Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Анализ состояния малого предпринимательства в Хабаровском крае за 2000 год

В течение 2000 года осуществлялась реализация мероприятий краевой целевой программы “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1999-2000 годы”, утвержденной Законом Хабаровского края № 81 от 25 декабря 1998 года.

Основная цель данной программы направлена на создание благоприятных условий для повышения устойчивой деятельности и развития малого предпринимательства, путем совершенствования нормативной правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

В прошедшем году в крае продолжался процесс развития малого предпринимательства и по предварительной оценке за 2000 год количество зарегистрированных малых предприятий увеличилось на 980 единиц и достигло 18,6 тысяч, а индивидуальных предпринимателей - на 3,3 тысячи и общее число их составляет 48,3 тысячи. Количество фактически действующих малых предприятий увеличилось на 5,6 процента к 1999 году и составило 9,4 тысячи или 51 процент от числа зарегистрированных.

Около 2 тысяч малых предприятий (10,2 % от числа зарегистрированных) проходит процедуру ликвидации по решению суда. В основном, это предприятия, организационно-правовая форма которых не приведена, в установленные сроки, в соответствие с действующим законодательством.

По видам деятельности малый бизнес края охватывает практически все отрасли экономики, однако, сложившаяся отраслевая структура малых предприятий практически не меняется, и отражает картину, характерную в целом для России. Среди действующих малых предприятий, почти каждое второе занято в сфере торговли и общественного питания, 17 процентов- на выпуске промышленной продукции и такая же доля малых предприятий (около 17 процентов) осуществляют свою деятельность в строительстве.

В 2000 году, малыми предприятиями было выпущено продукции, товаров и оказано услуг на сумму около 9,7 млрд. рублей, что составляет порядка 10,6 % валового выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики края.

Увеличились поступления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды от субъектов малого предпринимательства на 41,6 процента к 1999 году и составили 567,7 млн. рублей.

Одним из основных результатов деятельности малого предпринимательства в 2000 году является смягчение проблемы безработицы. С учетом зарегистрированных индивидуальных предпринимателей численность занятых в малом бизнесе составила около 137,6 тысяч человек или 20,7 процента от численности занятых в экономике края, с ростом к уровню прошлого года на 6 процентов.

Однако, налоги платят практически только 50 процентов от зарегистрированных малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, т.е. 112 тыс. человек или 16,9 процента от численности занятых в экономике края (89,3 тыс.чел. работающих на действующих малых предприятиях и 22,7 тыс. чел. плательщиков – индивидуальных предпринимателей).

В то же время, в 2000 году объем налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства увеличился на 28,2 процента к уровню 1999 года и составил 1034,7 млн.рублей, в том числе в бюджет края - 750 млн.рублей. При этом, доля их налоговых поступлений в бюджет края составила 11 процентов, которую корректно сопоставлять с долей численности фактических налогоплательщиков, т.е. с 16,9 процента.

И хотя сумма налоговых поступлений в расчете на одного работающего в малом бизнесе увеличилась в 1,2 раза и составила 9,3 тыс. рублей, в том числе в бюджет края – 6,7 тыс. рублей, все же она пока не отвечает требованиям возмещения расходов из бюджета на каждого жителя края и ниже аналогичных показателей по краю (в среднем на одного занятого в экономике края сумма налогов –15,8 тыс.руб., в том числе в бюджет края – 10,4 тыс.руб.). Сумма налоговых поступлений в бюджет, с учетом платежей в социальные внебюджетные фонды, на одного работающего в малом бизнесе составляет 14,3 тыс. рублей (аналогично на одного занятого в экономике края – 24,3 тыс .рублей).

Введение единого налога на вмененный доход наиболее эффективно сказалось на увеличении налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей. В результате, платежи 15 тысяч предпринимателей, перешедших на уплату единого налога, за 2000 год составили 210,3 млн. рублей с ростом к 1999 г. в 1,7 раза, т.е. в расчете на одного индивидуального предпринимателя сумма налога составила — 14,1 тыс. рублей. (Для сравнения: за 1998 год, т.е. до введения единого налога на вмененный доход, платежи на одного индивидуального предпринимателя составляли 1,1 тыс. рублей, в 1999 году-10,5 тыс. рублей).

