Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Информация о состоянии малого предпринимательства в Амурской области и его государственной поддержки в 1999 г. (по состоянию на 1.10.99 г.)

В Амурской области за последние два года малое предпринимательство в количественном отношении остается примерно на одном уровне. На начало 1999 года на территории области действовало 3,8 тыс. малых предприятий, 1935 крестьянско-фермерских хозяйств, зарегистрировано 37,1 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. В целом в сфере малого предпринимательства занято примерно 90 тыс. человек. На доходы от этого вида деятельности живет около 200 тысяч амурчан.

Наибольший удельный вес в отраслевой структуре малых предприятий занимает торговля - 40,8 процентов, строительство - 19,2, промышленность - 14,7, сельское хозяйство - 5,6.

За 1998 год малыми предприятиями произведено товаров и услуг по всем видам деятельности на 1365 млн. рублей.

На долю субъектов малого предпринимательства приходилось около 48 процента от общего объема розничного товарооборота области и 76 процентов оказанных бытовых услуг населению. Вместе с тем удельный вес производства промышленной продукции малыми предприятиями остается незначительный. Объем налоговых поступлений от сферы малого бизнеса составил 10,8 процента от общего объема налоговых поступлений в области.

Развитие малого предпринимательства на территории области идет весьма неравномерно. Лидером является город Благовещенск, на долю которого приходится 57 процентов от общего числа малых предприятий и 36 процентов предпринимателей без образования юридического лица. Наибольшее количество малых предприятий находится также в городах Свободный, Белогорск, Серышевском и Благовещенском районах. Наибольшая численность предпринимателей без образования юридического лица зарегистрировано в городах Тында, Свободный, Благовещенск, Зея.

По числу занятых в сфере деятельности малого бизнеса на 1 тысячу населения наибольшее количество приходится на города Благовещенск, Свободный, Тында.

Необходимо отметить, что в, целом имеется тенденция замедления темпов роста малых предприятий. Значительная часть зарегистрированных малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица так и не приступают к хозяйственной деятельности. Это объясняется тем, что в ряде отраслей (торговля, общественное питание, отдельных видов бытовых услуг) не требующих значительных капитальных: вложений для организации предприятия, произошло определенное насыщение рынка, спрос и предложение примерно уравновесились, возникла конкуренция. Создание же других производств требует больших финансовых и временных затрат, необходимых для приобретения технологического оборудования, подготовки производственных помещений и т.п.

В 2000 году ожидается незначительный прирост числа малых предприятий (до 2 процентов), в т.ч. прогнозируется рост числа предприятий, занимающихся производственной деятельностью.

Вместе с тем роль малого бизнеса в экономике области значительна. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней путем создания предприятий и рабочих мест малое предпринимательство обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.

Поэтому процесс укрепления сферы малого предпринимательства нуждается во всемерной государственной поддержке и стимулировании. Действующая система поддержки малого предпринимательства включает органы законодательной и исполнительной власти, фонды поддержки предпринимательства, центры обучения, службы занятости, торгово-промышленную палату, общественные- объединения предпринимателей и другие элементы, которые оказывают содействие становлению и развитию предпринимательства на областном и местном уровнях,

Государственная поддержка сферы малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Законом Амурской области "О малом предпринимательстве и Амурской области" и на основе региональной программы поддержки малого предпринимательства. Такие программы с 1995 года принимались дважды. В настоящее время разрабатывается программа на 2000-2001 годы, проект которой был подготовлен и после соответствующих согласовании находится на доработке. Программа формируется исходя из принципа преемственности по отношению к ранее действовавшим областным программам по поддержке малого предпринимательства, в ходе реализации которых удалось решить часть поставленных задач. Выполнить поставленные цели в полном объеме не удалось, в первую очередь, из-за отсутствия предусмотренных объемов финансирования, в том числе и отсутствия финансовой поддержки со стороны Федерального Фонда.

В 1995-1999 годах поддержка малого бизнеса сводилась в основном к проведению организационных мероприятий, не требующих больших материальных затрат, а также к разработке нормативных правовых актов.

