ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЛУГЕ И КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Содержание
I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЛУГЕ И КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ >>>
Что сдерживает развитие предпринимательства в Калуге? >>>
Направления поддержки развития малого предпринимательства, требующие особого внимания >>>
Проблемы, связанные с “административными барьерами” в сфере развития предпринимательства >>>
II. РЕГИСТРАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ >>>
III. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ДРУГИЕ ФОРМЫ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ >>>
IV. КОНТРОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ >>>
Куда обращаются предприниматели для защиты от неправомерных действий контролирующих органов? >>>
В период с ноября 2000г по февраль 2001г Калужским региональным отделением общероссийской общественной организацией “Ассоциация женщин–предпринимателей России” проводилось исследование, целью которого являлся анализ существующих проблем в сфере предпринимательской деятельности в Калужском регионе и выявление направлений поддержки развития малого предпринимательства, требующих особого внимания региональной и муниципальной властей.
Анализ проводился на основе опроса руководителей (учредителей) коммерческих предприятий различных форм собственности (ООО, ЗАО, ОАО, ПБОЮЛ), а также экспертного опроса специалистов различных федеральных и местных контролирующих органов.
В опросе приняли участие предприниматели, достаточно успешно работающие на рынке и занимающиеся разнообразными видами деятельности (производство, строительство и транспорт - 38,6% опрошенных предпринимателей; оптовая и розничная торговля - 37%, различные услуги - около 25%).
Около 80% опрошенных предпринимателей занимаются предпринимательской деятельностью более трех лет. Как правило, это зрелые энергичные люди в возрасте от 30 до 50 лет (72%).
В экспертном опросе специалистов различных федеральных и местных контролирующих органов приняли участие руководители служб и начальники подразделений (57% опрошенных экспертов), ведущие и главные специалисты (34%), рядовые специалисты (9%). Свыше 70% опрошенных экспертов работают в государственных органах свыше 5 лет.
При организации исследований были задействованы информационные возможности Калужской торгово-промышленной палаты и опыт калужских специалистов – социологов.
Предметом данного исследования стали:
- общие проблемы развития малого предпринимательства в Калужской области и пути их разрешения;
- проблемы, связанные с “административными барьерами” в сфере развития предпринимательства.
В материалах различных конференций по вопросам предпринимательской деятельности “административные барьеры” определялись как “специфические трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля либо сознательным ущемлением интересов малого предпринимательства со стороны государственных органов и отдельных чиновников”.
В целом, “административные барьеры” у субъектов предпринимательской деятельности ассоциируются с процедурами регистрации, лицензирования,
контроля и т.п.
I. Общие проблемы развития малого предпринимательства в Калуге и Калужской области и возможные пути их решения.
78% респондентов - предпринимателей считают, что развитию малого предпринимательства в Калуге и Калужской области уделяется крайне мало внимания. С ними согласны 57% опрошенных экспертов гос. органов.
Что сдерживает развитие предпринимательства в Калуге?
Более половины предпринимателей (53%) и около 40% экспертов считают, что развитию предпринимательства мешает его недостаточная правовая защищенность. Неправомерные действия чиновников, как сдерживающий фактор развития предпринимательства , отмечают свыше 50 % опрошенных предпринимателей и около 20% экспертов гос.органов.
Другой важной причиной, сдерживающей развитие малого предпринимательства, по мнению 42% предпринимателей является недостаточность финансовых ресурсов для осуществления предпринимательской деятельности. Эту точку зрения разделяют 68% опрошенных экспертов гос.органов.
Интересно, что проблему недостаточной информированности предпринимателей более остро воспринимают представители государственных органов. 53% экспертов гос.органов считают , что предприниматели недостаточно информированы. С этим согласны около 30% опрошенных предпринимателей.
