Хабаровское краевое объединение предпринимателей проводит свою VIII отчетно-выборную Конференцию. Она проходит в условиях, когда в экономике края есть признаки существенного подъема, второй год динамично развиваются отдельные предприятия промышленности, выходит из кризиса торговля. Но мы констатируем, что динамика развития предпринимательства в крае остается неудовлетворительной.
I. В течение этих трех лет мы постоянно обращали внимание властей на жесточайшую необходимость проведения реформ в социальных отраслях экономики, как базового условия для действенных мер по снижению налогового бремени, устранению административных барьеров, бюрократического произвола проверяющих и контролирующих, солидарно подавляющих конкурентные ростки – итоги предпринимательской деятельности края. До сих пор сохраняется практика, когда отдельные органы государственной власти и местного самоуправления; такие как санэпиднадзор, милиция, торговая инспекция, - превращены в орудие сведения счетов с предпринимателями, защищающими свои права и не желающими мириться с беззаконием. Причина одна: исполнительная власть наделяется все большими распределительными и контролирующими функциями, что ведет к росту численности чиновников, которые становятся бюрократами, которые и меньше всего думают о развитии предпринимательства в регионе и городе!
На каждой из Конференций ХКОП настойчиво требовало принятия мер по улучшению предпринимательского и инвестиционного климата, конкретных мер по поддержке предпринимательства. Уверенно можно сказать, что именно Хабаровское краевое объединение предпринимателей инициировало краевые Законы о залоговом фонде, инвестиционной деятельности; потребовало принятия действенной Программы поддержки и развития предпринимательства в крае и на уровне городов и районов. ХКОП не допустило безумства в системе местного налогообложения, известного как единый налог на вмененный доход.
За три года подано 46 исков, из которых по отмене нормативных актов края и городов, отдельных положений, удовлетворено 39, что в целом, по нашим подсчетам, дает основание заявить, что ХКОП сократило фискальные и прочие расходы каждого бизнеса от разрешения на рекламу, проезды, штампы, по ценообразованию и т.д., на 10-50 тысяч рублей в месяц. И чем выше уровень бизнеса, тем больше выгоды получило предприятие от ХКОП. Оспаривая в суде правовые акты краевых и муниципальных властей, ХКОП реализует и защищает право предпринимателей на экономическую свободу.
Но главный итог заключается в том, что власть в лице Губернатора, мэров, глав администраций районов, депутатского корпуса увидело в нашем Объединении консолидированную силу, способную вырабатывать и отстаивать конструктивную позицию по вопросам организации общества и поиску методов строительства эффективной экономики.
Я не называю цифр, показателей о деятельности нашего Объединения, они все есть в справочном материале, который находится у Вас на руках. Но хочу с этой трибуны назвать одну цифру: за три года в ХКОП вступило 988 предпринимателей, руководителей предприятий. Членами Объединения являются руководители банков, страховых компаний, кредитных союзов, почти всех сфер и направлений бизнеса. Тем самым Правление выполнило поручения Конференции в этой части. Осталось немного: сделать нас партнерами. И если три года назад основным субъектом наших интересов был предприниматель, торгующий на рынке, торговом центре, то сегодня деятельность ХКОП интересует руководителя самого серьезного и ответственного бизнеса. Они хорошо понимают, что добиться от властей нужного для бизнеса решения – это долгий кропотливый путь убеждения, согласования и отпора прямому противодействию бюрократии. Ярким примером служит почти годовая переписка, встречи с руководством Госкомимущества. Давали дружные обещания отрегулировать отношения между арендатором и арендодателем, между балансодержателем и арендаторам. Но все в пустую. Были вынуждены на предвыборной встрече с Главой администрации края жестко поставить вопрос: “Доколе?”. И только после этого контора зашевелилась. И так проблема за проблемой. Краевая власть не готова к рыночным преобразованиям, а общество сопротивляется реформам. Развернуть вектор развития экономики способно только и только объединенное бизнес-сообщество. Поэтому каждая наша Конференция – это поиск путей объединения интересов предпринимателей края.
Результаты деятельности нашего общественного предпринимательского объединения – итог трехлетней работы Правления, проведшего 170 своих заседаний, из которых 160 проводились в открытом режиме, рассмотрено 550 вопросов, инициированных членами Объединения. Обсуждение Правлением проблем заканчивалось поручением Председателю направить письма-предложения, письма-требования, иски. Вопросы, проблемы, задачи потребовали от членов ХКОП дополнительных инвестиций для организации дееспособной профессионально квалифицированной исполнительной дирекции. Правление пошло на этот мужественный шаг и сегодня на Конференции предстоит утверждение Положения о членских взносах. Затронув проблему самодостаточного финансирования ХКОП, считаю, что мы сделаем еще больше, если каждый член Объединения поймет, что исполнительная дирекция, каждый ее работник – это дополнительный кадровый ресурс для Вашего бизнеса. Большая кооперация ресурсов членов Объединения, позволит привлечь высококлассных специалистов для выполнения задач, поставленных нами; в результате менее агрессивней будет среда вокруг предпринимателя.
II. В условиях рыночной организации экономики политическая воля – определяющий признак исполнительной власти. Поэтому, считая, что во главе края должен быть сильный, объединяющий лидер, ХКОП на выборах в очередной раз поддержало кандидатуру В.И. Ишаева в надежде, что исполнительная власть, руководимая авторитетным Губернатором, приступит к реформированию экономики. У нас есть основания полагать, что в крае будут созданы как политические, так и экономические условия для привлечения инвестиций. Наша Организация, при этом, опасается, что количество краевых чиновников будет необоснованно расти. Этого нельзя допустить, как нельзя допустить и наделения их новыми полномочиями в сфере регулирования экономических отношений. Мы обоснованно считаем, что глава администрации не допустит подобных негативных явлений.
Наиболее плотно и продуктивно в текущем году ХКОП взаимодействовало с Председателем комитета по экономике Администрации края Левинталем А.Б., начальником отдела Шевченко А.А. Только с положительной стороны можно отметить заявления Мэра г. Хабаровска Соколова А.Н. о желании содействовать развитию предпринимательства.
Правление и Председатель ХКОП активно включались в решение конкретных вопросов, возникших в отношениях наших членов с органами власти, почти с 100% успехом. Так было, когда к нам обратились предприниматели торговых рядов “Ника”, предприниматели Кожевникова, Крижановский, рынка АО “Али”, “Березовка”. Таким образом, ХКОП, обладая высоким авторитетом в глазах общественности, использовала его в интересах членов. В последний год положительно отмечаем деятельность Прокуратуры края. На каждый наш запрос – объективный ответ. Благодаря Прокуратуре, например, мы защитили интересы членов Объединения в Амурском и Индустриальном районах.
Однако приходится констатировать, что исполнительная власть в лице замов Главы администрации и начальников отделов фактически не корреспондирует свои решения с мнением бизнес-ассоциаций, союзов; стремится решать проблему путем волевых указаний, не подкрепленных правовым и ресурсным обеспечением. Это связано еще и с тем, что только так можно обеспечить протекционизм в пользу приближенных “паркетных” фирм. Сложно, как и прежде, выстраиваются отношения с заместителем главы администрации края Толкачевым С.Г. До откровенного противоборства, взаимного отчуждения дошли отношения предпринимателей с главой администрации г. Комсомольска-на-Амуре Михалевым.
Нас не может удовлетворить деятельность аппарата полномочного представителя Президента РФ в ДВФО. Например, ХКОП направило обращение к полномочному представителю Президента Пуликовскому с предложением рассмотреть ряд проблем, в том числе и проблему незаконного взимания налога с продаж в г. Москве. Фактически, плательщиками налога с продаж являются покупатели товара - жители края, ставшие источником наполнения бюджета г. Москвы. Экономико-правовой анализ сложившейся ситуации, очевидно, свидетельствует о том, что противоправные действия московских чиновников влекут отток капитала из краевого бюджета, что в свою очередь, обусловливает отсутствие средств на финансирование образования и здравоохранения. К сожалению, представитель главы государства не дал надлежащей оценки существующим проблемам.
