Высшая школа международного бизнеса
Центр “Предпринимательство и малый бизнес”
Автор: Л.А. Колесникова
Содержание
Введение
Выражение признательности
Раздел 1. Теоретические и методологические основы и концепции систем поддержки предпринимательства (СПП)
Глава 1. Предпринимательство как процессное явление и его теоретические основы и концепции
- Когда будущее и прошлое рядом: предпринимательская экономика, предпринимательское общество и эксполярные формы предпринимательства Что такое “предпринимательская экономика”?
- Эволюция понятий, концепций и теорий предпринимательства От спирали эволюции предпринимательства как явления к спирали концепций и теорий предпринимательства
- Проблемы формирования экономических теорий предпринимательства, малого бизнеса и неформального сектора
- Культура предпринимательства и ее место в спектре взаимосвязей организационных культур и структур
Что такое “предпринимательское общество”?
Наступила ли в России эпоха “предпринимательского общества”? (История как эволюция форм субъектности социального действия) Зависят ли результаты экспериментов над предпринимательством и малым бизнесом от отдельно взятых “наблюдателей” этих экспериментов? Развитие эксполярных форм предпринимательства в России
Основные этапы развития концепций предпринимательства в контексте эволюции экономических теорий
Локальный и интерактивный подходы к определению предпринимательства
Источники неоднозначности и противоречивости проблемы развития предпринимательства и малого бизнеса
Проблема экономической теории микро и малого бизнеса
Универсальные принципы предпринимательской деятельности
Предпринимательство как глобальное кроссотраслевое процессное явление
Возникновение и развитие культуры предпринимательства и ее взаимосвязь с экономической культурой
Модели взаимосвязей организационных культур и структур
Культура предпринимательства в континууме взаимосвязей организационных культур и структур как открытых и закрытых систем
Организации как открытые, закрытые и “закрытые отрытые” системы
Организация как открытая система и коммуникационная открытость организации: отличия и взаимосвязь понятий
Культура предпринимательства на макроуровне
Предпринимательство, бизнес и неформальный сектор: отличия и взаимосвязь понятий
Резюме и выводы по главе 1
Глава 2. Концептуальные и методологические основы СПП
- О параметрах системности и антисистемности закрытых и открытых систем и целях применения системного подхода в управлении изменениями в СПП
- Модели инновационных и предпринимательских процессов как концептуальная основа СПП
- Вопросы классификации и структуризации СПП
- Вопросы оценки эффективности СПП
Параметры системности и антисистемности закрытых и открытых систем
Цели применения системного подхода в управлении изменениями СПП как открытых систем
Линейные и интерактивные модели инновационного процесса
Идеи - в жизнь: от моделирования инновационного процесса к политике и практике поддержки предпринимательства
Принципы классификации систем поддержки предпринимательства
Структура внешней среды СПП: ее клиенты, потребители и конкуренты
Структура и принципы структуризации внутренней среды СПП
Подводя первые итоги 1995-2000: - “шаг вперед…”
Проблемы и особенности оценки эффективности программ развития предпринимательства и малого бизнеса
Современные тенденции в развитии подходов к оценке систем поддержки малого бизнеса: традиционные и инновационные методологии
О критериях оценки эффективности СПП
Альтернативы развития: “вверх по лестнице, идущей вниз” или…
Резюме и выводы по главе 2
Раздел 2. Малый бизнес как объект программ государственной поддержки предпринимательства
Глава 3. Малый бизнес: проблема целей и средств государственной политики поддержки сектора МСП
- Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения размера предприятия
- О подходах к определению размера предприятия, основанных на принципах экономической рациональности и оптимальности
- О целевой ориентации государственных программ поддержки малого бизнеса
Когда нам действительно нужны “линейка и циркуль”
Сущность проблемы определения размера предприятия
Варианты подходов к определению малых и средних предприятий
Тавтологии мифов и ритуальные тавтологии о малом бизнесе
О концепции “оптимального” размера предприятия
О концепциях минимально эффективного размера предприятия, долгосрочных средних издержек в отрасли и протекционном законотворчестве
Универсальные принципы и явления, первичные и вторичные факторы и долгосрочный успех развития предприятий
Что показывает опыт развития государственных программ поддержки малого бизнеса
О целях программ поддержки МП и проблеме определения размера предприятий - ее реципиентов
Резюме и выводы по главе 3
Глава 4. Малый бизнес как сектор экономики: региональный бэнчмаркинг
- Бэнчмаркинг региональной среды развития бизнеса
О методах сравнительных исследований среды развития бизнеса
Что думают экономисты стран Центральной и Восточной Европы о том, где лучше делать бизнес, и какие критерии используются для такого рейтинга
4.2. Сравнительный анализ состояния сектора малого бизнеса на основе данных государственной статистики
Проблемы сопоставления статистических данных по разным странам, связанные с определениями МСП
Анализ среды развития сектора МП в разных регионах на основе статистических данных
Предлагаемый подход к межрегиональным сопоставлениям состояния сектора МП на основе статистических данных
Результаты сравнительного анализа среды развития малого бизнеса в регионах России
4.3. Сравнительный анализ и оценка региональных фондов поддержки предпринимательства
О целях исследования
Выборка и методология исследования
Основные результаты исследования
Сравнительный анализ эффективности схем прямого финансирования и предоставления гарантий
Региональные ФПП и развитие региональных систем поддержки предпринимательства
Оценка деятельности региональных фондов с точки зрения предпринимателей малого бизнеса
Основные выводы
Резюме и выводы по главе 4
Раздел 3. Управление изменениями в СПП и формирование кадрового потенциала позитивных перемен
Глава 5. Управление изменениями в СПП как процесс
5.1. Понимание изменений в СПП: жизненные циклы локальных экономических систем и модели процессов перемен
Понимание процессов перемен: жизненные циклы, этапы и кризисы развития организаций и локальных экономических систем
Факторы внешней и внутренней среды, воздействующие на процессы развития малого бизнеса
Модели управления переменами: ключевые альтернативы
Фазы процесса перемен
Сопротивление переменам и анализ "силового поля"
Роль ответственности при переменах
5.2. Основные этапы процесса развития региональных СПП в контексте управления этим процессом
Анализ и оценка текущего экономического положения
Выработка стратегических целей и задач для развития
Предвидение и выявление барьеров на пути развития
Определение и выполнение стратегии и действий по преодолению барьеров (разработка плана и организация его выполнения)
Шесть подходов к планированию программ социально-экономического развития: проблема выбора для лидеров процессов перемен
5.3. Организационные аспекты процесса управления изменениями в СПП
Об организационных формах управления процессом позитивных перемен в СПП
О целях и задачах Группы управления изменениями
Ответственность Группы управления изменениями
Основные преимущества
О наблюдательном Экспертном Совете
Проблема внутреннего лидерства
Резюме и выводы по главе 5
Глава 6. Развитие кадрового потенциала лидерства в СПП
6.1. Образовательные программы, поддерживающие процессы формирования СПП, их спектр и основные этапы развития: опыт Запада и России
Зарубежный опыт развития образовательных программ для предпринимательства и малого бизнеса
Развитие учебных программ для малого бизнеса в России Характеристики конкурентных программ обучения по малому бизнесу
О целях развития образовательных программ по проблемам предпринимательства
6.2. Маркетинговые стратегии организаций бизнес - образования в России: анализ предпочтений как косвенных индикаторов эффективности СПП
О специфике маркетинга программ для предпринимательства и малого бизнеса
О критериях оценки эффективности программ обучения
Об источниках финансирования программ обучения и их относительной значимости для бюджетов программ
Маркетинговые стратегии организаций бизнес -образования как качественный процессный индикатор эффективности СПП
6.3. Формирование кадрового потенциала государственного менеджмента, способного инициировать позитивные изменения и управлять процессом перемен
Разрывая замкнутый круг: поиск внутренних “точек роста” и источников созидающего лидерства
Концепция проблемно-ориентированного пакета программ повышения квалификации для государственных служащих, ответственных за развитие предпринимательства
Особенности пакета программ как учебно-консультационного сопровождения процесса управления изменениями в региональной СПП
Резюме и выводы по главе 6
Несколько слов в заключение
Литература
Приложения