При этом, около 20% экспертов сообщают о том, что часто бывает очень сложно информировать предпринимателей об изменениях требований их организаций в соответствии с изменением законодательства. 80% экспертов гос.органов сообщили, что для информирования предпринимателей их организации используют возможности местных СМИ, а также юридические базы данных (11%); заказную почту и телефон (22%) семинары, совещания, конференции (14%)..
Чем же вызвана недостаточная информированность предпринимателей? Необходимо отметить, что объем необходимых знаний и информации для ведения бизнеса постоянно увеличивается, а физические возможности человека не позволяют запомнить все требования многочисленных контролирующих органов, отследить все необходимые изменения в бухучете, законодательстве. При этом, главным для предпринимателя является все-таки развитие его бизнеса, а не отчетность. Малое предприятие вынуждено содержать специальный штат сотрудников, отслеживающих выполнение законодательства и ведущих все усложняющуюся бухгалтерию. Предпринимателю приходится выбирать, на что потратить свои ограниченные средства: на содержание аппарата бухгалтеров и юристов или на развитие предприятия.
Такую проблему, как рэкет криминальных структур отметили 9,2 % предпринимателей и более 43 % экспертов гос.органов. По-видимому, это говорит о том, что время обычного рэкета все-таки проходит, а вот “рэкет” государственных органов сегодня для предпринимателей значительно важней.
Интересно, что такую проблему, как объем налогов, отметили всего 2,8% предпринимателей. По объяснению самих предпринимателей они уже не верят, что в этой области вообще можно что-либо положительно изменить. Как показывает практика, любое изменение налогового законодательства в основном приводит к увеличению и усложнению работы бухгалтеров.
Направления поддержки развития малого предпринимательства, требующие особого внимания.
1) 71 % опрошенных считают, что малому бизнесу необходима от власти законодательная поддержка. В этом с ними согласны 46% экспертов государственных органов.
В какой же сфере по мнению респондентов необходимо совершенствовать законодательство?
Одним из важнейших направлений совершенствования местного законодательства, по мнению опрашиваемых, является местное налогообложение (45% опрошенных предпринимателей и 50% экспертов гос.органов ).
Необходимость упорядочивания действий государственных органов в предпринимательской сфере отмечают 44% респондентов - предпринимателей и 41% респондентов – экспертов гос.органов.
Необходимость совершенствования законодательства для оказания малым предприятиям различных вариантов финансовой помощи отмечают 55% экспертов и 33% предпринимателей. В регионе недостаточно используются возможности, связанные с предоставлением льгот, которые должны способствовать развитию приоритетных для региона направлений хозяйственной деятельности, практически не работает программа поддержки малого бизнеса.
Каждый четвертый из опрашиваемых предпринимателей отметил, что для развития бизнеса важно учитывать перспективный план развития г. Калуги и Калужской области. Неопределенность экономической политики в городе Калуге и области значительно затрудняет предпринимателям выбор направлений для дальнейшего развития или начала своего бизнеса.
Дополнительно респондентами была указана необходимость совершенствования следующих направлений законодательства:
- лизинговая деятельность;
- народные промыслы (отсутствует региональный закон о народных промыслах);
- автотранспортная деятельность;
- бюджетное устройство;
- взаимодействие с коммерческими банками и т.д.
2) Другим важным направлением поддержки малого предпринимательства является необходимость выделения финансовых средств для развития малых предприятий. На это указывают 65% опрошенных предпринимателей. Полностью разделяют с ними эту точку зрения 66% экспертов - работников государственных органов
Необходимо отметить, что государство только за счет упрощения отчетности и упорядочивания проверок, оптимизации налогообложения может дать возможность малым предприятиям значительно увеличить внутренние инвестиции.
С какими же проблемами сталкиваются малые предприятия при поиске финансово – кредитных ресурсов и каковы объемы потребности в них?
Большинство калужских малых предприятий отрицательно относятся к инвестированию за счет продажи доли предприятия сторонним инвесторам, особенно если это контрольный пакет. Часто возможность получения инвестиций в банках ограничивается отсутствием необходимого количества залогового имущества, стоимость которого, по требованию большинства банков, должна превышать инвестиционный кредит в 1,5 – 2 раза.
