А.С. Сагин,
Уральская Академия Государственной Службы
при Президенте РФ
Состояние и поддержка малого бизнеса в Свердловской области и г. Екатеринбурге
1. Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса в Свердловской области >>>
2. Место и роль предприятий малого бизнеса в развитии г. Екатеринбурга >>>
3. Оценка осуществляемой поддержки предприятиям малого бизнеса в г. Екатеринбурге и их текущие состояние >>>
Данный обзор представляет собой выдержки из дипломной работы студента Уральской Академии Государственной службы при Президенте РФ на тему “Управление малым предпринимательством как средство решения задач развития муниципального образования на примере г. Екатеринбурга”.
1.Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса в Свердловской области
Формирование инфраструктуры малого предпринимательства - приоритетное направление обеспечения его устойчивости и роста. Опросы предпринимателей показывают, что среди называемых ими основных проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, неразвитость инфраструктуры занимает четвертое-пятое место после таких проблем, как высокие налоги, нестабильность законодательства, дефицит финансовых средств и др.
Под инфраструктурой поддержки малого предпринимательства понимается совокупность государственных, общественных, коммерческих организаций и других специализированных институтов, непосредственно обеспечивающих нормальные условия жизнедеятельности малого бизнеса путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых, имущественных и других деловых услуг. К объектам инфраструктуры в широком смысле относятся организации, оказывающие непосредственную поддержку и содействие малым предприятиям, структуры, регулирующие малый бизнес (отделы регистрации, налоговые, торговые и прочие инспекции), общественные объединения предпринимателей (союзы, ассоциации), которые объединяют усилия, представляют и лоббируют их общие интересы. Малые предприятия, индивидуальные предприниматели, как и другие хозяйствующие субъекты, используют в своей деятельности существующую рыночную инфраструктуру экономики области. В Свердловской области, например, функционируют 28 коммерческих банков и 101 их филиал, 3 биржи, 66 страховых компаний, более 200 аудиторских фирм, около 10 лизинговых компаний, десятки маркетинговых организаций, юридических, информационных, консультационных фирм. Крупные предприятия многие элементы инфраструктуры создают себе сами: информационные, маркетинговые, юридические отделы и др. Малые предприятия так действовать не могут вследствие ограниченности собственных ресурсов. Но правила на рынке одинаковы для всех. Для успешной конкуренции, раскрытия внутренне присущих малому бизнесу динамизма, гибкости и возникла потребность создавать специализированную инфраструктуру, преимущественно ориентированную на малое предпринимательство. Организации инфраструктуры, созданные с государственным участием, оказывают содействие малому предпринимательству, как правило, на более выгодных условиях, отличных от рыночных (льготные кредиты, бесплатные консультации, дешевая аренда, услуги по пониженным расценкам). Это и выделяет их из более широкой совокупности организаций, специализирующихся также на оказании деловых услуг, но на коммерческой основе.
Формирование элементов инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях начато в 90-х годах. В этом процессе участвуют государственные органы, деловые круги, зарубежные и международные организации. Правительство РФ приняло ряд постановлений по созданию в стране инфраструктуры малого предпринимательства: о развитии лизинга, образовании сети региональных агентств поддержки малого бизнеса и информационно-аналитических центров предпринимательства, создании федерального фонда поддержки малого предпринимательства и фонда поддержки малых форм предприятий в научно-технической сфере и др. Развитие инфраструктуры малого бизнеса является одним из основных направлений во всех трех федеральных программах государственной поддержки малого предпринимательства, реализованных в 1994-1999 гг. В соответствии с первой программой (1994-1995 гг.) было реализовано за счет средств федерального бюджета несколько пилотных проектов по созданию отдельных объектов инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки) в некоторых субъектах РФ. Во второй федеральной программе (1996-1997 гг.) главное внимание было уделено созданию в каждом субъекте РФ минимального набора наиболее простых и необходимых объектов инфраструктуры малого бизнеса путем тиражирования уже апробированных организационных схем на основе привлечения на паритетных началах средств федерального и региональных бюджетов. Особенность третьей программы (1998-1999 гг.) - развитие инфраструктуры с ориентацией на создание сети специализированных финансово-кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов. По данным Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на начало 1999 г в стране действовало 80 региональных фондов развития предпринимательства, 98 учебно-деловых центров, 47 агентств поддержки малого бизнеса, 31 информационно-аналитических центров, 54 бизнес-инкубаторов, 50 технопарков и т.д.
