“Раздел V. Поддержка и развитие предпринимательства” из ежегодного доклада Сахалинского Территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).
В 2000 году управлением, в меру имеющихся крайне ограниченных возможностей, проводилась работа по поддержке и развитию предпринимательства. Сотрудников, непосредственно курирующих этот вопрос, в управлении нет. Вышеуказанные функции возложены на отдел антимонопольного контроля.
В Сахалинской области действуют характерные в целом для страны факторы развития предпринимательства, однако существуют своеобразные местные условия, определяющие уникальность социально-экономической ситуации региона. Специфика области может быть определена следующими параметрами:
1. Удаленность от основных экономических центров страны существенно влияет на значительное удорожание как ввозимых, так и вывозимых за пределы области товаров, кроме того, расположение на многочисленных островах создает определенные транспортные сложности, затрудняет внутриобластные экономические связи.
2. Особенность экономико-географического положения области ведет к выборочному освоению имеющихся природных ресурсов. В основном это добывающие отрасли для ТЭКа, а также рыбного хозяйства.
3. Пограничное положение области с выходом к Тихому океану способствует развитию внешнеэкономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Этими факторами определяются и специфические условия развития предпринимательства на Сахалине. Несомненно, во многом оно определяется географическим положением области, и поэтому в большинстве случаев имеет экспортно-импортную направленность. Основными видами предприятий малого бизнеса являются торгово-закупочные организации, организации услуг.
Основной формой собственности малых предприятий в Сахалинской области является частная, которая составляет от всех форм собственности 87,7%. Наиболее высокая концентрация малых предприятий отмечается в таких отраслях, как торговля и общественное питание - 48,6%, промышленность - 23,3% , строительство -13,4%.
Эта особенность сохраняется на протяжении последних трех лет, начиная с 1997 года. Численность работников списочного состава, постоянно занятых на малых предприятиях, составила по оценке на полный круг предприятий 41%. Более половины работающих занято в промышленности, строительстве и на транспорте -53,3%, в торговле и общественном питании - 38,3%.
Численность занятых на одном малом предприятии колеблется от 3 до 42 человек и зависит от вида деятельности. В среднем по области этот показатель составил 13 человек. Это самая высокая средняя численность работающих на малых предприятиях Дальнего Востока.
Крайне необходимым фактором развития сферы малого бизнеса является система мер его государственной поддержки. Основным средством проведения государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства является Программа государственной поддержки малого предпринимательства Сахалинской области на 1998-2000 годы.
В рамках мероприятий Программы в июне 1998 года принят областной Закон "О поддержке малого предпринимательства в Сахалинской области".
Координацию этой Программы осуществляет Администрация области и Сахалинский фонд поддержки предпринимательства (СФПП).
На реализацию Программы было запланировано лишь 2442 тыс. рублей, в том числе на содержание аппарата СФПП - 1736,5 тыс. рублей. Но даже и эти, крайне незначительные, несоразмерные реальным потребностям суммы не обеспечены финансированием в 1996-1999 годах администрацией области на реализацию Программы фактически выделено 300 тыс. рублей и на содержание аппарата - 1202 тыс. рублей!
Испытывая дефицит денежных средств, структуры по поддержке предпринимательства акцентируют свою деятельность на информационной, консалтинговой и правовой поддержке предпринимательства, что в настоящее время наиболее актуально для предпринимателей. Для поддержки товаропроизводителей области в 1997-2000 годах было проведено три конкурса на лучший проект. Семерым победителям конкурсов выделены денежные средства на общую сумму 15 млн. рублей.
Пятьдесят процентов победителей являлись представителями малого бизнеса.
Для развития предпринимательства на территории области реализуется Указ Президента РФ от 29 июня 1998 года №730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства". 24 мая т.г. принят областной Закон "О порядке введения и оказания платных услуг государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями". Данный закон направлен на защиту предпринимателей от необоснованного взимания платы за услуги, оказываемые государственными органами исполнительной власти.
Территориальным управлением подготовлено и 15.11.00 г. проведено совещание при Главном федеральном инспекторе аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Никулине Ю.Г. Тема совещания - “Административные барьеры предпринимательской деятельности. Меры по их преодолению”. С докладом выступил руководитель управления Литвин Н.В. По итогам совещания было принято решение, копия которого направлена в МАП России письмом от 19.13.00 г. исх. №07-1905.
20 сентября 2000 г. губернатором Сахалинской области принято Постановление №391 “О консультативном совете по предпринимательству при администрации Сахалинской области”, на котором рассматриваются также вопросы устранения административных барьеров.
Территориальное управление планирует выпускать совместно с областным общественным Центром поддержки малого и среднего бизнеса газету, где одна из рубрик будет освещать вопросы законности и обоснованности имеющихся административных барьеров Учредительные документы по газете “Бизнес Сахалина” направлены в Дальневосточное управление по печати для регистрации.
Управление готовится к обсуждению проблемы в области малого бизнеса вместе с предпринимателями и общественными структурами на заседаниях будущего общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе области.
В области инфраструктуры малого бизнеса действует:
- Фонд поддержки предпринимательства (руководитель теруправления входит в попечительский совет),
- Торгово-промышленная палата,
- Сахалинская лизинговая компания,
- Сахалинская общественная организация "Союз малых предпринимателей",
- Центр поддержки малого и среднего бизнеса.
Действует разветвленная сеть иностранных организаций технической помощи малому бизнесу: Программа кредитования малого бизнеса Европейского банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) - Российский Фонд Малого Бизнеса на Сахалине; Программа консалтинговых услуг предприятиям малого и среднего бизнеса (EBS) -осуществляется в партнерстве с Российско-Американским учебным центром бизнеса; Инвестиционный фонд США - Россия; Дальневосточное представительство Фонда Евразия; Программа ЭкоЛинкс - финансируется Агентством США по международному развитию (USAID).
Кредитование проектов осуществляют российские банки-партнеры: Дальневосточный банк, Сахалинский филиал ОАО "Банк Москвы", Сбербанк РФ.
24.11.99 г. Сахалинской областной Думой был принят Закон Сахалинской области “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”. За 1 полугодие Администрацией области дважды вносились изменения и дополнения в Положение о порядке применения вышеуказанного закона.
Территориальное управление оказывает помощь не только предпринимателям в части рассмотрения их жалоб и обращений, но и помогает государственным и общественным организациям по поддержке предпринимательства. Так, управлением был рассмотрен проект областного Закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Сахалинской области". Наши замечания и предложения были учтены при его принятии. Так же управлением согласовываются акты органов исполнительной власти по вопросам представления льгот хозяйствующим субъектам.
Наиболее важные проблемы, составляющие специфику положения предпринимательства в Сахалинской области и требующие принятия решений на уровне регионального управления, следующие:
1. Демонополизация рынка. Необходимость преодоления производственного и сбытового монополизма в Сахалинской области обусловлена высокой степенью концентрации в базовых отраслях островной экономики: энергетике, нефтяной, угольной, рыбной промышленности. Законодательной основой соответствующих мер должны стать изменения и дополнения в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", предусматривающие дополнительные меры противодействия антиконкурентной практике предпринимательских фирм и органов власти.
2. Проблема информационного и аналитического обеспечения развития предприятий малого бизнеса. До сих пор не создана система обеспечения малого бизнеса доступной и регулярно обновляемой информацией по правовым, финансовым аспектам предпринимательства, о состоянии рынков.
3. В целом неблагоприятная правовая и налоговая среда для предприятий малого бизнеса на региональном уровне.
4. Необходимость обеспечения правовой защиты предприятий малого бизнеса преступных сообществ и проявлений коррупции.
5. Специальное регулирование видов предпринимательской деятельности, целевая помощь предприятиям малого бизнеса, осуществляющим социально значимую деятельность.
6. Снижение уровня или устранение излишних административных барьеров.