Предприниматели на своем опыте хорошо знают: власть эффективна, когда имеет качественную систему выполнения своих функций. Управление городом Хабаровском превратилось в архаичную бесформенную и бессистемную организацию. В такой ситуации политические, административные, инфраструктурные возможности города – техно - мегаполиса не реализуются. Городская бюрократия приспособилась паразитировать на аренде муниципальной недвижимости, выдаче разрешений и согласований. Надеемся, что г-н Соколов А.Н. положит конец архаизму управления городским хозяйством. Принятая вчера на Коллегии Мэра г. Хабаровска “Программа поддержки и развития предпринимательства на 2000-2003гг.”, разработанная с участием Правления, - хороший знак оптимизма. Конференция, надеюсь, поручит Правлению добиться от властей снижения платы аренды за землю, которая стала в несколько раз выше, чем аналогичный налог.
Мы должны и дальше добиваться своего представительства в исполнительных структурах власти всех уровней, ибо только так можно реально изменить фискальное отношение общества и бюрократии к субъектам предпринимательства. ХКОП оставляет в силе предложения Губернатору и Мэру введении полномочных представителей ХКОП в действующие коллегиальные органы, где формируются различные законопроекты, властные решения.
В следующем году состоятся выборы Законодательной Думы Хабаровского края, и необходимо сосредоточить усилия, чтобы большинство здесь представляло интересы краевого бизнеса. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы не допустить в краевую думу публику, умеющую только делить и распределять, а не добиваться принятия нормативных актов, отвечающих интересам бизнеса.
III. На нашей Конференции хочу подвести итоги празднования Дня предпринимателя-2000. С этой трибуны хочу выразить слова признательности нашему Губернатору, постановившему, что отныне День предпринимателя будет краевым праздником. Поздравляем победителей конкурсов “Человек Дела” – Тишутина А.А., “Рупор бизнеса Хабаровского края” - Шемчишину М.Е., “Человек долга” – Бодрова В.А., “Золотой Меркурий” - “Смирновъ-ДВ”. Правление ХКОП признательно руководству “Региобанка”, организовавшему собственные мероприятия в рамках празднования праздника деловых людей. С трибуны нашей Конференции хочу еще раз поблагодарить предпринимателей Макарова Е.А, Коростышевского В.Я., Севастьянова Э.Ю., Важничина Г.Е., Черната С.В., Донских С., и всех тех, кто оказал поддержку в организации Праздника. В этом году этот день, действительно, стал не только праздником предпринимателей, но и всех хабаровчан. Успешно прошли выставка-ярмарка, Дальневосточная конференция предпринимателей, а принятая Резолюция стала вкладом в развитие предпринимательства на Дальнем Востоке. Считаем, что в преддверии праздника в 2001 году можем провести Дальневосточный Экономический форум с привлечением ведущих ученых страны и должностных лиц для обсуждения актуальных вопросов развития нашего края. Полагаю, что в этом году в повестку форума необходимо включить проблему инвестиционного климата и освоения природных богатств региона. Более того, значимость Праздника деловых людей в формировании цивилизованных отношений между властью и предпринимательством, истинного образа хабаровского предпринимателя – будут значительнее, если День предпринимателя станет не только дальневосточным, но и все российским праздником.
IV.В прошлом и текущем году мы обращали внимание Губернатора на недостаточное использование политического ресурса Совета по предпринимательству Хабаровского края. Считаем, Совет будет работать более эффективно, если будет, образован Президиум Совета, намечен план работы, созданы рабочие группы по проблемным направлениям предпринимательской жизни. Анализируя итоги работы Советов по предпринимательству в крае, можем однозначно заявить: там, где Председателем Совета назначен руководитель бизнес-ассоциации; там, где привлечены к работе члены бизнес - ассоциаций; - там плодотворно работает этот консультативный орган. Там, где этого нет Председатель чаще всего использует свое положение для продвижения интересов своего бизнеса. Яркий пример: Совет по предпринимательству при Главе администрации Вяземского района. Совет востребован, если в администрациях края и муниципалитетов образованы Департаменты по предпринимательству и инвестиционной политике, наделенные ресурсом, с целью проведения ими политики, направленной на улучшение инвестиционного климата. Поэтому настаиваем на образовании полноценных органов управления, задача которых не подавлять, а поддерживать инициативу предпринимателей.
V. По нашему глубокому убеждению, в крае продолжается интенсивный вывоз и долларизация капитала, и вместе с ним стимулируется исход рабочей силы. Количество дееспособного населения уменьшается, а доля стариков и инвалидов увеличивается. Складывается впечатление, что хабаровская социально-политическая элита намеренно выталкивает инвесторов со своей вотчины.
Мы надеемся, что все органы государственной власти и местного самоуправления, депутатский корпус поймут необходимость инвестиционных фондов, застрахованных залоговыми институтами. Необходимо вовлечение в оборот краевого и муниципального имущества. Настала пора стимулирования эффективных предприятий к публичной продаже ценных бумаг на региональном рынке. К сожалению, утрачен кадровый потенциал участников рынка ценных бумаг. Многие инвестиционные проекты предприниматели строят в надежде на поддержку со стороны бюджета. Это неверный подход. Поэтому мы и внесли предложение Губернатору: полностью освободить от местного налогообложения банки, инвестиционные фонды, компании, если свои аккумулированные ресурсы они направят в развитие местной экономики. Практически во всех развитых странах власти направляют свои усилия на создание наиболее благоприятных условий для эффективного функционирования рынка ценных бумаг. Вместе с тем, мы устали повторять, что рынок ценных бумаг возможен, если будет организована обязательная публичная торговля биржевыми товарами.
Сегодня общественность края недостаточно активно поддерживает усилия предпринимателей по капитализации прибыли и ее размещении в производстве и сфере услуг на территории Хабаровского края. Нет информации о стратегии экономического развития городов и районов края в целом. Отсутствует информация об инвестиционных проектах, инициированных исполнительной властью, где предприниматели могли бы реализовать свои интересы. Очень мало информации о конкретных предпринимателях, инвестирующих свою прибыль в объекты на территории края. Отсутствуют системы поощрения таких предпринимателей. Недостаточно активно формируем положительное общественное мнение по отношению к конкретным персоналиям бизнеса.
Нам надо всячески поддерживать Администрацию края, муниципалитеты в создании краевых и местных залоговых, инвестиционных фондов, лизинговых компаний – слагаемых инвестиционной инфраструктуры. Важно, чтобы законная осторожность не стала естественной перестраховкой бюрократов. Залоговому фонду края более одного года, но с его помощью не привлечено в экономику края ни рубля инвестиций. Краевые и муниципальные инвестиционные и залоговые фонды должны решить одну проблему: стать ключом для улучшения инвестиционного климата, создания системы доверия инвесторов, в том числе и населения к деятельности банков, страховых компаний; к предпринимателю. Тем самым мы должны общими усилиями убедить граждан вкладывать средства в реальные секторы экономики. Крайне необходимы капиталовложения в информирование потенциальных инвесторов. Большую роль своим личным примером могут сыграть публичные политики, чиновники, известные в крае бизнесмены.
Предприниматели заинтересованы в успешной деятельности банков в крае лучше, чем кто-либо разделяют проблемы банков, последствия разрушения доверия вкладчиков к кредитным организациям края. Дружно призываем банки к инвестициям, но мало, что делаем для безопасности их бизнеса. Но и банкирам пора осознать: если они проявляют настойчивость в реализации реформирования организации экономики, то бюрократия будет использовать ресурс банков в своих интересах. Вместе с этим, банкиры могли бы взаимодействовать с бизнес - ассоциациями и получать достоверную информацию о клиентах.
Правление Объединения пришло к выводу, что в крае может и должен быть принят закон, гарантирующий защиту банковских вкладов хабаровчан в хабаровских банках. Такой закон давал бы гарантии вкладчикам, стимулировал кредитование, инвестиционные проекты предпринимателей.
VI. ХКОП не может обойти проблему социального сектора экономики, которым поглощается почти 80% совокупного краевого бюджета. Где существуют отрасли, способные вносить в бюджет доходов больше, чем торговля и промышленность вместе взятые, из-за существующей системы финансового удовлетворения отрасли, непомерного бремени налогов, теневого рынка, коррупции, низкой заработной платы наемного персонала, низкого уровня накоплений в экономике. Особым сдерживающим бременем в создании благоприятного инвестиционного климата остается доминирование муниципальной собственности на жилье. Именно этот факт не позволяет снять ограничения по переводу жилья в нежилой сектор. Власть должна осознать, почему муниципальное владение собственностью, замораживает значительную долю общественного богатства, не дает возможности развиваться ипотечному кредитованию. Что в конечном итоге, ведет к агонии и монополизации рынка строительных услуг и промышленности, теневизации риэлторских услуг.
Считаем приватизацию коммунального жилья, как и приватизацию земли, ведущими механизмами по привлечению капитала в экономику. Это путь к созданию системы интересов населения, вовлеченных в экономию тепла, электроэнергии, воды – расходов, которые бременем висят на хозяйствующем налогоплательщике. Отказ от дотирования ЖКХ приведет не только к экономии бюджетного ресурса, но и будет стимулировать появление новых субъектов бизнеса, позволит снизить краевые и муниципальные налоги на 20-30%. По откликам наших коллег по Объединению бизнес сталкивается с откровенным противодействием энергетических компаний, отдельных монополистов при установке контрольно-измерительных приборов типа фирмы “ЛЭРС”. Используется все: доносы, прокуратура, кумовство, травля. Недавно появилась информация, что муниципалитет ищет 420 млн. рублей для строительства жилья бюджетникам и социально незащищенным, вместо того, чтобы найти методы эффективного управления хозяйством, расселения квартиросъемщиков, задолжавших 100 млн. рублей, и финансирования системы энергосбережения, окупаемой менее чем за полгода.
Нас беспокоит организация Здравоохранения. Наша Конференция не может обойти вниманием тот факт, что государственно-муниципальное здравоохранение фактически приватизирована и стала местом, где чрезвычайно высок уровень теневого рынка. Разложение самой гуманной профессии – социально взрывоопасно! Учреждения и организации, входящие в систему здравоохранения края и города в настоящий момент организовали расчетливый произвол при заключении договоров и выборе поставщиков. Предприниматели и фирмы могут получить подряд на поставку продовольствия, оборудования или медикаментов в лечебные учреждения края и города только благодаря протекционизму и кумовству. Тоже относится к дорожным, коммунальным организациям. И это практически по всему спектру, где государственные и муниципальные предприятия “осваивают” миллиарды бюджетных денег, высосанных из кармана налогоплательщика.
Факты, которыми мы располагаем, свидетельствуют о том, что должностные лица таких хозяйствующих субъектов не заботит экономия бюджетных средств, полученных от налогоплательщиков, а беспокоит благосостояние “прикарманных” организаций. Не состоятельны ссылки, что это право руководителей госучреждений. Во-первых, это деньги налогоплательщиков, во-вторых, открытая конкуренция подрядчиков – залог эффективного использования бюджетных денег.
Образование. Правопорядок. Поддержка предпринимательства в образовании и правопорядке позволит существенно укрепить эти секторы экономики. Введение платного обучения, с одной стороны позволило ВУЗам укрепить свое финансовое положение и значительно расширить учебную базу, однако с другой стороны, закрыло доступ к высшей школе одаренным детям из малообеспеченных семей. Всем известно, что за деньги интеллект и знания не приобретешь. К сожалению, следует отметить, что уровень подготовки выпускников ВУЗов не отвечает требованиям, предъявляемым рынком. Предпринимательство обязано поддерживать и материально поощрять талантливых и одаренных студентов. Нужны поощрительные налоговые стимулы для поддержки частных школ. Мы не понимаем, почему бюджетной финансовой поддержки лишены родители, обучающие своих детей в частных учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию? И здесь большая роль принадлежит краевой думе.
В Правлении сложилось убеждение, что органы поддержки общественного правопорядка не способны защитить налогоплательщика от преступных посягательств на собственность. Складывается впечатление, что преступления практически не раскрываются. Действующие легально преступные группировки не находят отпора со стороны милиции. Правоохранительные органы преследуют большей частью легально работающих, законопослушных предпринимателей и меньше всего озабочены уровнем теневого бизнеса, который распространен при ремонтных, строительных услугах, производстве на дому продуктов питания, общественном транспорте. Приходится констатировать: милиции выгодно “шарить” по подсобкам магазинов, в складах, и невыгодно искать уголовников, преследовать откровенно теневой бизнес. Тем самым, находясь на содержании предпринимателя, правоохранительные органы, фактически, способствуют “теневикам”, направляя свою силу против законопослушного налогоплательщика. Милиция должна стать полностью подотчетной местной власти. Иначе это кошка, гуляющая сама по себе.
VII. Конференция должна однозначно заявить, что теневой бизнес – это преступная деятельность, поощряемая действующей системой управления экономикой и налогообложения, основа коррупции.
Не можем понять, как может публично заявлять заместитель начальника транспортной инспекции, что в г. Хабаровске без лицензии, а значит, без уплаты налогов, работают более 1000 транспортных средств, что в 2 раза больше, чем работающих легально. В течение этого года прекратило существование некоммерческое партнерство “Автомобилист”. Беседы с членами партнерства показали: власть, как в городе, так и на транспорте, на стороне теневиков и мздоимцев, что автобизнесменам выгоднее платить взятки контролирующим и проверяющим, чем добиваться равных условий для своей деятельности. Поэтому на одном из заседаний Совета по предпринимательству мы были вынуждены призывать Губернатора создать службу внутренней безопасности в администрациях, предприятиях, финансируемых из бюджета, для выявления и преследования мздоимцев. Призывы же не платить взятки в системе круговой поруки – насмешка, поскольку искусственная забюрократизированность управленческих процедур, их сложность, безответственность поощряется чиновничеством. Яркий пример: экспорт леса. Квоты, лицензии, милиция, бандиты – дружно очищают карман предпринимателя. Причина тому – отсутствие грамотного правового регулирований в этой сфере. Эта же причина обусловливает и отсутствие инвестиций в деревоперерабатывающую отрасль.
От предпринимателей - не членов ХКОП, часто приходится слышать заявления о том, что у них все “схвачено” в Белом или Красном Доме. Мы не радуемся за подобные успехи коллег и вынуждены заявить: отсутствие равных правил игры на рынке есть ничто иное, как фундаментальная основа кумовства, коррупции и мздоимства. Это путь разложения власти, а вместе с ней – бизнес - среды. Поэтому во всем цивилизованном мире идет бескомпромиссная борьба с этим злом.
Мы хотим обратиться к городским и краевым властям еще по одной проблеме. Бизнес не может удовлетворять организация рекламы в городе Хабаровске. Ничем не оправданная дороговизна согласований с городом, надуманные противозаконные запреты. Кроме того, полагаю, Конференция поручит Правлению проанализировать все муниципальные и краевые сборы на соответствие их налоговому кодексу, которым они запрещены и через суд потребовать их отмены.
Мы неоднократно обращали внимание на ситуацию вокруг северного завоза. Остается совершенно закрытым выбор поставщиков для поставок продовольствия, ГСМ и стройматериалов в северные районы края, финансируемые из федерального бюджета. Конкурсы проводятся с целью убедить деловое сообщество в неких “правилах игры”. Правление требует, чтобы во всех комиссиях, где вырабатываются и принимаются решения в отношении предпринимателей и организаций по освоению бюджетных средств, должны находиться представители ХКОП и других бизнес - ассоциаций.
В этом году ХКОП в очередной раз высказывало свою позицию по политике привлечения рабочей силы, иностранных коммерческих интересов в экономику Хабаровского края. Каких-либо шагов в этом направлении не сделано. Здесь доминирует китайский турист-посредник. Это ошибка. Деловым кругам надо добиваться такого положения, при котором китайский турист оставался туристом и только, без права вести предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Хабаровского края. Мы настаиваем, чтобы власти организовали краевой оптовый рынок для иностранных предпринимателей, так как сегодняшняя организация деятельности иностранных граждан – рассадник черного “нала” и коррупции.
Правление вынуждено в очередной раз поднять проблему арендных отношений. Нужны правила игры, в которых арендодатель, в лице госкомимущества, муниципалитета или предпринимателя, реализовывал свои права, не нарушая прав других участников отношений. Пример предпринимателям-арендодателям подает сама исполнительная власть, которая заключает договоры аренды на срок не более одного года, а на землю – не более чем на 5 лет. Это не позволяет, не только привлекать инвестиции, но и надлежаще обустроить объект аренды. Мы готовы принять участие в подготовке краевого закона, который бы регулировал отношения между арендатором и арендодателем имущества, находящегося в федеральной, краевой и муниципальной собственности, способного остановить произвол арендодателей и балансодержателей. Правление ХКОП сожалеет, что не вмешалось в ситуацию понуждения предпринимателей к сдаче металлолома на “Амурсталь”. Воспользовавшись правом монополиста, завод снизил дисциплину рассчетов, что стало причиной банкротства фирм, специализирующихся на сборе металлолома. Предприниматели мало сделали, чтобы сертификация из обязательной стала добровольной. Недостаточно противодействовали наращиванию монополизма со стороны “Дальспецстроя” или “Хабаровскглавлеса”. ХКОП поддерживает инициативу Правительства сократить перечень лицензируемых видов деятельности, ограничить функции бюрократии, а вместе с ними - контролирующих и проверяющих.
Правление ХКОП считает, что в крае настала пора создать независимую единую государственную лицензионную палату. Примеров произвола лицензионных комиссий, состоящих из чиновников с превратным представлением об интересах предпринимателей, возможностях их бизнеса, более чем достаточно.
VIII. По анкетным опросам членов Объединения видно, что предприниматели ставят на первое место удовлетворение потребности в информационном обеспечении, изучение мнения деловых людей. Члены Правления много усилий приложили, чтобы ликвидировать вакуум информации о проблемах предпринимательства. Выступая на радио, телевидении, на страницах газет. Но этого не достаточно! Для решения этой задачи организован наш сайт в системе ИНТЕРНЕТ(http://www.businessunion.khv.ru). Кроме того, как известно, по решению Правления мы зарегистрировали газету “Вестник бизнеса”. Финансовый и кадровый потенциал Объединения, считаю, вполне реализует проект электронной газеты, где члены ХКОП и предприниматели могут обсуждать проблемы, общаться, реализовывать свои коммерческие проекты. Членами ХКОП являются руководители таких средств массовой информации, как газеты “Хабаровский экспресс”, “Из рук в руки”, радио “Олимп” и “Восток России”. Привлечение предпринимателей к работе в нашей электронной газете позволит сделать ее инструментом ликвидации информационного дефицита! Уже сегодня к нам поступают коммерческие предложения, которые пока остаются невостребованными, поскольку не организована передача информации.
IX. Правление вынуждено в очередной раз заявить, что развитие и поддержка малого предпринимательства – это прямая задача городских и районных муниципалитетов. В условиях края эта задача проявляется крайне слабо. На уровне же края стоит задача более высокого уровня: эффективная промышленная политика. К сожалению, контуры политики внизу и на верху слабо очерчены либо просто отсутствуют! Чиновники озабочены поиском денег, но мало, что делают для их производства.
Каждый предприниматель края ежедневно конкурирует на рынке товаров и услуг. Низкая конкурентоспособность экономики – это чаще всего результат бездействия, безволия властей в поддержке предпринимательства во всех сферах экономики, и разобщенности бизнес-сообщества. Одной из задач Хабаровского краевого объединения предпринимателей является принятие властями жестких решений по сокращению общественных издержек: сокращение бюджетных расходов на содержание чиновничьего аппарата, милиции; повышение дисциплины и качества работы всех участников рынка, особенно в реализации комплексных энергосберегающих программ по сокращению издержек, направлению экономии ресурсов на финансирование инвестиционных проектов, снижение налогового бремени. Пока такой работы нет. Мы призываем мыслящую часть краевого депутатского корпуса разработать и принять краевой закон об энергосбережении и закон, о сокращении общественных издержек.
Объективную дороговизну энерго-транспортных тарифов бизнес-сообщество и власть должны рассматривать как благо, как стимул по поиску путей энергосбережения и снижения транспортных издержек, как стимул интеллектуализации конечного продукта. Никто, кроме самого хабаровского обывателя промышленность края не поднимет, не развернет тяжесть энерготарифов в пользу корпоративного хозяйствующего потребителя, не создаст конкурентную экономику. В очередной раз требуем решить проблему равенства тарифов для всех энергопотребителей!
Значительный ущерб экономике наносится тем, что обыватель значительную долю своих средств расходует на приобретение импортных товаров, завозимых китайскими туристами, и ничтожно мало делается для поддержки местного товаропроизводителя. Надо, наконец, определить, какие, минимально энергозатратные, производства в крае необходимо развивать, с чем мы можем занять свое место на российском рынке. Кроме того, г. Хабаровск, как и г. Москва, способен стать оптовой базой Дальнего Востока. Политики, предприниматели, СМИ, обыватели должны взять за правило показывать деловой среде в РФ и зарубежом, что г. Хабаровск – деловой центр Дальнего Востока. Накопление товарной массы в крае прямо связано с активностью финансовых институтов. Необходимо поставить задачу создания холдингов, стержнем которых будут являться банки, страховые и инвестиционные компании.
В конечном итоге, край нуждается в осмысленной стратегии развития. Хабаровское краевое объединение предпринимателей готово принять участие в ее выработке. Сожалеем, что Комитет по экономике краевой Администрации и Управления по экономике городов не стали органами по стратегическому планированию развития экономики края.
Изучение положений “Стратегии развития государства до 2001 года”, подготовленной под руководством нашего Губернатора В.И. Ишаева, дает нам право судить о том, что во многом мы правы, и применение на территории края грамотной стратегии способно реально улучшить экономический климат в Хабаровском крае в последующие 5-10 лет.
Сегодня остро обозначились проблемы использования лесосырьевой базы края. Есть постановление Главы администрации, в соответствии с которым, хозяйствующие субъекты обязаны 20% леса-кругляка перерабатывать в пиломатериал, готовые изделия. Колоссальное количество денежных средств лесозаготовители обязаны в соответствии с условиями конкурса на безвозмездной основе передавать в район, на оплату привычных поборов контролеров и надсмотрщиков. Вопрос: за какие деньги покупать современное оборудование, производящее конкурентную продукцию? А для работы на этом оборудовании требуется высококвалифицированный специалист. По отзыву коллег, краевые вузы, ставшие в одночасье “университетами” готовят специалистов-инженеров, не способных выполнять конкурентную работу. Поэтому у выпускников проблемы с трудоустройством.
Считаем обоснованными претензии властей к предпринимателям по эффективному использованию сырьевых ресурсов края. Заявляем, снижение экспортных цен на вывозимое из края сырье – дело рук самих предпринимателей, не объединившихся для противостояния организованному демпингу импортеров. Решать эту проблему можно, если власти будут вести диалог с предпринимателями только и только через бизнес - ассоциации, обозначившие свои интересы, согласуемые с интересами края в целом.
При этом, подчеркиваем: навязывание рынку якобы всем понятной советской разрешительной модели управления ресурсами – путь к окончательному обюрокрачиванию, а как следствие - к разложению системы государственного управления и правопорядка.
X. Партиям и политическим движениям края, завоевывающим свое право на власть, следует признать, что наиболее активным общественно-политическим рупором проблем предпринимательства, к сожалению, остается Хабаровское краевое объединение предпринимателей. Ни партия “Яблоко”, ни “Союз правых сил”, ни другие политические организации и движения правового толка не представляют какого-либо заметного влияния на общественное сознание. Не стали противовесом партии левой ориентации. Для завоевания голосов электората идет на соглашательство по принципиальным вопросам организации экономики. Редко можно встретить заявление или публичное обращение настоящих партий в поддержку предпринимательских инициатив. Поэтому обращаемся к деловым кругам края с просьбой всемерно поддерживать партии, которые являются альтернативой рупорам популизма.
Выборы в городскую думу г. Хабаровска в очередной раз показали, что общественный авторитет, престиж и доверие к персоналиям деловых кругов, претендующих на депутатское место, остается низким. Общество с подозрительностью относится к бизнесу. Это цена политической инфантильности предпринимательства. Прогнозируем, что деятельность городской думы, состоящей из людей, находящихся на содержании бюджета, приведет к новым формам поборов, отказу от реформирования социальных отраслей экономики, подавлению предпринимательской активности. Перед нами стоит задача консолидации бизнес-сообщества в противостоянии с потребительским отношением общества и власти к предпринимателям и экономике в целом. Правление ХКОП считает, что в существующей атмосфере надо чаще и больше разъяснять, показывать хабаровскому обывателю лучшие качества предпринимателя, его трудовую и деловую активность на пользу общества, шире использовать средства массовой информации.
ХКОП на примерах благотворительных акций показало хабаровскому обывателю истинное лицо хабаровского предпринимателя, его патриотизм, показало, что алчность и стяжательство не являются основным мотивом его деятельности. Наоборот, члены ХКОП активно и бескорыстно участвуют в благотворительных акциях. Известные победы юных хабаровчан на международных музыкальных культурных конкурсах осуществились благодаря членам ХКОП, показали миру, что на Дальнем Востоке есть культура, здесь формируется новое поколение российских граждан. Только при праздновании “Дня Предпринимателя” было направлено 300 тысяч рублей из кассы членов Объединения. При этом мы опять вынуждены повторять: Чиновники, прекратите просить деньги на помощь больным и инвалидам. Больше пользы принесете, если поможете изменить краевой закон о благотворительности, сделаете выгодным процесс превращения предпринимателя в мецената. Вынуждены поднять проблему демпинга отдельными муниципальными предприятиями под ширмой благотворительности. Нонсенс, когда администрация города требует перечислять некую сумму коммерческому предприятию “Ветеран”.
Для того чтобы поднятые сегодня Правлением Объединения проблемы в организации экономики края, предпринимательской жизни были решены, прежде мы сами должны решить самую сложную задачу: переход количества предложений-требований в органы власти в качество самих инициатив, идущих от недр Хабаровского краевого объединения предпринимателей.
От Объединения власть ждет нормативные акты, краевые, городские законы, в которых наш подход решения проблем, необходимо добиваться их принятия. Настоящая работа требует качественного изменения состава членской базы нашего Объединения. Хабаровское краевое объединение предпринимателей должно стать привлекательным для руководителя солидного бизнеса. Бизнеса, в котором задействованы квалифицированные специалисты, способные проявить свой талант в работе над проектом любого нормативного акта. Поэтому обращаюсь в вашем лице к каждому члену нашего Объединения: вчера Вы подставили нам свое плечо, сегодня просим Вас убедить своего партнера, чтобы и он сделал этот шаг. С этой трибуны обращаюсь ко всем представителям деловых кругов края: без совместных солидарных действий бизнес-среда края не превратит власть в инструмент реформирования экономики, а значит, не создаст условия для повышения конкурентоспособности для собственного бизнеса. Опыт комсомольского завода “Дакгомз” нагляден и поучителен. В условиях нашей экономики деньги инвесторов приходят, чтобы работать так, откуда они пришли. Требуют власти в малом и большом.
Прозвучавшие в отчетном докладе выводы и предложения являются результатом работы Правления, Председателя и исполнительной дирекции Объединения. Это итог анализа Ваших идей и уплаты членских взносов. Без Вашей солидарной поддержки не было бы нашего предпринимательского форума. По сложившейся практике все выводы и предложения выступающих будут обобщены в Резолюции, которая будет направлена в Правительство, представителю Президента, Губернатору, руководителям федеральных органов власти и органов местного самоуправления. Поэтому чрезвычайно важно, что бы все то позитивное, способное существенно повысить уровень эффективности краевой экономики, было высказано и нашло отражение в итоговом документе Конференции. Сегодня у нас отчетно-выборная Конференция. Наша важнейшая задача избрать дееспособный состав руководящих органов, задача которого поднять авторитет нашего Объединения на качественно новый уровень, решить проблемы организационно-финансового строительства Хабаровского краевого объединения предпринимателей. Хочу напомнить – это ваше Объединение, и в решении этой задачи равнодушных не должно быть.
Заканчивая свой доклад, хочу обратить Ваше внимание на символичность событий. Наша Конференция проходит в одно и то же время инаугурацией вступления в должность Главы администрации Хабаровского края В.И. Ишаева. Через 10 дней страна войдет в 21 век. Будем под руководством Губернатора решать проблемы экономики края. У нас все получиться, потому что “Вместе мы – сила!”
Задачи на 2001 год
1. Основной стратегической задачей вновь избранного состава Правления на предстоящие три года являются действия, направленные на формирование нетерпимости деловых кругов к любой форме антирыночных, противоправных действий властей всех уровней; защиту законных интересов каждого члена Объединения.
2. Не менее важной и благородной является задача по формированию у общественности позитивного отношения к предпринимателю – члену ХКОП как к личности, как к субъекту экономических отношений.
3. Необходимо добиваться от властей конкретных шагов по реформированию социальных отраслей экономики края, в первую очередь ЖКХ, как одного из основных потребителей денег налогоплательщика. Итогом реформы должно стать снижение краевого и муниципального налогообложения минимум на 30%, как основополагающего условия создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.
4. Подвергнуть скрупулезному анализу отношения власти и бизнеса в сырьевых отраслях экономики, и в первую очередь в лесной добывающей и перерабатывающей отраслях в целях устранения административного протекционизма, произвола, барьеров.
5. Добиваться не менее чем на 30% сокращения количества государственных и муниципальных служащих, и на этой основе существенно повысить материальную заинтересованность чиновников за развитие территориальной экономики и малого предпринимательства.
6. Добиваться от властей обязательной открытости конкурсов на заключение всех хозяйственных договоров без исключения с учреждениями и организациями, финансируемыми из бюджета.
7. Добиваться, чтобы из бюджета каждого города и района края не менее 10% доходной части направлялось на финансирование инвестиционных проектов.
8. Добиваться налоговой амнистии для промышленных предприятий Хабаровского края или замораживания налоговых долгов сроком минимум на 10 лет.
9. Добиваться от властей создания краевых государственных и муниципальных инвестиционных и залоговых фондов.
В области организационного строительства ХКОП:
1. Увеличить на 500 членов Хабаровское краевое объединение предпринимателей.
2. Закончить формирование Союзов, Ассоциаций по профессиональному и отраслевому признаку.
3. Довести ежемесячные доходы Объединения за месяц в среднем до 100 тыс. рублей.
Содоклад Шулепова Е.Н. – Председателя Хабаровского краевого объединения предпринимателей на тему Аналитического доклада
“Состояние и политика формирования благоприятного предпринимательского климата в Хабаровском крае”
23 января 2001 года
Здесь и сейчас рождается событие, последствия которого, уверен, обязательно отразятся на развитии экономики Хабаровского края, на ее конкурентоспособности, на инвестиционном климате. Впервые за последние 10 лет ученые-экономисты подвергли арифметическому анализу не состояние отдельной отрасли, не организации отдельного направления в экономике края, а поставили перед собой комплексную задачу – попытаться ответить на вопрос: почему отдельные граждане, узкая прослойка в обществе и государстве стремится реализовать себя в бизнесе, что их стимулирует и что мешает им в этом. Почему предприниматель возлагает на себя вместе с бизнесом бремя налогоплательщика, не сравнимое с другими членами общества, бремя налогового агента, бремя человека, на которого волевым порядком возложена обязанность решать вопросы государственного строительства, который находится в постоянном конфликте с разного рода проверяющими и контролирующими органами, агентами самого государства, которые продолжают руководствоваться нормативными документами для планово-распределительной организации экономики государства?
В предоставленном нам Докладе обозначена попытка понять проблемы предпринимательства с точки зрения воспроизводства его самого и его влиянии на экономику в целом. Это связано с тем, что в условиях Хабаровского края и России в целом, пока чрезвычайно мало статистической информации, поэтому нет возможности для математического моделирования развития предпринимательства – итога научного исследования. Поэтому Аналитический доклад опирается в первую очередь на анкетный опрос субъектов предпринимательской деятельности; который не очищен от нравственно-личностных оценок действительности самого опрашиваемого; критерии, которые формируются на основе инертности общественной морали и фантазий ожиданий.
В исполнителях Аналитического доклада присутствует и моя фамилия, но если откровенно, то мое участие здесь небольшое, если не считать того, что ХКОП предоставило все имеющиеся в своем распоряжении доклады, выступления, резолюции, обращения в органы власти, которые в определенной мере включают и мои личные взгляды на организацию экономики. Мы также регулярно проводим аналитический опрос членов нашего Объединения, которые также подтверждают выводы ученых. Например, из ста опрошенных самой актуальной проблемой назвали высокие налоги, на втором месте – проблемы развития предпринимательства, на третьем месте – поддержка местных товаропроизводителей, и на четвертом – проблема кредитования. Опрошенные члены нашего Объединения в основных целях деятельности Организации на первое место ставят защиту интересов членов ХКОП от произвола чиновников, на второе место – продвижение целевых программ по поддержке предпринимательства, и на третье место – лоббирование интересов предпринимательства в органах власти. Это дает право сделать вывод, что налоги и произвол бюрократии, потребность в программах по развитию предпринимательства указывают на уровень отчуждения предпринимательства с государством, а также с системой управления интересами общества в целом. Конкретный предприниматель в лице чиновника видит врага своему делу, что вполне закономерно, поскольку общество и государство, которое оно создает, атавистически не воспринимает “рыночную” философию производственных отношений.
Вместе с тем, более 55% опрошенных считают, что их бизнес либо успешно развивается, либо сохраняется на уровне прошлого года. И почти 30% опрошенных ищут(!) новые направления для применения своих возможностей. Об этом показателе надо говорить подробно, поскольку здесь ответ на вопрос: как будет развиваться экономика края в будущем. Из таблицы №3 Аналитического доклада видно, что в торговле - банке малых предприятий, сосредоточена пятая часть занятого населения. Почти в три раза сократилось количество работающих в строительстве - отрасли, определяющей уровень деловой активности и состояние инвестиционного климата. Возникает вопрос: где и в каких сферах экономики края возможно развитие малого предпринимательства? Ответ лежит в анализе торговли. Сегодня, не смотря на произвол бюрократии, торговля остается сферой со сравнимо меньшим уровнем государственного вмешательства и регулирования. Здесь меньше всего бизнес сталкивается с административными барьерами, чем в других отраслях экономики. Здесь больше возможностей для компенсации фискального бремени. Здесь высок уровень реализации экономической свободы, основного права человека.
Настоящий Аналитический доклад – попытка науки стать полезной для предпринимателя. Первый шаг в доказательстве, что без научного обоснования нельзя выстроить мероприятия в поддержке и развитии предпринимательства. И здесь надо сказать большое “спасибо” администрации края, профинансировавшей настоящую работу ученых.
Политика формирования предпринимательского климата не может быть эффективной без изучения структуры потребностей человека, их места в потребительской корзине. Анализ показывает, что на первом месте у современного человека стоит потребность в жилье, крыше над головой для себя и своей семьи. Но экономика удовлетворения потребности есть организация ее воспроизводства. В настоящее время потребность в жилье удовлетворяется за счет фискального перераспределения, за счет бюджета; налогов, формирующих фонды общественного потребления. Безвозмездная реализация экономической мотивации действует по принципу: “Власть обязана!” В результате 10-15% национального капитала, создаваемого реальным сектором экономики, эксплуатируется для удовлетворения потребности в жилье. В результате, происходит перелив капитала внутри потребительской корзины на удовлетворение потребности в импортных товарах и услугах за счет реального сектора экономики краевого сообщества. Другими словами, финансовый ресурс потребительской корзины россиянина “перекачивается” в экономику зарубежных государств. Через дотирование ЖКХ РФ инвестирует экономику стран Запада.
Политика формирования предпринимательского климата, прежде всего поиск границы в экономической эксплуатации потребностей членов общества. Поиск границы реальных возможностей общественного фонда потребления для удовлетворения патернализованных потребностей. Это постоянный поиск ответа на вопросы: “Почему безвозмездно удовлетворяются потребности одних за счет других? А почему граждане сами не могут организовать правопорядок в микрорайоне, сами за свой счет оплачивать услуги ЖКХ, врача и т.д.?”.
Для того чтобы понять, как взаимодействуют социально-экономические подсистемы в обществе и государстве, попробую свести в одну схему, которую можно назвать системой “Развития предпринимательства”.
Окажется, что для развития предпринимательства “прибыль” должна стать центром системы, где экономика-общество-капитал занимают подчиненное положение. Увидим, как взаимозависимы и взаимообусловлены психологическая мотивация “человека” с конкретными результатами “экономики”. Увидим, как взаимозависимы и взаимообусловлены психологическая мотивация личности с конкретными результатами экономики. Увидим, что любая потребность является производной предпринимателя, производителем прибавочного продукта в форме прибыли и капитала общества в целом.
Если поставим в качестве целевой задачи удовлетворение потребностей, то в центре системы окажется система, именуемая “государство”. Общественные отношения в экономике находятся в прямой зависимости от количества и качества государства, на основе налоговой системы производящего свой основной товар – деньги, в которой аккумулируется его сила влияния на все подсистемы социально-экономического устройства, где центром всего и вся является бюрократическая машина и второстепенная: налоги, прибыль и туда же попадает социальная группа предпринимательство.
В этой схеме процесс накопления капитала остается надгосударственным процессом, смыслом проявления государства, которое прямо воздействует на формирование общества.
Если учесть, что 75-80% овеществленного краевого капитала (550/650 млрд. рублей) находится в государственно-муниципальной собственности и содержится за счет общественного фонда потребления, то настоящий режим экономических отношений в ЖКХ может удовлетворить система, где ее стержень - “государство”, всей своей силой эксплуатирующего прибавочный продукт для самосохранения – “прибыль” и “налоги” предпринимателя, выступающего как организатора экономики.
Если поставим в центр регулирования отношений “потребность” (интерес), как регулирующий стержень, то здесь на подчиненном место находятся: права человека, предпринимателя, государства, для удовлетворения субъектов и развития “экономики”. Если в центр регулирования системы поставим “предпринимателя”, то уже здесь на подчиненном месте человек-потребность-человек для развития экономики в целом.Если поставить в центр системы – человека как представителя социума вообще, с его морально-нравственными приоритетами (права человека), то в системе то здесь на подчиненном месте стоит экономика-общество-капитал, а развитие его “потребностей”, выходит на первое место.
Если в центр поставить налоги – как основу системы, то подавляются подсистемой человек – экономика - потребности, для накопления капитала.
Таким образом, из всех предложенных схем максимальному развитию экономики способствуют всего две общественно-экономические схемы, в которых в центре системы стоят потребность или сам предприниматель.
Поэтому “реформа ЖКХ” – это в первую очередь нахождение места государству, нацеливающего эксплуатацию аккумулированного здесь “потребностей” и “капитала” на развитие “экономики”. Вовлечение в систему ЖКХ “предпринимателя”, способного организовать производство “прибыли” (прибавочного продукта). Таким образом, реализация политики развития предпринимательства через реформу ЖКХ и социальных отраслей экономики в крае позволит за 5-10 лет образовать минимум 6-10 тысяч новых “налого”-производящих бизнесов, дополнительно $ 1-1,5 млрд. доходов бюджета, 300-400 тысяч новых рабочих мест.
В истории России есть несколько ярких примеров, когда предоставление экономической свободы существенно меняло облик страны, состояние ее бюджета. Ликвидация крепостного права в 1860 году позволила России только за последующие пять лет вдвое увеличить доходы государственного бюджета. Предложенная экономическая свобода для агонизирующей в 80-х годах ХХ века хлебобулочной промышленности позволила с 1994-2000г. в крае создать более 250 новых налогоплательщиков, отказаться от бюджетного дотирования отрасли, сделать рабочие места, пользующимися спросом. Позволила забыть о проклятом дефиците. Тоже самое в общественном транспорте. Сегодня коммерсанты вместе с единым налогом, акцизами на бензин, дорожным налогом фактически компенсируют дотации, которые из бюджета выдаются муниципальному общественному транспорту, добиться экономических условий для самопроизводства отрасли. Тоже произойдет и в ЖКХ. Поэтому реформа экономических отношений в социальных отраслях экономики края путем предоставления экономической свободы субъектам рынка квартиросъемщикам должна стать основным направлением в развитии предпринимательства.
Сегодня существует интерес родителей к частным школам, как бизнесу по производству образовательных услуг. Все частные школы имеют государственный сертификат. Вопрос: почему же частные школы не обладают правом на бюджетную поддержку в виде ваучера, если исходить из понимания, что бюджет – это материализованный общественный фонд потребления, созданный на деньги тех же налогоплательщиков, выступающих уже в качестве родителей. Поддерживая таким образом частные школы, частные вузы и техникумы, профессиональны училища, в крае будет образовано дополнительно минимум 500 новых бизнесов, они станут частью конкурентной системы в экономике, равным образом будут участвовать в формировании бюджета, а не стоять в очереди за бесплатным сыром. Тоже самое произойдет в системе здравоохранения и правопорядка. Так как существующая организация социальных отраслей экономики (ОСОЭ) функционирует за счет государственного принуждения предпринимателей как налоговых агентов к аккумуляции прибавочного продукта в общественных фондах потребления (ОФП), в следствие чрезвычайно низкого уровня сознательности субъекта в производственных отношений в добровольной уплате налогов.
Большая тема для обсуждения – кредитование малого предпринимательства. Яркий пример – деятельность Каунтерпарт Бизнес Фонда. Члены нашего Объединения активно сотрудничают с ним. Примечательно, этот коммерческий проект, по технологии взаимного поручительства которого американцы делают прибыль. Технология проста и безопасна. Но наши банки, и в первую очередь Сбербанк, не берут ее на вооружение. Почему? Ответ на поверхности. Отчуждение между банками и малым предпринимательством приобрело устойчивую форму и самовоспроизводится. Думаю, без власти эту проблему не решить. Власть должна, стремясь сломать систему инвестиционного недоверия, сама инициировать за счет общественных фондов потребления создание таких фондов; силой своего административно-силового ресурса создавать прослойку предпринимателей, их кредитную историю надежного заемщика, которым можно доверять эксплуатацию капитала.
В течение семи лет ХКОП говорит о необходимости создания залоговых фондов, предлагая шаг за шагом задействовать около 600 млрд. рублей государственно-муниципального имущества края. То, что власти научились собирать ренту в виде арендной платы – это хорошо. Но недвижимость в экономике ровно такой же капитал, как и активы коммерческого банка, при одном отличии: она никогда не убежит из Хабаровского края. Наоборот, эксплуатация государственно-муниципального имущества способна значительно уменьшить бегство из края живых денег. Почему этого не происходит? Ответ опять лежит на поверхности. Уровень понимания организации эффективной экономики остается недопустимо низким. При этом сохраняется атавистическое убеждение, что чиновник способен эксплуатировать госсобственность эффективнее, чем предприниматель, он же собственник. Опыт краевого оптового рынка на проспекте 60 лет Октября, ГУП “Центральный универмаг” показывает как раз обратное. Эффективно эксплуатировать собственность может только предприниматель под жестким контролем и надзором чиновника, представляющего интересы общества.
Хочу вернуться к организации предпринимательства в торговле. Эта отрасль всегда была местом, где изначально аккумулируется капитал. Существующее “очелночивание” торговли, лучше сказать “обатрачивание”, действует как раз наоборот. Капитал рассредоточивается и растекается по индивидуальным карманам, по “подушкам” и т.д. Поэтому считаю, например, сертификация услуг – составная часть предпринимательского климата, в торговле должна быть направлена как раз на концентрацию капиталов отрасли. Сегодня сертификации в первую очередь подвергаются торговые центры и магазины, что является шагом в направлении, обратном концентрации, подавляющим конкурентоспособность легальных предпринимателей.
В выборе целей в политике развития предпринимательства нельзя обойти вниманием проблему перекрестного субсидирования тарифов на счет субъектов реальной экономики. С экономической точки зрения, а только ею надо руководствоваться в принятии решений по организации эффективной экономики, нет разницы между субъектом рынка в лице квартиросъемщика или в лице розничного магазина. Настоящий метод регулирования тарифов стимулирует, воспроизводит теневой рынок в общественном питании и в производстве услуг.
Мы согласны с выводами авторов Доклада о негативном влиянии административных барьеров. Но на эту проблему мы смотрим с позиции конкурентоспособности теневиков с законопослушными субъектами хозяйствования. Как мне кажется, чиновничество в органах контроля и надзора меньше всего свой ресурс направляют на подавление теневого рынка товаров и услуг. Особенно это касается милиции. Ее деятельность не поддается критике. По словам предпринимателей, преступники известны, но милиция постоянно стремится “замять” дело. Когда мы собрали парикмахеров, то про городской санэпиднадзор услышали, что у каждого Санитарного врача района требования к предпринимателю-парикмахеру отличаются коренным образом. Складывается впечатление, что система санэпиднадзора решила сделать все возможное, чтобы не допустить промышленное производство продуктов питания в крае и стране.
Мы обязаны принять в крае Хартию чиновника. Где черным по белому записать: чиновник служит бизнесу, а бизнес – обществу. Станет ясно, как Управление торговли и ему подобные отраслевые комитеты и департаменты администрации будут содействовать развитию своей отрасли, подавлять “свободу” работающих здесь теневиков.
Барьеров, сдерживающих развитие предпринимательства, всегда будет много, будет меняться и их качество. Сегодня они чрезвычайно просты: с развитием экономики они будут усложняться. Поэтому не столько чиновникам, сколько самим предпринимателям необходимо, чтобы каждая проблема в системе предпринимательского климата устранялась. Поэтому власть, проводящая реформы в экономике, обязана консолидироваться с собственным продуктом – предпринимательством, и наоборот. Рассматриваемый сегодня вопрос “состояние и политика формирования благоприятного предпринимательского климата” – это вопрос силы и воли субъектов рынка и госуправления. Он предполагает союз участников в противодействии патернализации капитала и социализации потребностей. Что в свою очередь предполагает сопротивление безвозмездной эксплуатации бизнеса одних ради удовлетворения потребностей других. Сила же влияния на власть зависит от инструментов защиты власти от подчинения люмпенской среде, от количества и качества бизнес-ассоциаций, способных понять источник проблемы, создать механизм устранения барьеров.
Пример: наше Объединение только за прошлый год направило более 160 предложений, запросов. За два года в судах разных инстанций отменено более 30 нормативных актов: институализирующих административные барьеры, фискализирующих отношения предприниматель-государство; требующих затрат времени на защиту своего бизнеса от произвола органов власти. Поэтому в 20% прироста валового продукта есть и существенная доля Хабаровского краевого объединения предпринимателей. Важно, чтобы организации, аналогичные ХКОП, были в каждом городе и районе края. Власть должна учиться поощрять общественную активность деловых людей, создавая административную практику, суть которой – приоритет в поддержке властью бизнеса в первую очередь членов открытых бизнес-ассоциаций или общественных предпринимательских объединений. Хотя бы потому, что такие организации как ХКОП всемерно содействуют укреплению Власти, становлению Законности и Порядка.
Не менее важным и не менее конструктивным в политике развития предпринимательства, улучшения инвестиционного климата в крае является вопрос формирование системы доверия к субъектам рыночных отношений. Тем самым власть и бизнес-ссобщество края должны постоянно подавать сигналы: кому из предпринимателей или предприятий можно “доверить” эксплуатацию личного капитала, природных ресурсов, социально-промышленной инфраструктуры городских мегаполисов, земли, недвижимости, а результатом станет уровень удовлетворения частного и общественного интереса. Создание “доверия” к субъектам предпринимательства – это противодействие люмпенскому отношению к бизнес-среде. Прагматизация общественных отношений с позиции математической оценки вклада каждого члена общества в здание экономики. Создание “доверия” – это политическая оценка роли и места каждого субъекта экономических отношений. Практически, это экономическое воспитание населения через волевую, властную поддержку экономической инициативы граждан. Другими словами, это строительство позитивной экономической мотивации с использованием ресурса средств массовой информации должностными лицами государства и муниципалитетов, политиков края. Доверие к предпринимателям – это постоянная задача в их работе. Работа по формированию Личности, собственным трудом достигающей свое частное материальное благополучие. Это система по защите прав собственника и собственности. К сожалению, сегодня доминирует нигилизм к Порядку в лице Власти, к Закону. В результате, инвестиционный климат остается замороженным, а уровень охлаждения увеличивается на объективные факторы конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности. Мы просто забыли принцип “сначала было слово”. И здесь общественно-политическая инфраструктура обязана показывать обществу хабаровского предпринимателя как Личность. Эту задачу целенаправленно решает Хабаровское краевое объединение предпринимателей. Но наш ресурс влияния скромен.
Без системы “доверия” мы не решим проблему организации финансирования потребительской корзины, не организуем рыночную систему удовлетворения потребностей. Для примера. Строительство жилья – способ удовлетворения потребности в жилье. Но субъекты рынка “не доверяют” капитализацию своего финансового ресурса этому сектору предпринимательской деятельности. Больше “доверяют” доллары подушке. К сожалению, ни одна структура государства из-за своей структурной слабости не может публично заявить: “Отдавайте деньги строительной компании “Х”. Мы ей доверяем! Ваши деньги превратятся в метры жилой площади, а в случае банкротства или воровства лица будут наказаны, нанесенный ущерб будет возмещен!” Государство в лице правоохранительных органов не обучено защищать интересы инвестора. Существующая Власть не научилась управлять интересами субъектов рынка. Часто наоборот. Когда ее должностные лица требуют возврата к планово-распределительной организации экономики.
Вместе с тем, термин “политика” определяет параметры Воли как продукта деятельности Власти. Выбор места и роли всех составляющих понятие “власть”. Эффективная политика властей в развитии предпринимательства – это годы с 1987 по 1994. Период, когда институализировались кооперативы, артели, торговля освобождалась от пут бюрократии. Темпы развития предпринимательства в крае определялись действиями федеральных властей по институализации экономической свободы. Сегодня наступил период, когда развитие предпринимательства сдерживается равным образом как бездействием государства, так и по инициативе местных органов власти в подавлении экономической инициативы его граждан, сохранении высокой доли патернализации экономики и общественных фондов потребления, в ущерб инвестиционно-воспроизводственному развитию предпринимательства, как основного организатора конкурентной экономики.
Резолюция
VIII Конференции Хабаровского краевого объединения предпринимателей (ХКОП)
Принято VIII Конференцией ХКОП 21.12.2000г.
VIII Конференция Хабаровского краевого объединения предпринимателей проходит в условиях наметившегося экономического роста, некоторого оживления деловой активности предпринимателей, появившейся тенденции к повышению благосостояния населения Хабаровского края. Вместе с положительными изменениями в экономической жизни края крепнет и развивается Хабаровское краевое объединение предпринимателей.
Так, за три года в ХКОП вступило 988 новых членов, в т.ч. 348 человек за последний год отчётного периода. Три года назад в исполнительной дирекции Объединения работало 3 человека, сегодня уже 12, из них три юриста, экономист и специалист по лесному комплексу. Создана мощная информационная база, необходимая для успешного ведения бизнеса. Стало традиционным проведение Дня предпринимателя.
Сегодня в составе ХКОП – 987 члена (404 юридических лица и 583 индивидуальных предпринимателя), 10 коллективных членов(804чел.), 9 отделений в городах и районах края (193чел.), 36 – на рынках и торговых центрах г. Хабаровска (406чел.). В этом году проведено 62 заседания Правления, рассмотрено 156 вопросов. Правление упорно искало пути сотрудничества с органами власти края, что позволило изменить отношение власть имущих к ХКОП. Мнение руководства Объединения учитывается на всех уровнях краевой власти. Начали решаться многие проблемы предпринимательства. Отдельные постановления главы администрации Хабаровского края, мэра г. Хабаровска и других руководителей администраций городов и районов отменены по инициативе ХКОП. Ряд незаконных нормативных актов пришлось отменять через суд, устранив часть административных барьеров в развитии предпринимательства.
Продолжают крепнуть связи Объединения со средствами массовой информации. Проведено 5 пресс-конференций, организовано 400 выступлений и публикаций. Конференция выражает благодарность Хабаровскому телевидению и радио, газетам: “Тихоокеанская звезда”, “Хабаровский экспресс”, “Хабаровские вести” за поддержку деятельности Объединения, творческий подход к освещению предпринимательской жизни края.
В то же время Правление не смогло в полной мере решить задачи, поставленные VII Конференцией ХКОП.
Правлению не удалось организовать работу специальных и отраслевых комитетов, кардинально изменить отношение власти и общества к предпринимательству, в полной мере обеспечить благоприятные условия для развития бизнеса в крае, защиты членов Объединения от произвола и бюрократии, улучшить инвестиционный климат. Члены ХКОП, как и все предприниматели работающие в рамках законодательного поля, продолжают испытывать сильный прессинг от налоговой системы и произвола органов местной власти. Остаются узкими возможности капитализации доходов, чрезвычайная сложность получения приемлемых кредитов, не работает система льгот и поддержки малого бизнеса. Остаются декларативными краевые и муниципальные программы поддержки предпринимательства. Экономика края остается неконкурентоспособной. Из-за отсутствия должного участия руководства и правления ХКОП итоги выборов в органы местного самоуправления закончились для представителей субъектов предпринимательской деятельности отрицательно и в Составе городских и районных Дум нет представителей ХКОП.
Конференция решила.
1. Одобрить деятельность Правления Хабаровского краевого объединения предпринимателей за отчётный период.
2. Определить важнейшими направлениями в деятельности Объединения на предстоящий период:
- создание условий для эффективной экономической деятельности членов Объединения;
- развитие Объединения, его дальнейшее организационное и финансовое укрепление;
- защиту членов Объединения от произвола и насилия;
- расширение и кадровое укрепление исполнительной дирекции.
3. Правлению и Председателю ХКОП:
- продолжить работу по созданию благоприятного правового климата деятельности предпринимателей;
- регулярно анализировать и инициировать выполнение краевой программы поддержки и развития предпринимательства;
- расширить сотрудничество с органами власти по вопросам развития и защиты интересов членов Объединения, добиться введения полномочных представителей ХКОП в действующие коллегии, комиссии, коллегиальные органы администрации края, городов и районов;
- содействовать и участвовать в научно-исследовательских работах (исследования по проблемам государственной политики, законодательства и бизнеса);
- строго следить за соблюдением антимонопольного законодательства на территории Хабаровского края, острее ставить вопросы перед ДВТУ МАП РФ в случае его нарушения;
- настойчиво добиваться представительства своих членов в законодательных структурах власти всех уровней;
- опираясь на постановление губернатора края “О мерах по преодолению административных барьеров”, настойчиво вести борьбу с беззаконием в сфере товарно-рыночных отношений, решительно противодействовать властным структурам в области принятия нормативно-правовых актов, ухудшающих условия функционирования малого предпринимательства;
- окончательно искоренить практику поборов через навязывание предпринимателям договоров на социально-экономическое развитие районов и городов;
- продолжить работу по созданию гарантийного фонда под выдачу кредитов представителям малого бизнеса, краевых и муниципальных инвестиционных фондов;
- настойчиво добиваться от властей конкретных шагов по реформированию социальных отраслей экономики края, и в первую очередь ЖКХ;
- укреплять связи Объединения с банками и другими кредитными учреждениями края;
- создать условия для взаимоконтактов и взаимоподдержки между членами ХКОП, продолжить работу по увеличению численности Объединения, добиться роста количества его членов не менее чем на 200 человек;
- закончить формирование союзов, ассоциаций по профессиональному и отраслевому признаку;
- совершенствовать практику проведения Дня предпринимателя;
шире использовать возможности средств массовой информации в формировании полож- ительного общественного мнения о предпринимательстве в целом и о членах Объединения в частности;
- создать при Объединении общество взаимного кредитования и страхования;
- поручить Правлению ХКОП подготовить, исходя из реальных требований, изменения и дополнения в Устав ХКОП и при необходимости внести их на рассмотрение Конференцией ХКОП.
4. Предлагаем краевым и муниципальным органам власти:
- принять решительные меры по сокращению общественных издержек, как основного фактора улучшения инвестиционного климата, повышения конкурентоспособности экономики в крае;
- разработать порядок обсуждения и согласования с ХКОП принимаемых управленческих решений, законодательных актов, затрагивающих интересы предпринимателей;
- ввести полномочных представителей ХКОП в действующие коллегии, комиссии, коллегиальные органы администрации края, городов и районов;
- закончить формирование в структурах администраций края департамента по предпринимательству и инвестиционной политике и ввести должности заместителей глав администраций края, городов и районов по развитию предпринимательства и занятости населения;
- обеспечить действенный контроль над выполнением постановления “О мерах по преодолению административных барьеров”, исключить случаи волокиты, вымогательства, стремления решить проблемы путем волевых указаний;
- создать привлекательные условия для инвесторов посредством создания инвестиционных фондов, застрахованных залоговыми институтами, информационного обеспечения потенциальных инвесторов, освобождения от местного налогообложения инвестиций, направляемых на развитие краевой экономики, внедрения системы морального и материального стимулирования местного товаропроизводителя;
- освободить органы правопорядка от несвойственной им функции контроля и давления на открыто работающих, законопослушных предпринимателей, нацелить их усилия на борьбу с теневой экономикой, коррупцией и взяточничеством;
- навести порядок в арендных отношениях, остановить произвол балансодержателей, установить согласованные с предпринимателями правила игры, разработать и принять краевой закон, регулирующий отношения между арендатором и арендодателем;
- обеспечить открытость конкурсов по размещению госзаказов, подбору поставщиков и подрядчиков краевыми и муниципальными предприятиями;
- обеспечить сокращение расходов на содержание чиновничьего аппарата, его функций, реализовать комплексные энергосберегающие программы вплоть до принятия краевого закона об энергосбережении;
- отменить сборы за разрешения, противоречащие налоговому кодексу;
- установить арендную плату за землю в нормах, уравненных для соответствующего налога;
- повысить роль антимонопольных органов в создании равных условий конкуренции и строгом соблюдении антимонопольного законодательства России.
Лозунг ХКОП на 2001 год: “ВМЕСТЕ МЫ – СИЛА!”
Правление Хабаровского краевого
объединения предпринимателей