Изменение налогового режима для данной категории плательщиков позволило привлечь к уплате налоговых и иных платежей предпринимателей, ранее не уплачивающих налоги или уплачивающих их в минимальном объеме.

Тем не менее, проблема увеличения налоговых поступлений в бюджет сохраняется и поиск путей ее решения - это одна из главных задач органов власти края и органов местного самоуправления совместно с общественными объединениями предпринимателей.

Вопросы поддержки малого предпринимательства и формирования благоприятного климата для его устойчивого развития, являются одной из приоритетных задач деятельности администрации края, осуществляемой в соответствии с краевой целевой программой “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае”.

В рамках реализации программы в крае развивается нормативная правовая база, направленная на поддержку малого предпринимательства и в итоге только за последние пять лет принято более 20 нормативных правовых актов. В их числе краевые законы “О малом предпринимательстве в Хабаровском крае”, “Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае”, “Об инновационной деятельности в Хабаровском крае”, “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае”, постановления главы администрации края “О краевом ежегодном конкурсе “Предприниматель года”, “О проведении в крае Дня предпринимателя”, “Об утверждении Положения о порядке выдачи Сертификата законопослушного налогоплательщика Хабаровского края”, “О мерах по устранению барьеров при развитии малого предпринимательства Хабаровского края”, которым предусмотрено создание Межведомственного Совета по устранению барьеров, “О проведении в Хабаровском крае сплошного статистического обследования малых предприятий” и ряд других.

В целях повышения инвестиционной активности и развития финансового лизинга, краевыми законами “Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае”, “Об инновационной деятельности в Хабаровском крае”, “О налогах и сборах Хабаровского края” предусматривается система налоговых льгот для участников инвестиционных проектов и лизингодателей.

Для оказания финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства ведется целенаправленная работа по привлечению внебюджетных ресурсов. Администрация края содействует реализации иностранных инвестиционных программ кредитования малого бизнеса в Хабаровском крае. Среди них программа микрокредитования малого бизнеса “Каунтерпарт Бизнес Фонд”, финансируемая Правительством США, программа “Кредитование малого бизнеса” с участием Европейского Банка Реконструкции и Развития. Реализуется Программа Целевых Грантов, в которой особое внимание при выделении грантов уделяется устойчивому развитию малого предпринимательства в сфере экологии и охраны окружающей среды, стимулированию рационального использования природных ресурсов. В Нанайском районе края реализуется российско-канадский проект по развитию малого предпринимательства на основе использования природных ресурсов.

Таким образом, благодаря содействию реализации в крае зарубежных инвестиционных программ кредитования и целевых грантов, малый бизнес Хабаровского края в 2000 году получил около 0,8 млн.долларов США на реализацию 277 проектов по созданию экологически чистых почвенных субстратов, производству гранулированных органоминеральных удобрений, лекарственных средств, сиропов, сборке компьютеров, отопительных систем и блоков, утилизации ртутьсодержащих отходов, на расширение действующих производств и другое.

Кроме того, в 2000 году значительно активизировалась деятельность коммерческих банков края, в результате они прокредитовали 1290 проектов малого бизнеса на сумму около 2 млрд. рублей и 2,6 млн. дол. США, направленных на приобретение основных производственных средств в рыбной, лесной, пищевой и золотодобывающей отраслях, на пополнение оборотных средств, на приобретение мельничного оборудования, племенного скота и другое.

В крае продолжается развитие объектов инфраструктуры и формируется сеть информационно-консультационных центров, деятельность которых направлена на развитие и поддержку малого бизнеса. Среди них - краевой Фонд поддержки малого предпринимательства, Региональное Агентство техноэкополиса КАС, Дальневосточная Торгово-промышленная палата и ряд других. В целях обеспечения доступа к современным информационным технологиям организовано информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства и обеспечен доступ к сети “Интернет”, информационным ресурсам корпорации “Российская информационная сеть делового сотрудничества”.

В крае сложилась определенная система подготовки кадров для предпринимательских структур. Помимо государственных учебных заведений обучение проводится в 15 школах бизнеса, включая учебный Центр подготовки кадров при Дальневосточном институте международного бизнеса, негосударственные школы бизнеса и другие учебные заведения, в том числе Российско-Американский Учебно-Научный Центр бизнеса, Японский Центр, Учебно-деловой центр Морозовского проекта по Хабаровскому краю. Развитию малого предпринимательства в крае содействовало проведение в 2000 году 145 учебных программ и семинаров по актуальной для предпринимателей тематике, на которых прошли обучение около 3,3 тысяч слушателей и прохождение стажировок за рубежом около 90 предпринимателей.