В Свердловской области в 1995-1999 гг. реализовано три областные программы государственной поддержки малого предпринимательства, В программах содержалось несколько десятков мероприятий, направленных на создание и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, реализация которых позволила создать основу областной инфраструктуры поддержки малого бизнеса. В эту систему входят государственные и общественные структуры, организации, созданные с государственным участием, коммерческие структуры, оказывающие деловые услуги малому бизнесу и работающие при организационном содействии по отдельным мероприятиям органов исполнительной власти и муниципальных образований. Созданы Центр содействия предпринимательству Свердловской области, отдел развития малого предпринимательства в Министерстве экономики и труда Свердловской области, отдел развития новых форм самозанятости в Департаменте федеральной государственной службе занятости населения по Свердловской области, отдел развития конкуренции и предпринимательства в Свердловском территориальном Управлении Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. При Правительстве области функционирует областной координационный совет по развитию малого предпринимательства. В соответствии с постановлением Правительства области созданы региональное агентство поддержки малого бизнеса, региональный информационно-аналитический центр предпринимательства, технопарк, муниципальные фонды развития предпринимательства. Правительством области утвержден перечень 12 информационных и консультационных услуг, оказываемых предпринимателям бесплатно органами исполнительной власти и организациями инфраструктуры, созданными с государственным участием. Органы власти активно взаимодействуют с другими объектами инфраструктуры: Свердловским областным союзом предприятий малого бизнеса, ассоциацией малого бизнеса, региональным фондом поддержки женского предпринимательства, региональным центром Морозовского проекта, торгово-промышленной палатой, ассоциацией независимых хлебных товаропроизводителей и др. Министерством экономики и труда Свердловской области в 1999 г подготовлено информационно-справочное издание "Инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области", в котором приведены свыше 400 государственных, негосударственных, коммерческих организаций инфраструктуры, работающие в сфере малого бизнеса (аудиторские, информационные, консультационные и юридические фирмы, маркетинговые, образовательные и выставочные организации, инновационные и инвестиционные компании, финансовые институты и др.).
Принципы формирования с участием органов исполнительной власти региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:
- адекватность инфраструктуры уровню развития малого бизнеса и реальным потребностям предпринимателей;
- создание организаций, способных самостоятельно вести предпринимательскую деятельность и доступных предпринимателям;
- финансовое, имущественное стимулирование создания объектов инфраструктуры за счет средств областного бюджета на льготных условиях, но при обязательном обеспечении частичного самофинансирования со стороны предпринимателей;
- координация деятельности и упорядочение функций различных объектов инфраструктуры на одной территории для разнообразия и расширения услуг, эффективного использования выделенных из бюджета средств и ресурсов.
При создании и развитии объектов инфраструктуры используются следующие формы финансовой государственной поддержки: участие в формировании уставного капитала, льготное кредитование, предоставление поручительств по коммерческим кредитам, налоговые льготы, госзаказы, льготы при аренде помещений и оплате коммунальных услуг, компенсация части затрат при организации выставок продукции малых предприятий и др.
Вместе с тем, отдельные примеры успешной работы организаций инфраструктуры не заслоняют имеющиеся проблемы и необходимость далее совершенствовать эту работу. По данным экспресс-опроса Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, почти во всех регионах количество объектов инфраструктуры недостаточно. Как на федеральном, так и региональном уровне отсутствует целостная продуманная политика, концепция развития инфраструктуры малого бизнеса. Это приводит к тому, что велик элемент стихийности в создании инфраструктуры, а потребности предпринимателей в отдельных видах деловых услуг удовлетворяются не полностью. Сейчас десятки, а то и сотни организаций инфраструктуры Свердловской области занимается предоставлением информации, консультированием, обучением, но мало специализированных организаций, которые могут для малого предприятия подобрать производственное или офисное помещение, земельный участок, на приемлемых условиях предоставить в лизинг оборудование, оказать содействие в получении и реализации государственного или муниципального заказа, установлении контактов с крупными предприятиями. Нет специализированной инфраструктуры по содействию в развитии ремесленничества, народных промыслов. Имеет место недостаточная информированность предпринимателей о наличии соответствующих объектов инфраструктуры, перечне предоставляемых ими услуг, условиях их получения. Снижает эффективность работы некоторых организаций инфраструктуры недостаток квалифицированных кадров, оргтехники, неприспособленность помещений. Некоторые коммерческие структуры предоставляют услуги по недоступным ценам для многих малых предприятий, а сами услуги являются, порой, малосущественными для решения практических дел. Ряд предприятий инфраструктуры находятся в неустойчивом финансовом положении, из-за недостатка средств зачастую отступают от своего целевого профиля и зарабатывают средства хотя бы на собственное содержание любыми средствами.
Когда начинаются деловые контакты между предпринимателями различных регионов, сразу обращается внимание на то, что в сфере инфраструктуры имеется понятийная путаница. На практике, зачастую, “бизнес-инкубатор” может ничем не отличаться от “технопарка”, “фонд поддержки” от “социально-делового центра” и т.д. Под одним и тем же названием в соседних регионах могут функционировать разные по функциям организации инфраструктуры, что затрудняет работу предпринимателей.
Имеет место неравномерность развития инфраструктуры в муниципальных образованиях, которая вызвана не только неравномерностью развития самого малого бизнеса, но и отношением к этой проблеме администраций и местных объединений предпринимателей.
Задача состоит в том, чтобы органам государственной власти, администрациям МО, общественным объединениям, научным, предпринимательским структурам объединить и координировать усилия по дальнейшему содействию в формировании разветвленной, доступной для предпринимателей и эффективной областной инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Назрела необходимость в систематизации этого процесса, налаживании связей между различными элементами инфраструктуры, разработке единых критериев и стандартов качества деловых услуг. Для упорядочения объектов инфраструктуры можно было бы ввести их аккредитацию или сертификацию на добровольной основе, например, в органах власти или общественном органе, таком как областной координационный совет по развитию малого предпринимательства.
Сеть объектов инфраструктуры должна иметь “пропускную способность”, адекватную потребностям малого бизнеса или даже при некотором опережающем уровне развития. Наука могла бы внести свой вклад в разработку региональных нормативов обеспеченности подобного рода учреждениями применительно к особенностям региона, уровню развития малого предпринимательства и с учетом других социально-экономических факторов. Существует необходимость в научно-исследовательской работе, изучении и более глубокой оценке состояния инфраструктуры, разработке предложений о возможностях и путях ее объединения с другими элементами поддержки малого бизнеса для создания мультипликативного эффекта, что особенно важно в условиях ограниченности ресурсов. Требует уточнения классификация и категорийный аппарат инфраструктуры и ее элементов.
В областной программе государственной поддержки малого предпринимательства на 2000г. предусмотрены мероприятия по созданию бизнес-инкубаторов, венчурного фонда, созданию новых и укреплению действующих муниципальных фондов поддержки малого бизнеса, развитию малых предприятий деревообрабатывающего профиля путем организации филиалов сервис-центра по деревообработке в городах области, формированию специализированной инфраструктуры поддержки ремесленничества и народных промыслов.
2. Место и роль предприятий малого бизнеса в развитии г. Екатеринбурга
Екатеринбург — один из крупнейших многофункциональных экономических центров России, несущий в себе многие прогрессивные черты и достоинства, а также недостатки и противоречия подобных городов. К началу 20-го века Екатеринбург из типичного “горного города” трансформировался в промышленно-купеческо-банковский центр. Второй этап (1928- 1941гг.) характеризовался воплощением в жизнь новой модели экономического развития— “регионального комбината”, в процессе реализации которой в городе стали создаваться крупные комбинаты, начиная от объектов тяжелой индустрии и кончая детскими садами. Именно в это время зародился “город-рабочий” и стало складываться индустриально-городское общество. Третий этап (1941-1965 гг.) трансформации экономической структуры города был связан с военной доминантой, со строительством предприятий ВПК. Специфика четвертого этапа (с середины 60-х годов до конца 80-х годов) выражалась в принятии городом модели “комплексного социально-экономического развития”. Город стал рассматриваться как территориальная социально-экономическая система. Начало пятого этапа (90-е годы) характеризуется как конечная фаза столетней войны, исходный момент перехода от промышленной эпохи к постиндустриальной.