Как показал опрос, всего 7% опрошенных нуждаются в микро кредитах (до $2000).
15,6 % опрошенных предпринимателей нуждаются в кредитных средствах объемом до $10000. Эта категория малых предприятий может надеяться на получение кредитов в региональном государственном фонде поддержки малого предпринимательства. Учитывая, что в соответствии с программой поддержки малого бизнеса в бюджет регионального фонда планируется выделить 2,5 млн рублей, реальное количество предпринимателей, которые смогут получить подобные кредиты в течение года не превысит 10 – 15 человек.
Значительной части малых предприятий (около 25%) нужны инвестиции в объеме от 10 до 50 тысяч долларов и более. 20% опрошенных предпринимателей нуждаются в более крупных кредитах. Реальных механизмов помощи малым предприятиям для получения подобных объемов кредитных ресурсов в области практически нет.
Не нуждаются в кредитных ресурсах только 18 % опрошенных.
Из каких же источников планируют получать кредитные ресурсы малые предприятия?
Основная масса предприятий надеется на банковские кредиты или лизинговые компании (около 52% опрошенных). Те, кому нужны меньшие вложения, в основном надеются на собственные сбережения и помощь друзей и родственников (27,5%). Более 20% опрошенных предпринимателей планируют получить средства с помощью частного кредита. Причем более 40% опрошенных предпринимателей, ищущих кредитные средства от 10 до 50 тысяч долларов, надеются именно на частный кредит
Показательно, что надежду на получение кредита из бюджетных или государственных источников имеют всего 1,8 % респондентов.
Интересен также тот факт, что более 80 % опрошенных предпринимателей стартовый капитал для открытия своего предприятия формировали с помощью собственных сбережений и сбережений друзей и родственников, а банковский кредит брали для этих целей лишь 12%.
Необходимо отметить, что более 64% опрошенных практически не имеют информации о кредитных кооперативах и других кредитных сообществах и менее 20% хотели бы стать членами подобных организаций. В настоящее время Закон РФ “О кредитной кооперации” уже находится на рассмотрении в Государственной думе РФ. В нескольких районах Калужской области достаточно успешно работают кредитные кооперативы. Возможно, поддержка местными органами власти создания кредитных кооперативов могла бы частично решить проблему поиска финансовых ресурсов малыми предприятиями.
3) 29% предпринимателей и 57% экспертов гос.органов высказываются в пользу необходимости информационной поддержки.
Несмотря на высокую потребность малого предпринимательства в законотворческой поддержке, получение информации о местном законодательстве вызывает у многих предпринимателей значительное затруднение.
Половина респондентов получает информацию о местном законодательстве из юридических баз данных и СМИ (около 50%). Необходимо отметить, что в отличие от малых предприятий, для которых вышеуказанные источники являются основными, частные предприниматели в основном получают информацию от знакомых и друзей (более половины всех опрошенных частных предпринимателей).
Учитывая то, что правовая информация необходима для деятельности каждого предприятия и предпринимателя, а цены на покупку и обновление правовых баз данных достаточно высоки, можно сделать вывод о необходимости оказания помощи, особенно частным предпринимателям, по предоставлению правовой информации и оказанию юридических консультаций.
Как показывает практика работы общественных организаций, в частности и КРО ООО “Ассоциации женщин–предпринимателей России”, наиболее востребованными в общественных объединениях предпринимателей являются бесплатные юридические консультации. Причиной этого является запутанность законодательства, а также дороговизна покупки и обновления юридических баз данных и постоянных услуг юристов.
Необходимо отметить, что 27% опрошенных предпринимателей уже не верят, что власти могут им чем-нибудь помочь, и мечтают, чтобы им “только бы не мешали”.
4) Как показал данный опрос, еще одной актуальной проблемой, в разрешении которой необходимо оказывать помощь малому предпринимательству, является проблема поиска свободных площадей.
Более 50% опрошенных испытывают потребность в дополнительных площадях. Сегодня, через комитет по имуществу Городской Управы города Калуги нашли площади для аренды только 20% респондентов. Большинство же предпринимателей вынуждено полагаться на объявления в прессе и самый надежный способ - поиск через знакомых (более 78 % опрошенных).
Среди нуждающихся в помещениях 52% нуждаются в дополнительном производственном помещении, 42% - в помещении для офиса и 26% - в складском помещении. Основная масса нуждающихся хотела бы получить помещение на условиях аренды с последующим выкупом (52%), что говорит о серьёзном намерении предпринимателей работать дальше, расширять и укреплять свой бизнес.
Необходимо отметить, что наибольшую проблему для малых предприятий создает отсутствие предложений по производственным и складским помещениям, хотя на некоторых крупных предприятиях пустуют целые здания. Возможно, именно административные структуры должны разработать механизм, в соответствии с которым можно было – бы сконцентрировать несколько производящих малых предприятий в одном здании, принадлежащем крупному предприятию. (Варианты: организация бизнес – инкубатора, выплата долгов крупного предприятия бюджету за счет арендной платы малых предприятий и др.)
5) Учитывая то, что сегодняшнее состояние налогообложения не устраивает ни одну из сторон, и вопрос этот требует отдельного исследования, в данном опросе мы постарались выявить только отдельные направления, связанные с данной проблемой.
Как относятся малые предприятия к единому налогу?
96% опрошенных малых предприятий, налогообложение которых ведется в настоящее время по системе единого налога, не хотели бы возвращаться к прежней системе налогообложения.
35% опрошенных малых предприятий, не работающих сегодня по системе единого налога, хотели бы перейти на данную систему налогообложения.
Но, тем не менее, более 80% опрошенных предпринимателей хотели бы, чтобы перевод на систему налогообложения по единому налогу был бы добровольным. Это свидетельствует о том, что в условиях неопределенной экономической политики в регионе, предприниматели боятся зависимости успеха их предпринимательской деятельности от региональных властей.
На оформление каких документов предприниматель тратит больше всего времени?
27% опрошенных предпринимателей отмечают, как наиболее трудоемкий, процесс оформления налога на добавленную стоимость (НДС). 40% всех опрошенных предпринимателей, прошедших лицензирование, отмечают, как наиболее трудоемкий – процесс оформления документов при лицензировании.
О трудоемкости оформления налога на загрязнение окружающей среды и целесообразности его сбора с малых предприятий (затраты на организацию сбора налога значительно превышают суммы полученного налога) не раз говорилось и упоминалось в прессе. 22% опрошенных предпринимателей отметили данный местный налог, как наиболее трудоемкий.
30% опрошенных отмечают, как наиболее трудоемкие, все процессы, связанные с оформлением документов и сделок по недвижимости.
Какой же процент реальной прибыли малые предприятия готовы добровольно отдавать государству в виде налогов?
Большинство предпринимателей (около 60%) готовы отдавать не более 10% от реальной прибыли, и только 25% респондентов готовы отдавать до 20% доходов.
Такое отношение к налогообложению у предпринимателей вызвано тем, что в условиях относительной недостаточности внешних инвестиционных ресурсов, большая часть прибыли вкладывается в развитие малых предприятий. Только так можно обеспечить относительную стабильность малого бизнеса.
Учитывая то, что именно общественные объединения и организации предпринимателей должны отстаивать их интересы, при опросе мы попытались определить степень известности таких организаций среди опрошенных малых предприятий и государственных органов.
Как показал данный опрос, об общественных организациях и объединениях предпринимателей знают:
Калужская торгово-промышленная палата – 81% опрошенных .предпринимателей и 96% экспертов государственных органов.