Помимо высших и средних образовательных программ, ведется подготовка и переподготовка кадров через систему профессионального начального обучения, в процессе которого, наряду с профильным образованием, учащиеся изучают экономику коммерческой деятельности, маркетинг, менеджмент, основы рыночной экономики.

Кроме того, краевой службой занятости населения выделяются средства безработным на содействие развитию самозанятости и на создание собственного дела.

Издаются методические пособия и информационные сборники в помощь предпринимателям, такие как “Бизнес и налоги”, информационно-методический сборник “Потенциал бизнеса - женщины”, сборник инвестиционных предложений субъектов малого предпринимательства, методическое пособие для начинающих предпринимателей “Как зарегистрировать свой бизнес в Хабаровском крае”.

В сфере выставочно-ярмарочной деятельности для предпринимательских структур работают открытое акционерное общество “Хабаровская международная ярмарка” и Дальневосточный международный торговый центр.

Поднятию престижа предпринимательской деятельности и повышению социального статуса предпринимателей содействует проведение конкурса “Предприниматель года” и краевого праздника “День предпринимателя”.

В настоящее время подводятся итоги ставшего уже традиционным, пятого ежегодного конкурса “Предприниматель года” (по итогам 2000г.), проводимого в соответствии с постановлением главы администрации края, в рамках краевой программы поддержки малого предпринимательства. Наш край – один из первых в Дальневосточном регионе, принял решение о проведении такого конкурса.

В ходе конкурса администрация края выявляет стабильно работающие предприятия, распространяет и пропагандирует их опыт через средства массовой информации, содействует продвижению инвестиционных проектов победителей и лауреатов конкурса. Признание успехов в цивилизованном ведении бизнеса поднимает авторитет победителей и лауреатов конкурса, как в коллективах предприятий, так и среди партнеров по бизнесу.

И если в первом конкурсе по итогам 1996 г. приняли участие 27 предпринимательских структур из 5 городов и районов края, то по итогам 2000 г. – 124 предпринимательские структуры. Участники финального тура представляют уже 15 городов и районов края. Среди финалистов около 87 процентов работают в сфере производства и оказания услуг населению и предприятиям.

Кроме того, в 2000 году впервые проводился краевой конкурс в области качества выпускаемой продукции, направленный на стимулирование предприятий – производителей в повышении качества продукции, работ, услуг и внедрения эффективных методов управления качеством продукции. В текущем году вновь объявлен конкурс в области качества.

В соответствии с постановлением главы администрации края в сентябре 2000 года второй раз проводился краевой праздник “День предпринимателя”, в рамках которого в Хабаровске была проведена Межрегиональная конференция “Развитие предпринимательства в Дальневосточном регионе: состояние, проблемы, перспективы”.

В работе конференции приняли участие около 250 делегатов, представляющих 8 субъектов Федерации Дальневосточного экономического района, среди которых были представители региональных органов власти и управления, руководители предприятий малого и среднего бизнеса, общественных организаций, объединений и союзов предпринимателей, структур поддержки малого бизнеса, а также представители зарубежных программ и проектов в области предпринимательства.

Накануне Дня предпринимателя была проведена неделя открытых дверей для субъектов предпринимательской деятельности в краевых органах власти и контролирующих организациях, а также в аналогичных службах городов и районов края по вопросам организации функционирования предпринимательских структур, их взаимоотношений с органами власти и управления.

По вопросам устранения административных барьеров в предпринимательской деятельности было проведено заседание “круглого стола”. В легкоатлетическом манеже стадиона краевого центра прошли выставки-ярмарки “Малый и средний бизнес”, “Бабье лето”, приуроченные к празднованию Дня предпринимателя, в которых участвовали предприятия не только края, но и из других регионов.

В ходе празднования Дня предпринимателя были проведены благотворительные акции, в том числе “Помоги собраться в школу”, по оказанию помощи детским домам, ветеранам, инвалидам и другим социально незащищенным слоям населения в городах и районах края. В результате было собрано около 1,5 млн.рублей в виде денежных средств, вещей, канцелярских товаров и других школьных принадлежностей.

