Целью экономических реформ в Российской Федерации является создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения; достойное участие государства в мировом экономическом сообществе. Важным инструментом достижения указанных целей является малое предпринимательство.
Сфера малого бизнеса Российской Федерации в значительной степени способствует формированию конкурентной среды, установлению рыночного равновесия. Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации является важным фактором, обеспечивающим экономический рост и занятость населения.
Статья 34 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и соблюдать в своей деятельности права предпринимателей и свободу предпринимательства.
Положения о недопустимости установления на территории Российской Федерации каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств закреплены в статье 74 Конституции Российской Федерации. Часть вторая статьи предусматривает, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности должно быть направлено на поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к необходимой им инфраструктуре, защиту конкуренции от попыток монополизации и потребителя – от недобросовестных поставщиков или продавцов товаров и услуг.
Государство, определяя правовые аспекты предпринимательской деятельности, устанавливает и формы контроля субъектов предпринимательской деятельности. Государственное регулирование и контроль должны стать эффективными элементами его политики.
Однако, “..в российской действительности положительные моменты государственного регулирования – в силу слабости, как самого государства, так и сдерживающего его чрезмерные притязания гражданского общества – выражены недостаточно, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию малого предпринимательства”.
Как следствие неэффективной деятельности структур государственного регулирования и контроля, возникают специфические трудности развития бизнеса, которые в последнее время принято называть административными барьерами. Статья 6 Федерального закона Российской Федерации от 14 июня 1995 года № 88 “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” определила, что одним из направлений государственной поддержки малого предпринимательства является “установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности”. Однако, разрастание административных барьеров именно при регистрации, лицензировании, сертификации, разрешительной практике в настоящий период и являются фактором, мешающим развитию малого предпринимательства.
Административные барьеры не просто являются препятствием на пути развития бизнеса и предпринимательства, но и создают иную государственную проблему, так как “обычной реакцией малых предприятий на административные барьеры является уход в “теневую” экономику с целью снижения трансакционных издержек (непроизводительных затрат – авт.) и “бюрократических рисков”. Уже в июле 1998 года Правительство Российской Федерации констатировало: “ … в малом предпринимательстве усилилась тенденция ухода в “теневой” сектор, уменьшается количество постоянно занятых на малых предприятиях и средняя численность этих предприятий. Значительная часть зарегистрированных малых предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности. В этих условиях особо остро стоит вопрос о более эффективной политике государства по отношению к малому предпринимательству”.
Специалисты, занимавшиеся подсчетом размера оборота “теневой” экономики, приходят к единому мнению, что размер этого оборота в России составляет не менее 40% от валового национального продукта. Проведенный опрос участников II Всероссийского съезда представителей малых предприятий позволил выявить мнение участников о численности малых предприятий, которые находятся в сфере теневой экономики их региона. 20% опрошенных считают, что это незначительная часть малых предприятий, 7% - каждое пятое, 10% - каждое десятое, 7% - каждое второе, 37% - большинство. Только каждый пятый из опрошенных не смог ответить на поставленный вопрос. Именно наличие этого большого “сектора” в России не позволяет эффективно задействовать механизмы управления и регулирования экономики, не дает экономистам представить реальную картину и прогнозировать развитие событий. В результате страдают все: государство - от недополучения налогов, население - от нехватки средств в бюджете на социальные нужды, предприниматели - от проблем ведения двойной бухгалтерии, опасности в любой момент очутиться на грани ликвидации.
Сегодня одной из главнейших задач является решение проблемы “теневого” бизнеса. Это возможно только при создании благоприятных условий развития предпринимательства, одним из которых является устранение административных барьеров. 53% опрошенных участников II Всероссийского съезда представителей малых предприятий считают, что “ликвидация существующих административных барьеров при регистрации, лицензировании, сертификации, стандартизации и проч.” является наиболее важной задачей, решение которой будет способствовать успешному развитию малого предпринимательства.
Процесс устранения административных препятствий позволит придать новый динамизм проведению рыночных реформ в государстве, сформировать среду, благоприятную для развития малого предпринимательства.
Информация представлена порталом Приморского территориального управления МАП России