Калужское региональное отделение Ассоциации женщин-предпринимателей России - 51% опрошенных предпринимателей и 57% экспертов государственных органов;
Калужское общество предпринимателей - 28% предпринимателей и 41% экспертов государственных органов;
Союз объединений предпринимателей - 20,2% опрошенных предпринимателей и 25% экспертов гос. органов.
Кроме выше указанных, предпринимателями и экспертами также упоминались следующие организации предпринимателей, но доля их в опросе незначительна:
- НП “Регион”;
- гильдия калужских пекарей;
- гильдия адвокатов;
- “Гражданская позиция”;
- Союз предпринимателей (г.Обнинск);
- Боровская гильдия предпринимателей;
- Всероссийская лига защиты прав потребителей
Необходимо отметить, что на ответы по данному вопросу, мог повлиять тот факт, что в опросе участвовало значительное число членов Калужской ТПП и часть членов КРО “Ассоциации женщин – предпринимателей России”.
Проблемы, связанные с “административными барьерами” в сфере развития предпринимательства.
Сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности является, в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 года № 730 “О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства”, основной задачей органов государственной власти в Российской Федерации при проведении государственной политики развития предпринимательства в стране.
В процессе своей деятельности малым предприятиям постоянно приходится сталкиваться с деятельностью различных министерств и ведомств, множеством нормативных правовых актов, регулирующих определенные отношения в сфере предпринимательской деятельности. В условиях небольшого штата, отсутствия опыта и соответствующих знаний для большинства субъектов малого предпринимательства создаются значительные, а порой и непреодолимые трудности.
В процессе нашего исследования мы попытались определить основные моменты, вызывающие непреодолимые или значительные проблемы у субъектов предпринимательской деятельности при взаимодействии их с государственными органами.
II. РЕГИСТРАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Как показало данное исследование, регистрация предприятий у большинства предпринимателей в нашей области не вызывает значительных затруднений.
На регистрацию предприятий предприниматели тратили в среднем 1-2 недели (56%), меньшая часть – 30% - около месяца. Причём большинство из них считают этот срок вполне приемлемым и указывают на отсутствие каких-либо сложностей в процессе регистрации.
. В то же время, 33% опрошенных предпринимателей остались недовольны длительностью регистрации. Для 11% респондентов - предпринимателей существенную проблему составила разработка учредительных документов. Оформление учредительных документов большая часть респондентов делала самостоятельно, 28% прибегали к помощи юристов, 17% - к помощи друзей и знакомых.
Наибольшие неудобства испытывают предприниматели при постановке предприятия на учет в различных государственных органах. Именно в этом случае они сталкиваются с некорректным поведением сотрудников, требованием большого количества нотариально заверенных документов (25%), сложностью оформления документов (26%).
Скорее всего поэтому 90% опрошенных высказали пожелание проводить регистрацию предприятий и постановку их на учет в одном месте. Это позволило бы исключить временные затраты на хождение по различным инстанциям, уменьшить количество оформляемых документов, уменьшить затраты на нотариальное заверение копий.
Значительно более трудоемким является процесс ликвидации предприятия.
Ликвидацией предприятия приходилось заниматься только 21% опрошенных предпринимателей. Чаще всего эти предприниматели тратили на ликвидацию более трёх месяцев (52% имеющих опыт ликвидации), считая, что всё можно было сделать гораздо быстрее. Среди сложностей, возникавших в процессе ликвидации, 52% опрошенных предпринимателей, имеющих опыт ликвидации, называют большой объём проверок, 43% - длительность хождения по различным инстанциям.
III. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ДРУГИЕ ФОРМЫ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ.
Около 68% опрошенных предпринимателей получали лицензию (или проходили сертификацию) на тот, или иной вид деятельности. Это свидетельствует о значительном охвате предпринимательской деятельности процессами лицензирования и сертификации.
40% опрошенных предпринимателей указали на процесс лицензирования, как на один из наиболее трудоемких процессов. О необходимости лицензирования деятельности предприятия респонденты в основном узнавали из юридических баз данных (34%) и от лицензирующих органов (21%). Однако, 20% от общего количества респондентов – предпринимателей узнавали об этом лишь от сотрудников контролирующих органов непосредственно при осуществлении проверки. Необходимо отметить, что среди частных предпринимателей этот процент значительно выше (более 30%). Это ещё раз подтверждает необходимость более тщательного информирования предпринимателей о специфике их деятельности.
Обращает внимание и тот факт, что самой большой сложностью при оформлении лицензий была сложность оформления документов (для 35% опрошенных, получавших лицензии), еще 16 % указывают на большую стоимость лицензирования, и 10% - на длительность срока оформления.
35% предпринимателей со сложностями при лицензировании практически не сталкивались.
Респонденты – предприниматели отмечают, что основные трудности при получении лицензий связаны в основном с большим количеством разрешений и документов от различных государственных органов, сроки получения которых ничем не ограничены, а общая стоимость получения таких разрешений может превышать стоимость лицензирования.
36%опрошенных экспертов гос.органов требуют от предпринимателей дополнительных экспертных заключений от других организаций. Причем только 30% опрошенных экспертов, сообщили, что такие организации определены законодательством.
Около 30% опрошенных экспертов государственных органов сообщили, что их службы оказывают предпринимателям услуги за дополнительную плату. К данным видам услуг они относят: рассмотрение документов и выдачу различных видов заключений, рассмотрение проектной документации, лабораторный контроль, “услуги сертификации”.
Помимо лицензирования, 96% респондентов - предпринимателей сталкивались с другими видами разрешительной практики.
Среди иных форм разрешительной практики, с которыми предпринимателям приходилось сталкиваться, чаще всего называются:
- получение заключений и разрешений от государственных органов (54%),
- получение разрешения на право торговли (31%)
- различные виды экспертиз (13%).
Респондентами - предпринимателями отмечаются случаи согласования гос.органов в пользу коммерческих структур.
Каковы же сроки выдачи разрешительных документов?
24% экспертов гос.органов определили сроки выдачи разрешений своими организациями в пределах до 10-15дней, 23% - в пределах 30 дней, 46% экспертов не смогли ответить на этот вопрос.
Можно ли ускорить процесс выдачи разрешений?
Только 7% экспертов считают, что данный процесс ускорить нельзя, и 14% наоборот считают, что они и так работают достаточно быстро.
Остальные эксперты, ответившие на данный вопрос, для ускорения выдачи разрешений эксперты предлагают:
- предпринимателям - улучшать свои знания, правильно заполнять документы;
- увеличить штат гос.органов;
- увеличить количество оргтехники в гос.органах;
- разработать правила застройки г.Калуги
Помогает ли кто–нибудь предпринимателям при получении лицензий и различного вида разрешений?
Респонденты - предприниматели упоминали в качестве таких помощников независимых консультантов, консультационные фирмы, но к их помощи прибегало лишь 9% опрошенных. В основном же предприниматели решали проблемы сами (60%) и или при помощи влиятельных друзей и родственников (15%).
IV. КОНТРОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Выполнение контрольных функций государственными органами проводится на основании федеральных законов, Кодексов РФ, иных нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней. Механизм проверок устанавливается ведомственными нормативными актами: инструкциями, положениями, приказами и т.д.
Контролирующие и надзорные органы осуществляют проверки по самым различным вопросам: соблюдение правил, технических норм, стандартов, проверка финансово – хозяйственной, внешнеторговой деятельности и т.д. Необходимость такой деятельности очевидна.
Однако необходимо подчеркнуть, что неупорядоченность контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, злоупотребления со стороны представителей государственных органов являются одним из главных факторов, оказывающих негативное воздействие на сферу предпринимательства.
В данном исследовании мы попытались выявить основные особенности реализации контрольных и надзорных функций за предпринимательской деятельностью в нашем регионе.
По данным этого опроса в 2000г. контроль хозяйственной деятельности проводился :
У 48% опрошенных предпринимателей 1-3 раза;
У 22% опрошенных предпринимателей 5-10 раз;
У 8,3% опрошенных предпринимателей свыше 10 раз.
Чаще всего проверки проводились налоговой инспекцией (43%), пожарной службой (33%), санэпидемстанцией (22%), службами МВД 20% и госторгинспекцией (19%).
Главными проблемами, с которыми пришлось столкнуться предпринимателям при проверке их государственными органами, стали:
- сложность выполнения всех требуемых норм (о чём говорят 42% опрошенных)
- нечеткое регламентирование объемов, сроков и периодичности проверок (более 32%);
- предположение виновности предпринимателя ( около 40%) и т.д.;
- дублирование контрольных функций различными органами (22% опрошенных).
Имеющаяся несогласованность действий территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов регионально исполнительной власти и уполномоченными органами местного самоуправления по осуществлению контрольных действий, приводит к ситуациям, когда в один и тот же день на малом предприятии может проводиться до трех проверок.
Тот факт, что количество и время проведения проверок конкретного предприятия не регламентируется, приводит к случаям, когда предприятие начинает “лихорадить” от большого количества проверок различными контролирующими органами. К нам обратилось за консультацией одно из торговых предприятий г.Калуги. В течение недели к нему приходили с проверками три раза. В первый – госторгинспекция с налоговой полицией, во второй – налоговая инспекция с налоговой полицией, в третий – МВД.
Большое количество нареканий со стороны субъектов малого предпринимательства вызывает то, что штрафы по результатам проверок налагаются непосредственно сотрудниками, осуществляющими проверки, либо начальниками соответствующих служб. Материалы на административную комиссию не передаются.
При проверке субъектов предпринимательства организации часто дублируют друг друга. Например, государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется органами Госсанэпиднадзора, ветеринарной службы, государственной хлебной инспекции, госторгинспекцией, ЦСМ. Правильность применения контрольно – кассовых машин при осуществлении денежных расчетов контролирует налоговая инспекция, налоговая полиция, госторгинспекция, правоохранительные органы.
Необходимо отметить, что 86,4% опрошенных экспертов государственных органов, считают, что предприниматели в состоянии выполнить все требования их служб, и 48% экспертов считают, что выполнение требований их служб не вызывает затруднений у предпринимателей. Среди факторов, мешающих, по мнению экспертов, предпринимателям выполнять требования контролирующих органов, были отмечены следующие:
- очень большое количество требований в соответствии с законодательством;
- сложность оформления документов;
- длительность сроков согласования разрешений;
- низкий уровень правовой и профессиональной подготовки предпринимателей;
- безответственное отношение, недооценка требований и не законопослушание граждан;
- финансовые трудности.
Респонденты - предприниматели высказали ряд замечаний относительно процедуры проверок их деятельности государственными органами. Так, отмечено некорректное поведение при проведении проверок сотрудниками МВД, пожарной службы, госторгинспекции и налоговой инспекции.
Отсутствует полная ясность по требованиям практически всех проверяющих органов, поэтому предприниматели указывают на то, что они не в состоянии эти требования выполнить.
При получении заключений проверяющих органов калужским предпринимателям в основном не приходится в массовом порядке прибегать к неофициальным выплатам, за исключением Государственной противопожарной службы, которую отметили порядка 10% опрошенных.
Какие же документы должны быть у проверяющих лиц при проверке?
Как показал опрос экспертов гос.органов, 69% из них считают, что достаточно служебного удостоверения личности, и только около 30% считают необходимым иметь задание (или иной документ), дающий право на проверку .
Куда обращаются предприниматели для защиты от неправомерных действий контролирующих органов?
За защитой своих интересов большей части предпринимателей (56%) обращаться ни к кому не приходилось, основные причины – отсутствие необходимости, либо уверенность, что куда-либо обращаться бесполезно. Те же, кто обращался, чаще всего называют независимых юридических консультантов и суд. Именно они в основном реально помогают предпринимателям защитить свои интересы.
У 66% экспертов гос.органов. при проверке споры с предпринимателями не возникают, или они решают их путем компромисса. 27% экспертов считает, что их службы чаще решают споры с предпринимателями в судебном порядке, 16% экспертов сталкивались с обжалованием решений их служб в вышестоящих органах.
Обращают на себя внимание факты, когда контролирующие органы фиксируют незначительные, мелкие нарушения, осуществляя проверки с периодичностью два – три раза в месяц, это наводит на мысль о субъективном отношении к объектам проверки.
В качестве основных причин такой ситуации выделяются (по информации из других субъектов РФ): недостаточность (или отсутствие) бюджетного финансирования ряда контролирующих организаций (испытательные лаборатории, органы обязательной сертификации и т.д.),вынуждающее их должностных лиц “зарабатывать” себе средства самостоятельно; низкий уровень заработной платы сотрудников контролирующих организаций; “добросовестность и инициатива” ряда сотрудников, стремящихся выполнить все требования многочисленных инструкций и указаний, без правового их анализа и размышлений.
Опрос показал, что предприниматели положительно относятся к тому, когда их проверяют эксперты с достаточно высокой квалификацией, так как такие эксперты могут не только найти нарушение, но и подсказать, как правильно его устранить. Достаточно хорошие отзывы были получены об уровне квалификации экспертов Калужского городского центра санэпиднадзора.
При этом отрицательное отношение у предпринимателей вызывают проверки, которые производят органы, слабо разбирающиеся в специфике проверяемого предприятия.
Как показал опрос экспертов государственных органов, государственные органы уделяют достаточно много внимания повышению квалификации своих сотрудников. 89 % опрошенных экспертов сообщили, что в их службах проводится периодическое обучение работников и их аттестация. Но периодичность проведения обучающих семинаров и аттестации в различных органах значительно различается.. Среди полученных ответов встречаются следующие варианты - 1 месяц, 6 месяцев, 1 год, 3 года, 4 года; 5 лет. По-видимому квалификация экспертов может зависеть от отношения организации к данным вопросам.
Опрос показал, что большинство государственных органов при проведении проверок взаимодействует между собой, это подтвердили 75% опрошенных экспертов. Причем постоянное взаимодействие происходит на основе различных соглашений, графиков совместных работ, положений о взаимодействии и других форм сотрудничества.
Это показывает, что организация плановых, комплексных проверок возможно реализовать не только через установление правовой нормы, и соглашение между проверяющими органами.
Какие же предложения были получены от предпринимателей и экспертов гос.органов по вопросам упорядочивания контроля над предпринимательской деятельностью?
- Ввести в действие на уровне Калужской области применение контрольного журнала (книги) учета проверок контролирующих органов.
54% опрошенных предпринимателей поддерживает введение книги проверок в Калужской области. Посредством введения журнала планируется обеспечить защиту прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства, скоординировать деятельность контролирующих органов, упорядочить и систематизировать проверки субъектов малого предпринимательства.
- Необходимо установить точное количество организаций, осуществляющих функции контроля и надзора на уровне Калужской области, как субъекта РФ.
- Разработать механизм информирования предпринимателей о порядке проведения проверок и консультирования по спорным вопросам, возникающим в ходе проверок. Данный механизм предлагается разработать областным органам исполнительной власти.
- Эксперты государственных органов предложили следующее:
- упорядочить учет предприятий;
- вручать предпринимателю список контролирующих органов при получении свидетельства о регистрации;
- начинающим предпринимателям сдавать тех. минимум в обязательном порядке;
- предоставлять предпринимателям необходимые сборники нормативных документов;
- уменьшить количество контролирующих органов;
- уменьшить количество проверок;
- принять нормативные акты по защите прав предприятий;
- законодательно регламентировать контроль на федеральном уровне.