К настоящему времени заложена основа областной политики поддержки малого предпринимательства. Приняты Законы "О малом предпринимательстве в Амурской области", "Об установлении объекта налогообложения, ставок единого налога и стоимости годового патента для субъекта малого предпринимательства, в Амурской области", "Об инвестициях в Амурской области", " О едином налоге на вмененный доход для деятельности по розничной продаже товаров на территории Амурской области", "О едином налоге на вмененный доход для определенных вид, он деятель) гости на территории Амурской области" и ряд других нормативных правовых актов, способствующих формированию и деятельности предпринимательства.

Основными направлениями деятельности сферы малого предпринимательства имеющими приоритетное значения для области и требующие первоочередной поддержки, являются:

1. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции.

2. Производство продовольственных и промышленных товаров народного потребления.

3. Бытовые услуги населению.

4. Пeреработка вторичных ресурсов.

5. Инновационная деятельность.

В каждом городе и районе области могут устанавливаться свои приоритеты, Они фиксируются в муниципальных программах и отражают специфику каждого субъекта местного самоуправления, особенности его экономического потенциала.

В последнее время в рамках областной политики заметно усиливается роли органов местного самоуправления в развитии малого бизнеса. Во многих городах и районах разработаны муниципальные программы поддержки предпринимательства, оказывается содействие субъектам малого предпринимательства по различным аспектам их деятельности. I Наиболее широко эта работа проводится в городах Благовещенск, Свободный, Белогорск и ряде других. Ведется работа по размещению на. малых предприятиях муниципальных заказов, удельный. объем которых составил по г. Благовещенску - 30 процентов, по г. Свободному - 27, по г.Шимановску - 23 процента от объема для муниципальных нужд. Практически все органы местного самоуправления для субъектов малого предпринимательства предоставляют в аренду нежилые помещения, в том числе на льготных условиях. Осуществляется предоставление льгот по налогам. В городе Благовещенске, Свободном и Тынде осуществляется льготное кредитование отдельных предпринимательских проектов из средств местного бюджета на конкурсной основе. В Благовещенском и Райчихинском городских, Белогорском объединенном и Магдагачинском районном центрах занятости населения работают бизнес школы по подготовке предпринимательских кадров. Администрация области совместно с администрациями городов и районов проводят работу по подготовке управленческих кадров для предприятий области, по проведению выставок-ярмарок продукции предприятий, разработке нормативных правовых актов, формированию областного, муниципальных заказов, содействие в продвижении продукции на рынки других территорий и др.

В то же время несмотря на проводимую работу, направленную на создание благоприятных условий малое предпринимательство в области по-прежнему сталкивается с большим количеством проблем, сдерживающих его развитие.

Основные проблемы развития малого предпринимательства (особенно в сфере производства):

  • ограниченный доступ предпринимателей к источникам финансирования, отсутствием условий и интереса вложений имеющихся собственных средств. Субъекты малого предпринимательства находятся в невыгодном положении па финансовом рынке и испытывают дискриминацию коммерческих банков но отношению с иными, более крупными заемщиками;
  • высоки тарифы на тепло электроэнергию и. железнодорожные перевозки, Так, высокие энергетические и транспортные тарифы в Дальневосточном регионе (в том числе, в Амурской области) ведут к росту себестоимости и делают продукцию местных товаропроизводителей неконкурентоспособной по сравнению с другими регионами;
  • низкий уровень управленческого опыта и нехватка специалистов но инвестиционным вопросам;
  • недостаточный уровень информационной и методической поддержки инвестиционных процессов и предпринимательства в целом;
  • мешают административные барьеры.

В первую очередь это несовершенство нормативной правовой базы предпринимательской деятельности. Во-вторых сложность действующей системы налогообложения, высокая стоимость регистрации и постановки на учет предпринимательских структур, услуг лицензирования, сертификации. Малые предприятия вынуждены еще до начала своей деятельности нести расходы но оплате услуг за регистрацию, постановке на учет в органах статистики, открытие счета в банке, получение лицензии, сертификации продукции и оплате ряда других услуг до получения каких либо финансовых результатов. Усложнена процедура проведения лицензирования, сертификации продукции.

Неотрегулированность арендных отношений, системы контроля и разрешительной практики, отсутствие надежного правового, в том числе судебного, обеспечения сдерживают развитие предпринимательства.

В этих условиях особо остро стоит вопрос о более эффективной политике государства по отношению к предпринимательству. Особенностью отраслевой структуры малых предприятий области является низкий удельный вес предприятий, специализирующих на производстве товаров. Создание условий для развитии малых предприятий, ориентированных на производство товаров и услуг, необходимых для населения области, продолжает оставаться важной задачей государственной политики но поддержке развития предпринимательства.

В условиях недостатка бюджетных средств государственная поддержка малого предпринимательства требует максимального задействования механизмов внебюджетного финансирования с преимущественным использованием лизинга,, привлечения иностранных инвестиций, гарантийных фондов, обществ взаимного кредитования, страховых компаний и других.

Система государственной поддержки малого бизнеса, должна, в первую очереди обеспечивать:

  • устранение административных барьеров при создании и функционировании малых предприятий;
  • создание конкурентной среды различных элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства;
  • адресную поддержку субъектов малого предпринимательства на конкурсной основе и на основе сотрудничества, государственных органов, общественных организаций и коммерческих структур.

В 2000-2001 годах основными направлениями государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на региональном уровне будут являться:

1. Нормативное правовое обеспечение деятельности малого бизнеса в Амурской области.

2. Информационная поддержка деятельности малого предпринимательства, содействие работе специализированных фирм, предоставляющих информацию на коммерческой основе (консультационную, правовую и др.).

3. Кадровое обеспечение малого предпринимательства, включающее организацию системы начального предпринимательского образования, курсовую подготовку (но менеджменту, бизнес - планированию, финансовому анализу деятельности предприятий, налогообложению), профессиональную подготовку специалистов и подготовку управленческих кадров для малых предприятий.

4. Содействие в создании инфраструктуры поддержки предпринимательства.

5. Оказание финансовой поддержки по реализации предпринимательских проектов в сфере малого бизнеса за счет привлечения средств из различных источников по приоритетным направлениям, деятельности, определенных Программой. Создание гарантийного фонда, обеспечивающего гарантии инвесторам под кредиты, выдаваемые субъектам малого бизнеса.

6. Оказание содействия безработным в создании собственного дела. Выделение субсидий безработным, организовавшим собственное дело, из средств Государственного фонда занятости населения.

7. Организация работы но привлечению субъектов малого предпринимательства к выполнению заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

8. Оказание помощи вновь создаваемым малым предприятиям в поиске офисных и производственных площадей, передача в аренду или продажа свободных или. неэффективно используемых помещений государственного имущества.

9. Организация конференций, "круглых столов , семинаров, информационных встреч для предпринимателей по вопросам предпринимательской, деятельности,

10. Организация выставок-ярмарок продукции малых предприятий и оборудования для малого предпринимательства.

11. Содействие развитию внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, производственных, информационных связей с зарубежными партнерами. Ппривлечение иностранных кредитно-финансовых ресурсов.

12. Организация освещения в СМИ опыта работы малых предприятий, проблемных вопросов деятельности малого бизнеса, предпринимательской культуры,

В тоже время считаем необходимым принятие следующих мер на федеральном уровне по преодолению административных барьеров:

  • ускорить принятие федеральных, законов, положительно влияющих на инвестиционный и предпринимательский климат в России;
  • пересмотреть порядок регистрации предпринимателей без образования юридического лица в связи с изменением вида. деятельности, в части присвоения постоянного единого регистрационного номера для конкретного физического лица. Действующими нормативными актами предусматривается выдача новых свидетельств с присвоением нового регистрационного номера в связи с изменением вида деятельности, паспортных данных. Каждое такое изменение предполагает новую постановку на учет, а значит и новые сборы различными регистрирующими и учетными органами.

Кроме того, считаем целесообразным конкретизировать понятие предпринимателя, который осуществляет свою деятельность с привлечением наемного труда и индивидуального предпринимателя, работающего без привлечения наемного труда. Отсутствие такого разделения ведет к искусственному увеличению числа предпринимателей без образования юридического лица. Как показывает практика, руководители предприятий оформляют себя и своих работников (включая рабочих) в качестве предпринимателей и осуществляют свою деятельность на договорно-обязательственных отношениях, в которых в качестве обеих сторон участвуют предприниматели. Таким образом, например, продавец, магазина становится "предпринимателем" на которого распространяются правила ГК РФ;

  • ускорить принятие Федерального закона "О регистрации юридических лиц";
  • предусмотреть отсрочку платежей за услуги, предоставляемые государственными организациями малым предприятиям при их регистрации и создании производства продукции и товарок народного потребления;
  • предусмотреть возможность компенсации тарифов на тепло электроэнергию для малых предприятий - товаропроизводителей, производство собственной продукции которых составляет не менее 75 процентов общего объема реализуемых ими товаров и услуг;
  • рассмотреть возможность уменьшения ставки налога на прибыль малых предприятий, занимающихся производством продовольственных товаров и товаров народного потребления, производство собственной продукции которых составляет не менее 75 процентов общего объема реализуемых ими товаров и услуг, до 20 процентов, с целью перелива капитала из сферы обращения в сферу производства;
  • установить нормативы отчислений средств, полученных от эмиссии акций акционерных обществ для развития инвестиционной активности предприятий;
  • разработать механизм предоставления льготных кредитов для су6ьектов малого предпринимательства, направляемым на создание и развитие производственной сферы (не выше 15 процентов годовых);
  • продолжить формирование инфраструктуры по поддержке предпринимательства, в первую очередь в регионах отдаленных от центра;
  • ускорить принятие нормативных правовых актов, позволяющих привлечь активы и резервы страховых обществ в качестве инвестиционных ресурсов;
  • создать правовые условия для работы кредитных союзов и обществ взаимного кредитования;
  • рекомендовать Федеральному Фонду поддержки малого предпринимательства совместно с региональными Фондами разработать меры но защите инвестиций и, н частности, о выдаче гарантий под кредиты, получаемые от финансовых институтов и возмещение им потерь при льготном кредитовании малых предприятий, направленных на создание производства товаров и услуг. Рассмотреть возможность создания региональных гарантийных фондов на паритетных началах ;
  • создать общероссийскую систему лизинговых услуг, систему страхования инвестиционных рисков, доступных для субъектов малого предпринимательства;
  • активизировать работу рабочих групп и комиссий по сотрудничеству с зарубежными странами для привлечения иностранных инвесторов и программ поддержки предпринимательства,
  • для получения оперативной, полной информации для оценки состояния малого предпринимательства необходимо совершенствование статистики но малому предпринимательству.

Кроме того считаем необходимым ускорить принятие Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 годы, которая была разработана MAП России и направлена на утверждение в Правительство Российской Федерации и обеспечить ежегодное ее финансирование, предусматривая при этом и финансовую поддержку развития предпринимательства и регионах,

В целях укрепления деятельности региональных фондов поддержки малого предпринимательства важно создание, вертикали: Федеральный Фонд - региональные Фонды, через обязательное со учредительство Федерального Фонда в региональных Фондах. Совместная деятельность по государственной поддержке малого предпринимательства должна осуществляется на. основе Соглашений между регионом и Федеральным Фондом.

С момента создания МАП России взаимодействие по вопросам поддержки предпринимательства с ним не осуществлялось. Нe было и согласования с регионами подготовленного проекта Федеральной программы поддержки малого предпринимательства.

Взаимодействие осуществляется лишь с Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства. Представители области принимают участие в проводимых Федеральных Фондом совещаниях, получают методическую и консультационную помощь.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости