Институт предпринимательства и инвестиций совместно с Администрацией Иркутской области и Технопарком “Образование” в начале декабря 2000 г. провели семинар для глав муниципальных образований Иркутской области по теме “Организация поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне”. Участники семинара – мэры городов и главы администраций, всего более тридцати человек, обсудили проблемы развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях. Практикум “Преодоление административных барьеров” и деловые игры “Стратегическое планирование развития малого бизнеса на муниципальном уровне”, “Структурно-функциональная модель предприятия” позволили определить основные направления деятельности муниципальных образований данного региона, выявить сильные и слабые стороны в процессе их взаимодействия с представителями малого бизнеса. Семинар завершился работой круглого стола “Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса. Теория и практика”. Для участников семинара были подготовлены информационно-методические материалы, в которых изложены основные вопросы технологии поддержки малого предпринимательства, инвестиционная и кредитно-финансовая политика, методика начальной подготовки и отбора лиц, имеющих склонность к предпринимательской деятельности, консультационного сопровождения предпринимательской деятельности и т.д.
Технологии поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне
Опыт показывает, что эффективными могут быть меры комплексной поддержки малого бизнеса. Ниже, остановимся на конкретных механизмах поддержки малого предпринимательства, проверенных реальной российской практикой. Задача государства - во взаимодействии с предпринимательским сообществом создать понятные и равные для всех правила поведения на рынке. Поддержка малого предпринимательства, с одной стороны, связана с необходимостью компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого предпринимательства по сравнению с крупными предприятиями, с другой стороны с помощью начинающим свое дело. Поддержка малым предприятиям оказывается через прямую адресную поддержку конкретным предприятиям, действующим в приоритетных отраслях, и устранение тех препятствий и проблем, которые существуют на пути малого предпринимательства. Каковы же основные проблемы?
Проведенный анализ социально-экономической ситуации и уровня развития малого предпринимательства в малых городах позволяет выделить следующие основные проблемы, сдерживающие развитие этого сектора экономики:
- отсутствие у граждан, желающих заняться предпринимательством, необходимых знаний и навыков в этой области; недостаток информации по актуальным вопросам предпринимательской деятельности;
- недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;
- сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности, таких как регистрация, лицензирование, сертификация, аккредитация и проч.;
- непосильное налоговое бремя, вынуждающее предпринимателя уходить в “тень”;
- фактическая незащищенность предпринимателя от неправомерных действий многочисленных контролирующих организаций (милиция, налоговые органы, органы санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора и др.);
- настороженное отношение к предпринимательству значительной части населения.
Многие из этих проблем могут быть решены на региональном и местном уровнях.
Составляющие комплексной поддержки малого предпринимательства
Система комплексной поддержки малого предпринимательства на региональном и местном уровнях должна включать следующие обязательные элементы:
- необходимую нормативно-правовую базу (программу поддержки и развития малого предпринимательства; систему налоговых и иных льгот, стимулирующих создание новых предприятий и развитие предпринимательства в приоритетных для региона сферах; документы, регламентирующие процедуры легализации предпринимательской деятельности и др.);
- развитую инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;
- обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;
- содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;
- надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей;
- диалог между бизнесом в лице объединений предпринимателей и властью;
- благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности;
Создание комплексной системы поддержки малого предпринимательства – задача не на один год. Для ее реализации необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но определенная степень зрелости предпринимательского сообщества и общества в целом. Степень зрелости характеризуется весом малого предпринимательства в экономике конкретной территории, механизма выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровня осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением общественного мнения к предпринимательству вообще, к малому бизнесу в частности.
Не секрет, что изначально часть населения настроена отрицательно к предпринимательству, считая его формой личного обогащения группы граждан за счет ресурсов всего общества. При этом недопонимается роль предпринимателей в создании экономической основы для развития общественного хозяйства. Руководители администраций и регулирующих контролирующих органов предрасположены к административным и запретительным методам регулирования экономической и предпринимательской деятельности. Предприниматели нацелены на развитие собственного производства, максимизацию прибыли и личных доходов. В результате власти усиливают административное давление на малый бизнес при активной или молчаливой поддержке населения, а предприниматели отвечают сворачиванием деятельности и или переводом ее в “тень”. С течением времени, происходит сближение позиций со стороны общества и властей, в том, что предпринимательство является стержнем и основным условием развития малой экономики. К лидерам малого бизнеса нужно относиться с должным уважением, если не бережно – их не так много. С другой стороны, предприниматели должны осознать свою ответственность перед наемными работниками и обществом в целом за результативность и легитимность результатов труда, проявлять готовность к объединению усилий для выработки с властями, максимально удовлетворяющими все стороны процесса правила игры.
Разумеется, процессы сближения позиций идут в разных территориях с разной скоростью. Меры комплексной поддержки во многом определяются этими процессами.
Каждое муниципальное образование проходит свой путь. Вместе с тем, можно сформулировать наиболее часто встречающуюся очередность шагов по развитию малого предпринимательства.
Ниже остановимся на краткой характеристике основных направлений комплексной поддержки малого предпринимательства.
Нормативно-правовое обеспечение. К нормативно-правовому обеспечению предпринимательской деятельности можно отнести:
- Законодательные акты федерального, регионального и муниципального уровней;
- Решения исполнительных органов власти по вопросам регулирования и поддержки малого предпринимательства;
- Федеральные, региональные муниципальные, ведомственные и отраслевые программы развития малого предпринимательства;
- Инструкции и положения, регулирующие правила реализации правовых актов, как самими предпринимателями, так и органами регулирующими, контролирующими деятельность субъектов малого предпринимательства.
Большинство законодательных нормативных актов принимается на федеральном, значительно меньшая часть – на региональном и совсем небольшая часть - на муниципальном уровнях.
Остановимся только на двух аспектах – введении в действие Федерального закона о налоге на вмененный доход и разработке и утверждении Муниципальной программы поддержки малого предпринимательства.
В соответствии с Федеральным законом “О налоге на вмененный доход” введение его в действие в конкретном регионе определяется региональным законодательным органом. Введение вмененного налога призвано с одной стороны, упростить процедуру налогообложения для субъектов малого предпринимательства, с другой - обеспечить взимания налогов с той части предприятий, которые имеют значительный оборот, но не фиксируют его легально и тем самым уходят от налогообложения. К таким предприятиям, как правило, относятся предприятия розничной торговли и сферы обслуживания, которые составляют до 50 % всех субъектов малого предпринимательства. Региональные органы власти устанавливают нормативы и коэффициенты, определяющие величину налога в зависимости от вида деятельности, места расположения бизнеса и других условий. Практика показывает чрезвычайную сложность определения оптимальных коэффициентов, так что бы, с одной стороны, не увеличивался налоговый гнет на предпринимателей, с другой стороны, не происходила потеря доходов бюджетов различных уровней.
Наиболее правильным путем для выхода из этой ситуации является установление диалога между властью и объединениями предпринимателей, в рамках которого вырабатываются приемлемые нормативы. Таким образом и поступают в большинстве территорий.
Многие муниципальные образования стимулируют развитие малого предпринимательства в приоритетных для данной местности отраслях путем снижения уровня налоговых отчислений в местный бюджет. Однако эта возможность ограничивается дотационностью бюджетов значительной части муниципальных образований.
Местными законодательными органами принимаются решения о введении льгот для субъектов малого предпринимательства на аренду земельных участков, зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности. На практике этими льготами могут и хотят воспользоваться не многие предприниматели.
Наиболее эффективной формой поддержки и малого предпринимательства, на наш взгляд, является формирование муниципального заказа, реализуемого через малые предприятия. Так, например, в Узловском районе Тульской области муниципальный заказ на белье и продукты питания для местных больниц был на конкурсной основе реализован через малые предприятия. При грамотном внедрении эта форма поддержки может оказать большее влияние на развитие малого предпринимательства, чем все другие формы вместе взятые.
В настоящее время многие муниципальные образования имеют разработанные и утвержденные программы развития малого предпринимательства. Как правило, эти программы рассчитаны на 1- 2 года.
Анализ ряда имеющихся областных и городских программ поддержки малого предпринимательства показывает, что в связи с недостатком средств на эти цели они, как правило, имеют формальный характер. Основное назначение таких программ – определение приоритетов и координация деятельности различных структур в решении вопросов поддержки предпринимательства. Тем не менее, несмотря на недостаточное ресурсное обеспечение, такие программы позволяют наметить план первоочередных мероприятий, определить основных исполнителей и объединить их усилия в нужном направлении.
Приоритетные направления поддержки малого бизнеса необходимо определять исходя из сложившейся ситуации и возможностей, достигнутых результатов с учетом основных приоритетов социально-экономического развития региона и муниципального образования. В большинстве городов решение этой задачи затруднено из-за отсутствия перспективной программы социально-экономического развития, основанной на тщательном анализе сложившейся ситуации, научно обоснованном прогнозе её дальнейшего развития, оценке имеющихся природных и человеческих ресурсов, производственного потенциала, емкости регионального и местных рынков товаров и услуг.
Как правило, муниципальные программы развития малого предпринимательства имеют следующие направления:
- совершенствование нормативно-правовой базы
- создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса
- подготовка кадров для предпринимательской деятельности
- информационное обеспечение
- финансово-кредитная поддержка малого бизнеса
Разработка таких программ является необходимым, но недостаточным условием для развития малого бизнеса.
Большинство программ имеют формальный характер, не ясны источники и механизмы реализации тех или иных мероприятий, нет анализа эффективности реализации поддержки.
Существенно снижает эффективность принимаемых программ отсутствие достоверной информации о состоянии малого предпринимательства. Сплошные статистические обследования в Ростовской и Тульской областях показали, что доля действующих – предприятий, по отношению к зарегистрированным, составляет в большинстве городов от 50 до 70%. Вклад индивидуальных предпринимателей в развитие экономики города, как правило, учитывается лишь приблизительно.
Инфраструктура поддержки малого бизнеса. Одним из препятствий в оказании действенной поддержки малым предприятиям является отсутствие или недостаток эффективной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность малых предприятий.
Что же представляет собой инфраструктура поддержки малого предпринимательства в России? В нашем понимании инфраструктура поддержки малого предпринимательства - это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций реализующих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.
Крупные предприятия создают собственную инфраструктуру - учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, физическую инфраструктуру - подъездные пути, инженерные сети и проч., открывают представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих. Малое предприятие так действовать не может. Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, что бы конкурировать и не попадать в неприятные ситуации руководитель малого предприятия, должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, заказать маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сбытовой сети.
Несмотря на то, что в последние годы возникли и действуют десятки объектов инфраструктуры в целях поддержки малого предпринимательства, очевидно, что без поддержки государства, региональных и местных органов власти комплексная и эффективная инфраструктура поддержки возникнуть и существовать не может - очень это дело хлопотное и малоприбыльное.
В широком смысле - налоговая инспекция, торговая инспекция, отдел регистрации мэрии так же являются частью инфраструктуры, но не поддержки, а регулирования. На федеральном уровне существует не менее десятка министерств и ведомств, которые в той или иной степени занимаются вопросами развития предпринимательской деятельности. Аналогичные структуры действуют и на региональном уровне. К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют во власти и отстаивают интересы предпринимателей, либо содействуют в объединении усилий для решения собственных проблем. Ассоциации, союзы, объединения, лиги и прочие образования зарегистрированы, действуют практически в каждом регионе. Только на федеральном уровне в Торгово-промышленной палате зарегистрировано около 80 таких объединений. Они призваны играть очень важную роль по защите интересов малых предприятий. Несомненно, крупнейшей и наиболее авторитетной структурой на сегодня является Торгово-промышленная палата РФ, в состав которой, входят более 110 региональных палат.
Более подробно остановимся на структурах поддержки малого предпринимательства, которые действуют в следующих направлениях:
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
- проведение маркетинговых исследований;
- информационное обеспечение;
- консалтинговые услуги;
- помощь в регистрации предприятий;
- юридические услуги;
- аудиторские услуги;
- сдача в аренду (на льготных условиях) офисных и производственных помещений;
- оказание офисных услуг (размножение материалов, предоставление средств связи, оргтехники);
- содействие в получении инвестиций и кредитов;
- предоставление оборудования в лизинг;
- реклама продукции;
- обеспечение безопасности.
На сегодня не существует принятой всеми классификации объектов инфраструктуры. На практике бизнес-инкубатор может нечем не отличаться от технопарка, а бизнес-центр - от школы менеджеров. Тем не менее, попробуем представить наше определение различных типов инфраструктуры.
Бизнес - школы. В данном случае бизнес-школами мы назвали структуры, которые осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей малых предприятий, специалистов для малых предприятий (бухгалтеров, финансовых директоров, маркетологов и проч.), безработных и других граждан, желающих создать собственное дело, государственных и муниципальных служащих, ответственных за развитие малого предпринимательства. Эти структуры могут называться иначе - школы управления, образовательные центры, школы предпринимателей и т.п. Однако суть их от этого не меняется. БШ осуществляют свою деятельность путем краткосрочных семинаров. По окончании не всегда выдаются документы государственного образца. Как правило, БШ - негосударственные образовательные учреждения, зачастую создаются на базе вузов, техникумов, различных структур поддержки.
Учебно-деловые центры. Термин учебно-деловые центры введен в обиход Академией менеджмента и рынка, с 1992 года реализующей Морозовский проект - широкомасштабную программу поддержки малого предпринимательства и подготовки кадров для рыночной экономики. УДЦ по свои задачам имеют сходные функции с агентствами и бизнес-школами, однако, в отличие от агентств, как правило, в большей степени нацелены на реализацию образовательных программ, а в отличие от бизнес-школ значительное внимание уделяют консалтинговому и организационному сопровождению проектов. В настоящее время в регионах России создано 60 УДЦ и более 80 филиалов в небольших городах.
Агентства поддержки малого и среднего предпринимательства. По существу агентства являются консалтинговыми фирмами, оказывающими широкий спектр услуг малым предприятиям в регистрации, обучении, получении инвестиций и др. Агентства поддержки малого предпринимательства впервые появились в Англии в период экономической депрессии 50 - 60 годы. В России этот термин пошел от первого агентства - Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, которое было создано в 1993 году как акционерное общество на основании межправительственной программы между Россией и Великобританией и поддержке Фонда “ Ноу-Хау”. В настоящее время уже более чем в 50 городах с участием Российского агентства созданы региональные агентства, так же негосударственные структуры, но при поддержке государства и местных администраций.
Бизнес - инкубаторы. К бизнес-инкубаторам мы относим структуры, размещающие специально отобранные малые предприятия, на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги. Бизнес-инкубаторы могут действовать и в составе технопарков, технологических центров и других структур. Термин БИ - пришел из Америки. Сейчас трудно сказать, кто создал первый бизнес-инкубатор. Первое упоминание о них появилось в Программе “ Молодежь России” по предложению союза МЖК России и Центра “Возрождение предпринимательства” в 1992 году. В настоящее время действует более 80 структур действующих в направлении бизнес-инкубирования. В 1996 году создано некоммерческое партнерство - “Национальное содружество бизнес-инкубаторов”, которое объединяет более 50 бизнес инкубирующих структур.
Социально-деловые центры. СДЦ - структуры создаваемые, как правило, при центрах занятости. Впервые СДЦ появились в Московской области в 1993 году. Опыт первого Орехово-Зуевского СДЦ был распространен на Московскую область, а затем на регионы России. Цель СДЦ - создание новых рабочих мест через развитие малого предпринимательства среди незанятого населения и безработных. Как правило, СДЦ являются государственными предприятиями с единственным учредителем - соответствующим Центром занятости. В настоящее время в Росси зарегистрировано более 20 СДЦ.
Технопарки. Технопарки - структуры создаваемые, как правило, на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. По определению, технопарки создаются в довольно крупных университетских центрах. Их создание и поддержка требует значительных стартовых средств. В России технопарки создавались на базе Высшей школы, в настоящее время их зарегистрировано - более 40.
Технологические центры (инновационно-технологические). ИТЦ создаются, как правило, на базе научно-исследовательских институтов и центров. Цели - те же, что и у технопарков. С той лишь разницей, что в ИТЦ превалирует направленность на коммерциализацию и трансферт технологий не только малым предприятиям, сколько корпорациям, способным реализовать данные технологии. В настоящее время Миннауки РФ совместно с Фондом содействия малых форм предприятий в научно- технической сфере создали 18 ИТЦ на базе ведущих технопарков и университетских центров.
Бизнес-центры. Как правило, БЦ оказывают сервисные услуги предпринимателям и бизнесменам. Очень часто БЦ создаются при гостиницах, торговых центрах для обслуживания клиентов. В БЦ на платной основе оказывают офисные услуги, предоставляют помещения для переговоров, средства связи, компьютерную и оргтехнику. Некоторые БЦ сдают в аренду офисные помещения. В отличие от БИ БЦ оказывают услуги, как правило, физическим лицам и по коммерческим расценкам. В последние годы структуры с названием БЦ созданы во многих регионах при Центрах занятости. Однако они полностью отличны от БЦ. Как правило, они объединяют комплекс услуг по работе с незанятым населением, желающим создать собственное дело, и в этом их деятельность подобна деятельности СДЦ.
Выше приведенный перечень не охватывает всего разнообразия объектов инфраструктуры, однако, дает представление о наиболее распространенных из них.
Разумеется, что не в каждом городе возможно и необходимо создавать все объекты инфраструктуры. На наш взгляд, следует последовательно создавать и развивать объекты инфраструктуры, постепенно охватывая все более все более сложные услуги малым предприятиям.
Для городов с численностью населения до 50 тысяч человек целесообразно, на первом этапе, создание филиала учебно-делового центра, или бизнес-центра успешно работающих структур в ближайших наиболее крупных городах. Следующий шаг – создание бизнес-инкубатора, который может стать центром “инкубирования” не только предприятий, но и сервисных структур, сориентированных на обслуживание бизнеса.
Для городов с населением более 100 тыс. человек актуально создание муниципального фонда поддержки малого предпринимательства, способного, с одной стороны стать финансовым инструментом развития малого предпринимательства, с другой – эффективным средством кредитования малого предпринимательства. Ниже остановимся на некоторых особенностях кредитования малого предпринимательства.
Практика показывает, что создание инфраструктуры в основном происходит за счет средств технической помощи, реже за счет средств Федерального бюджета и региональных администраций.
Информация представлена Институтом предпринимательства и инвестиций