Глубинные изменения, имеющие место в национальной экономике за последнее десятилетие, прямо или косвенно сказались на развитии города. Наряду с распадом многих крупных предприятий на меньшие подразделения (том числе и на полностью независимые малые предприятия), которые концентрируют свою деятельность на ограниченном числе технологий и способны более легко реагировать на вызовы конкуренции, в городе возникли новые виды обслуживающих производств (банки, страховые и другие финансово-кредитные организации, компьютерные, информационные, рекламные, юридические и иные предприятия). Для реструктуризация экономики город имеет различные последствия. Во-первых, отношения между хозяйствующими субъектами, предпринимателями и администрацией города приобретают сложный характер. Во-вторых, подавляющее большинство организаций уже не могут обеспечивать своих рабочих жильём, условиями для отдыха и иными социальными благами. Вместо этого от организаций ожидается, что они исправно будут отчислять налоги в бюджет, платить своим рабочим достаточную заработную плату, за которую последние сами будут удовлетворять свои потребности. В-третьих, от города ожидается, что он обеспечит эффективное управление системами жизнеобеспечения, которые будут способствовать активизации предпринимательской деятельности. В условиях, когда роль города как экономического субъекта и управляющего резко уменьшается, городские власти должны концентрировать усилия на управлении жизненно важными видами обслуживания — инфраструктуре, образовании, общественном здоровье, экологии и других, необходимых для городского сообщества функциях.
Следует подчеркнуть, что реструктуризация городской экономики, формирование сектора обслуживания, отвечающего современным требованиям, находится в начальной стадии. Созданы лишь первые ростки для структурной перестройки и экономического роста.
Дальнейшее развитие этих процессов возможно лишь при учете всех ресурсов и наметившихся тенденций, что определено в стратегии развития города Екатеринбурга до 2015 года.
Малый бизнес не может быть целью и направлением стратегии развития города, это механизм реализации планов и задач. Этот механизм приводит в действие ресурсы, возможности и потенциал, позволяя достичь установленных в выбранных направлениях, где основной инструмент этого механизма — создание малых предприятий.
Роль малого бизнеса в направлениях развития города Екатеринбурга:
Направления развития города Екатеринбурга:
- Совершенствование системы управления городом;
- Развитие экономики;
- Развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни;
- Упорядочение системы внешних функций и связей.
Реализация первого направления состоит в сочетание коммерциализации (эффективности использования факторов, ресурсов и технологий) с достижением общественно значимых целей. Таким образом, здесь можно выделить следующие задачи:
- Разделение коммерческой деятельности и социальных программ;
- Создание казны города с четким определением ресурсов города;
- Анализ эффективности использования недвижимого, движимого и другого имущества, а так же бюджета;
- Передача неэффективно используемого движимого и недвижимого имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление и другие формы частным предпринимательским структурам, имеющим опыт в конкретных видах деятельности (совместные формы собственности, доверительное управление муниципальным предприятием);
- Разработка крупных инвестиционных проектов с особыми социальными условиями и каталога инвестиционных проектов;
- Создание муниципального залогового фонда;
- Распределение муниципального заказа.
Реализация второго направления состоит в предании экономики предпринимательского характера и уходе от градообразующих и обслуживающих потребностей города. К задачам встающим на данном этапе относят: Реструктуризация экономики, выправление гипертрофированной роли ВПК и упрочнение много функциональной структуры. Переход от преобладающего крупного машиностроительного производства (моно структуры) к высокорентабельным научно-техническим, проектно-конструкторским и сервисным производствам; обслуживающим производствам коммунальным, коммуникационным, юридическим, маркетинговым, лизинговым и т.д. сборочным производствам высокой технологической сложности, в том числе филиалами крупных зарубежных компаний; лизинг; упаковочный комплекс; торгово-транспортный комплекс.
При реализации третьего направления необходимо понимать, что человеческий потенциал - основной смысл и определяющий фактор стратегии городского развитая. Для развития человеческого потенциала и повышение качества жизни необходимо:
- Развитие услуг образования и обучения в т.ч. профессионально-технического и повышения квалификации;
- Инновационная деятельность, соединение научного потенциала с предпринимательской активностью и достижением конкретного коммерческого результата;
- Унификация инфраструктуры торговли и услуг в соответствии с из меняющимися требованиями городской среды;
- Утилизация и использование вторичных отходов и отходов жизнедеятельности.
Для упорядочения системы внешних функций и связей нужна своя ниша евроазиатского центра в глобализированной мировой экономике. Для этого следует:
- Создание городской торговой марки и франчайзинг;
- Представительства крупных фирм, филиалов банков, фондов, меж и над региональных государственных и общественно-политических структур;
- Развитие территориального общественного самоуправления;
- Передача отдельных полномочий негосударственным организациям, общественным объединениям и ассоциациям.
Администрация города содействовала развитию малого бизнеса в соответствии с “Планом поддержки малого предпринимательства в г. Екатеринбурге в 2000-2001 гг.”, утверждённого Главой города. В плане шесть разделов, несколько десятков мероприятий, направленных на организационную, финансовую, имущественную, информационную, консультационную, образовательную и другие виды поддержки малых предприятий.
Управлением государственной регистрации администрации города в 2000-2001 гг. организовано 60 информационных семинаров для вновь зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, в которых приняли участие свыше 1200 человек. От уплаты сбора за регистрацию предпринимательской деятельности решением Городской Думы освобождены индивидуальные предприниматели следующих категорий:
пенсионеры, ветераны труда, одинокие матери, родители многодетных семей, студенты и учащиеся дневных отделений учебных заведений, инвалиды I и II группы, инвалиды с детства, участники ВОВ и участники войны в Афганистане, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним граждане.
При содействии администрации города созданы объединения предпринимателей:
“Ассоциация, независимых хлебных производителей”, “Ассоциация производителей и продавцов мороженого”, “Ассоциация производителей мясопродуктов”, городской союз парикмахеров “Парикмахеры Урала”, ассоциация “Фотобизнес”, ассоциация Уральских маркетинговых фирм, некоммерческое партнёрство сферы услуг “Сервис-Урал” и др.
Администрация города предоставила льготы по аренде помещений и оплате за коммунальные услуги бизнес-инкубатору Екатеринбургской палате товаропроизводителей. Проведён городской конкурс среди предпринимательских структур на право организации второго бизнес-инкубатора. Определён победитель, которому администрацией города предоставляются на льготных условиях помещения (около 1000 кв. м.), будут отмечены и поддержаны другие участники, представившие интересные проекты. Участники конкурса решили объединиться в городскую ассоциацию бизнес-инкубаторов и совместно развивать это направление поддержки малого бизнеса.
Ежегодно, начиная с 1997 г, постановлением Главы города определяется льготирование арендной платы, отсрочки платежей, компенсации затрат на капитальный ремонт помещений и прочие льготы, снижающие финансовые затраты арендаторов. Подобные льготы получают малые предприятия, попадающие под категорию социально значимых. Сумма льгот за счёт средств бюджета только по предприятиям торговли и общественного питания составила 2,4 млн. руб. За два года льготы по арендной плате получили около 600 субъектов малого предпринимательства. Администрация города оказала содействие 10 малым предприятиям в размещении своего производства на территории крупных предприятий.
В городе 1068 предприятий бытового обслуживания населения, из них 81% являются частными, в основном, субъектами малого предпринимательства. В ходе реализации городской программы “Развитие бытового обслуживания города в 1998-1999 гг.” создано 176 новых предприятий бытового обслуживания с 599 рабочими местами. 310 предприятиям, оказывающим льготные бытовые услуги малообеспеченным категориям населения, предоставлены льготы по арендной плате, а 8 предприятиям произведено зачисление в счёт оплаты за аренду средств, направленных на капитальный ремонт помещений.
Ежегодно, начиная с 1997 г, под патронажем администрации города осуществляется, как правило, в течение 3-х дней программа “Дни малого бизнеса в г Екатеринбурге”. Состоялись выставка-ярмарка продукции малых предприятий, выставка учебно-консалтинговых программ, деловые встречи, ознакомление с опытом с выездом на предприятия, конференции, форумы, конкурсы, семинары, в которых приняли участие свыше 2400 горожан и около 100 гостей из городов области и Уральского региона.
Оказывалось содействие в развитии малых предприятий торгового профиля. В результате реконструировано и введено вновь мини-рынков и торговых остановочных комплексов в 1999 г-145 ед., в 2000 г - 163 ед. (справочно: всего их 526 ед.). Новые объекты отличаются приятным внешним обликом и благоустройством прилегающей территории. Администрацией города выполняются значительные мероприятия по упорядочению и регулированию деятельности технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, которая осуществляется в основном малыми предприятиями. Требования:
наличие парковки, навеса, производственных площадей, зоны отдыха клиентов и др. Реконструировано и построено в 1999 г - 32 , а 2000 г - 24 автосервисных предприятий (всего в городе 221 автомастерская и станция технического обслуживания). При содействии комитета по транспорту администрации города семь субъектов малого предпринимательства организовали городские пассажирские перевозки на 14 маршрутах. Осуществляется информационная поддержка малого предпринимательства. Ежегодно специалистами структурных подразделений администрации проводится более 2500 консультаций субъектов малого предпринимательства, подготовлены каталоги инвестиционных проектов, незагруженных производственных площадей, малых и средних предприятий (238 ед.), желающих сотрудничать с иностранными компаниями.
При содействии городского отдела занятости населения проводилось финансирование в виде субсидий безработных граждан, из числа нуждающихся в социальной защите и пожелавших организовать собственное дело. В 1999-2000гг 40 безработным выделены субсидии на общую сумму 310 тыс. руб., на компенсацию затрат за регистрацию предпринимательской деятельности в 1999 г затрачено 669 тыс. руб., на обучение основам организации бизнеса направлено 149 тыс. руб. Получили бесплатные консультации по вопросам организации предпринимательской деятельности около 1000 граждан.
В г. Екатеринбурге в 2000 г действовало свыше 15 тыс. малых предприятий, 33 тыс. индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Доля субъектов малого предпринимательства в экономике города по численности работающих - 23,8 %, объёму произведённой продукции, работ, услуг - 25,5 %, поступлениям налогов в бюджет- 16%.
По статистическим показателям малый бизнес в Свердловской области находится на 7-8 месте среди субъектов Российской Федерации по количеству предприятий и по объёму реализуемой продукции, а доля работающих не превышает 9-ти % от общего числа занятых в производстве регионов. Структура производства Свердловской области, где преобладают крупные металлургические, машиностроительные и оборонные предприятия оставляют малому бизнесу не более 8-ми % общего объёма производимой продукции и услуг. Данный показатель в городе Екатеринбурге составляет уже 15 % из которых 80 % составляет сфера торговли и услуг, что естественно для областного центра, столицы Урала и Федерального округа. Для сравнения этот показатель для г. Москвы составляет более 40 %. Таким образом, статистическая оценка состояния малого бизнеса в г. Екатеринбурге, по отношению к аналогичным показателям по Свердловской области и России в целом, говорит о возможности текущего развития малого бизнеса в г. Екатеринбурге, как в отношении объёма реализуемой продукции, так и в отношении численности занятых в производстве и количества работающих в предприятии. С другой стороны, маркетинговые исследования опроса общественного мнения и анализ ситуации показывают гораздо большее влияние малого бизнеса в жизни города Екатеринбурга, чем это отражено статистикой. Большое количество маленьких магазинов, киосков, частные маршрутные такси, огромный рынок строительных услуг — это все малый бизнес, с которым жители города сталкиваются ежедневно. В структуре оборота малых предприятий до 50% затрат составляют платежи таким же малым предприятиям другого профиля - снабжение, сбыта, услуг.