В целях представления интересов малого бизнеса в государственных структурах и повышения эффективности взаимодействия власти и бизнеса работает Совет по предпринимательству при главе администрации края как экспертно-консультативный орган, и аналогичные Советы созданы при главах администраций 18 городов и районов края. Активно действует Хабаровское краевое объединение предпринимателей и ряд отраслевых объединений предпринимателей.

В части реализации мероприятий программы по социальной защищенности и безопасности в малом предпринимательстве, комитетом по труду администрации края проводится обучение по охране труда руководителей предприятий, в том числе малых, и индивидуальных предпринимателей.

За прошедший год действующими 28 учебными центрами комитета по труду аттестовано 772 руководителя малых предприятий и индивидуальных предпринимателей по охране труда, которым оказана методическая помощь в организации охраны труда на предприятиях и практическая помощь в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Одновременно с обучением по охране труда проведено и обучение по вопросам социально-трудовых отношений.

В ноябре 2000 года принят Закон Хабаровского края № 263 “Об охране труда в Хабаровском крае”

Безусловно, доля аттестованных предпринимателей незначительна и сегодня состояние охраны труда, безопасности и социальной защищенности находится на низком уровне, особенно в малом бизнесе, поэтому в программе развития и поддержки малого предпринимательства на ближайшие три года намечен ряд мероприятий по решению данной проблемы.

За время действия программы, т.е. за 1999-2000 годы, динамика основных показателей деятельности малого предпринимательства края свидетельствует о его развитии, несмотря на существующие трудности.

Увеличилось на 16,3 процента к 1998 году количество действующих малых предприятий, на 17,8 процента возросло число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, что позволило увеличить численность занятых в малом бизнесе на 18,6 процента и создать около 11 тысяч новых рабочих мест.

Объем налоговых поступлений в бюджет от малого бизнеса за 2 года увеличился в 2,2 раза. При этом налоговые платежи в расчете на одного работающего возросли с 4,9 тыс. руб. (1998 г.) до 9,3 тыс. руб. (2000 г.), в том числе в бюджет края соответственно – с 3,6 тыс. руб. до 6,7 тыс. рублей.

Таким образом, вклад малого бизнеса в экономику края становится все более ощутимым по объему произведенных товаров и услуг, поступлениям налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды, росту числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, численности занятых в малом бизнесе.

В связи с тем, что так и не была утверждена федеральная программа поддержки малого предпринимательства, соответственно не были выделены финансовые средства из бюджета на ее реализацию, не удалось реализовать в полном объеме запланированные мероприятия в рамках краевой программы поддержки малого предпринимательства.

Недостаток ресурсов сказался на выполнении отдельных мероприятий, требующих долевого финансирования из федерального бюджета. В частности, не выполнены мероприятия программы по созданию Хабаровского Центра по поддержке малого предпринимательства в сфере ремесел, народных промыслов и художественных производств и Дальневосточного инновационно-технологического Центра по поддержке малого высокотехнологического производственного предпринимательства (ДВ ИТЦ), не получила должного развития лизинговая деятельность.

Законом Хабаровского края “О бюджетной системе Хабаровского края на 2000 год” предусматривалось выделение 3 млн. рублей из краевого бюджета на финансирование мероприятий программы.

Фактически средства использованы в полном объеме, в том числе 222,5 тыс. рублей - на проведение конкурсов: “Предприниматель года”; в области качества продукции, товаров и услуг; конкурса инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, на проведение в рамках Дня предпринимателя Межрегиональной конференции “Развитие предпринимательства в Дальневосточном регионе” и другие мероприятия. Остальные средства были использованы на предоставление гарантии администрации края для реализации инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства.

Безусловно, проводимые администрацией края меры и, прежде всего органами местного самоуправления, по созданию благоприятного климата для развития малого предпринимательства пока еще недостаточны.

Из многочисленных проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, к наиболее острым можно отнести как недостаток собственных финансовых средств, так и административные барьеры. Не менее сложными являются трудности имущественного обеспечения, неразвитость системы гарантий для кредитования малого предпринимательства, недобросовестная конкуренция, неразвитость и нестабильность законодательства, в том числе налогового, правовая незащищенность и ряд других.

Решение комплекса проблем, влияющих на развитие малого предпринимательства, зависит как от общего политического и экономического состояния в стране, так и от создания благоприятного климата в крае.

Потому в ближайшее время предстоит осуществить ряд первоочередных мер, в рамках краевой целевой программы “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2001-2003 годы”, утвержденной Законом Хабаровского края № 280 от 27 декабря 2000 года.

Главной целью Программы является формирование благоприятной экономической среды, стимулирующей создание и устойчивую деятельность субъектов малого предпринимательства Хабаровского края, повышение уровня занятости и поступления доходов в бюджет края.

Основные направления поддержки малого предпринимательства сохраняются, поскольку это именно то, что необходимо предпринимателям от власти, т.е. создание благоприятного климата для их деятельности путем совершенствования нормативной базы, развития финансовых форм поддержки инвестиционных проектов, развития объектов инфраструктуры поддержки, осуществления информационной, производственно-технологической поддержки, оказания помощи в подготовке и обучении кадров и в решении социально-трудовых вопросов.

В свою очередь, органы власти, создавая благоприятные условия для эффективного развития малого предпринимательства, рассчитывают на отдачу от малого бизнеса по насыщению региональных рынков товарами и услугами, наполнению бюджетов для развития региона и смягчению проблемы безработицы.

В рамках реализации программы предусматривается решение ряда проблем, среди которых создание условий для предоставления на конкурсной основе поручительств (гарантий) при финансировании приоритетных предпринимательских проектов, поиск нетрадиционных источников финансирования через механизм лизинга, продолжение работы по привлечению внебюджетных ресурсов и отработка оптимальных схем использования средств действующих зарубежных инвестиционных программ кредитования и грантов для малого бизнеса.

Предусматривается создание в Хабаровске Ресурсного Центра содействия предпринимательству и занятости женщин, который будет способствовать развитию женского предпринимательства.

Особую роль в развитии малого предпринимательства должны занять общественные организации предпринимателей, прежде всего, их профессиональные объединения. На содействие созданию отраслевых объединений будет направлена деятельность как краевых органов власти, так и органов местного самоуправления.

Объединяющий стержень программы на ближайшие три года должен заключаться в максимальном сокращении административных барьеров и развитии нетрадиционных источников финансирования малого предпринимательства. Все остальные мероприятия программы прямо или косвенно направлены на реализацию этих задач.

В бюджете Хабаровского края в 2001 году предусмотрено выделение 6,5 млн. рублей на реализацию мероприятий краевой программы поддержки малого предпринимательства и мы очень рассчитываем на финансовую поддержку Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства.

Хотелось бы обратить внимание на то, что, на наш взгляд, несвоевременное утверждение Федеральной программы поддержки малого предпринимательства, а значит и отсутствие в федеральном бюджете средств на ее реализацию, отражает отношение Федерального Правительства к малому предпринимательству и его проблемам, и косвенно определяет позицию регионов при выделении средств на поддержку малого предпринимательства.

Кроме того, необходимо, чтобы в Федеральной программе поддержки малого предпринимательства выделялись отдельной строкой финансовые средства на реализацию мероприятий региональных программ поддержки малого предпринимательства Дальневосточного экономического района.

Считаем целесообразным разработать типовое Положение о едином Реестре малых предприятий, что позволит в регионах учитывать реальный вклад малого предпринимательства как по численности, объемам продукции и услуг, так и по налоговым платежам.

Необходимо, в кратчайший срок, постановлением Правительства РФ обязать Министерство РФ по налогам и сборам ввести отдельный учет поступающих налогов и сборов от субъектов малого предпринимательства, в том числе от малых предприятий – в отраслевом разрезе (с 1998 года учет и отчетность официально отменены). Эта информация крайне необходима для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления для оценки эффективности деятельности малого бизнеса, принятия решения о расширении налогооблагаемой базы и выработки мер поддержки малого предпринимательства.

Кроме того, необходимо ускорить принятие ряда законодательных актов, в т.ч. “О государственной регистрации юридических лиц”, “О внесении изменений в закон РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, “О лицензировании отдельных видов деятельности” с целью сокращения лицензируемых видов деятельности. Внести изменения во II часть Налогового Кодекса, с введением отдельного раздела по налогообложению субъектов малого предпринимательства.

Комитет по экономике администрации Хабаровского края

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости