В соответствии с Законом Хабаровского края № 81 “О краевой целевой программе “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1999-2000 годы” разработаны мероприятия по:

- предоставлению в аренду государственного и муниципального имущества на конкурсной основе преимущественно индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям, производство собственной продукции которых оставляет не менее 75 % общего объема реализуемых ими товаров и услуг;

- установлению при заключении договоров аренды государственного и муниципального имущества с индивидуальными предпринимателями и малыми предприятиями, производство собственной продукции которых составляет не менее 75 % общего объема реализуемых ими товаров и услуг, уровня арендной платы и условий оплаты ими коммунальных услуг, не превышающего соответствующих тарифов и платы, предусмотренных для бюджетных организаций;

- предоставлению индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям, производство собственной продукции которых составляет не менее 75 % общего объема реализуемых ими товаров и услуг, рассрочки при оплате ими приобретаемого в порядке приватизации государственного и муниципального имущества.

В июне 2000 года состоялось заседание Межведомственной комиссии по лицензированию отдельных видов деятельности на территории Хабаровского края, по результатам которого принято решение о приведении краевых нормативных актов по лицензированию отдельных видов деятельности в соответствие с федеральным законодательством.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации “О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства” Коллегией федеральных органов исполнительной власти в ЕАО разработан и 29.05.2000 года утвержден комплекс мероприятий по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства, в том числе решено:

- предоставлять в аренду государственное и муниципальное имущество на конкурсной основе преимущественно субъектам малого бизнеса, производство собственной продукции которых составляет не менее 75 % общего объема реализуемых ими товаров и услуг;

- устанавливать при заключении договоров аренды государственного и муниципального имущества с субъектами малого предпринимательства, производство собственной продукции которых составляет не менее 75 % общего объема реализуемых ими товаров и услуг, уровень арендной платы и условия оплаты ими коммунальных услуг, не превышающего соответствующих тарифов и платы, предусмотренных для бюджетных организаций.

Факторы, сдерживающие развитие предпринимательства в регионе

К сдерживающим развитие малого предпринимательства факторам можно отнести:

- несовершенство законодательной базы; правовую незащищенность субъектов малого предпринимательства, неразвитость и нестабильность законодательства, частые изменения в налоговом законодательстве (например, в Закон Хабаровского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае" в 2000 году 2 раза вносились изменения и дополнения);

- жесткое давление налоговой системы;

- недостаток финансовых средств, сложность получения кредитов, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес. Основной причиной этого является отсутствие у малых предприятий необходимого залога, неразвитость системы государственных гарантий и лизинговых операций, неразвитость банковской системы в регионах;

- неравенство в получении производственных и служебных помещений, ставящее представителей малого бизнеса в кабальную зависимость от арендодателей, зачастую произвольно изменяющих условия аренды;

- административные барьеры, создаваемые федеральными, краевыми органами государственной власти и местного самоуправления;

- неразвитость транспортной инфраструктуры, низкая платежеспособность населения и неплатежи партнеров создают проблемы сбыта продукции, реализации услуг и не способствуют расширению видов деятельности;

- для малых предприятий характерны низкие технические показатели материально-технической базы, слабая техническая оснащенность.

Согласно результатам опроса, проводимого среди предпринимателей региональными органами статистики, из факторов, в наибольшей степени сдерживающих развитие розничной торговли, выделяются высокий уровень налогов (84%), недостаточный платежеспособный спрос (76%), недостаток собственных оборотных средств (72%), высокая арендная плата (52%) и высокие транспортные расходы (32%). Данное распределение оценок факторов, сдерживающих развитие торговой деятельности, практически не меняется в течение 1999 -2000 годов.

Дальневосточный ТУ МАП России

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости