Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Проблемы развития малого бизнеса в России и на примере Ханты-Мансийского автономного округа

Файлы

Ханты-Мансийск, 1999

Авторы: Кушникова Т.А.

Аннотация

По итогам 1997 года. История развития предпринимательства в России на примере российского Севера. Сравнительная оценка уровня развития МП в разных странах. Проблемы становления предпринимательства в современной России. Государственная политика и система поддержки МП. Инфраструктура поддержки МП: объекты и цели. Нормативно-правовое обеспечение государственной поддержки МП на региональном уровне. Анализ Ханты-Мансийского автономного округа как объекта развития малого и среднего бизнеса. Общие выводы и рекомендации по определению приоритетности развития малого и среднего бизнеса в округе. Программы государственной поддержки и содействия малому предпринимательству в ХМАО.


Оглавление


Введение.

I.Развитие предпринимательства в России и странах Запада.

II.Проблемы становления российского малого бизнеса и его поддержка государством.

III.Государственная поддержка развития МП, проблемы и перспективы развития среднего класса в ХМАО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ №№ 1-8



ВВЕДЕНИЕ

Жизненно важной и интересной проблемой, широко изучаемой и обсуждаемой сегодня в нашем обществе, является становление предпринимательства, рассматриваемое во всей своей многогранности и неоднозначности. Одним из важнейших аспектов этой тематики становится социально-исторический аспект.

Общество, не обращающееся бережно со своим историческим наследием, не соблюдающее духовную преемственность поколений, не может надеется на успешный процесс национально-гражданского становления. Осознание этого положения становится одним из серьезных условий успешного выхода России на путь цивилизованных рыночных отношений. Для создания таких условий необходима особая экономическая политика, мудро соразмеряющая реформаторскую деятельность с национальными традициями страны, учитывающая социальные и ментальные особенности «почвы», где происходит приживление заимствованного опыта.

В последнее время внимание российских социологов, экономистов и историков достаточно часто обращается к теоретическим разработкам этой темы, но не менее часто характерной чертой исследований становится некоторая упрощенность подхода к созданию исторического портрета российского предпринимателя, однобокость трактовки его общественной роли. Противоположная прежней официальной марксистско-ленинской идеологии, формируется тенденция к облагораживанию и идеализации дореволюционного российского предпринимательства.

Возможно, это вызвано стремлением преодолеть сложившийся в обществе стереотип негативного отношения к частному бизнесу и личности бизнесмена; возможно, - симпатией к предпринимательству как явлению, с которым связаны сегодня надежды и чаяния многих людей в России; не исключены и соображения конъюнктурного характера.

Как бы то ни было, насущной остается задача непредвзятого, вдумчивого исследования преемственности поколений российских предпринимателей, сохранения и творческого использования в сегодняшней жизни богатства национального исторического опыта в его многообразии и неоднозначности.

Рассмотрение российского предпринимательства в плане социальной истории включает в себя несколько аспектов: история происхождения предпринимателя, его половозрастные, морально-психологические характеристики, основы семейной социализации, взаимоотношение с различными слоями общества, правовая сторона отношений с государственной властью, хозяйственно-политическая обстановка в стране. Не все из перечисленных аспектов на сегодня достаточно разработаны, характер исследования некоторых носит, как уже было сказано, односторонний характер. Практически полное уничтожение слоя российских предпринимателей в результате семидесятилетней политики советского государства стало для России трагедией, лишившей ее уникальных тружеников, которые по своему культурному, психологическому складу отличались от западных бизнесменов. Наряду с крестьянской массой, дореволюционный предприниматель был носителем народной самобытности, русского национального сознания. Корни социально-психологического портрета российского предпринимателя можно искать в истории его происхождения.

Сегодняшний день имеет своей печальной особенностью разрыв исторических традиций предпринимательства, потерю всего накопленного и наработанного веками. Люди, решившиеся теперь вступить на непростой и тернистый путь частного бизнеса, являются, по сути, первым поколением предпринимателей (после длительного перерыва). У них нет такой поддержки в их деятельности, как преемственность семейных и национальных деловых традиций. Многие полезные психологические качества были утеряны, изменилась сама ментальность российского человека. Обратившись к происхождению сегодняшних бизнесменов, можно определить, какие же слои населения быстрее адаптируются к новым условиям жизни, и что им в этом способствует.

Ныне солидную прослойку составляют предприниматели, получившие определенный опыт деятельности в хозяйственных и политических структурах бывшего советского государства («партийные функционеры», «комсомольские вожаки», «управленцы», «цеховики», « спекулянты», «частники»). Определенно изначально они имели психологическую предрасположенность к частной деятельности, и, к тому же, сегодня имеют возможность в интересах дела использовать прежние личные связи в различных структурах, что оказывается в конечном счете залогом успеха. Данные социологических исследований показывают, что основной массой, пополняющей сегодня отряд российских предпринимателей, становятся представители технической интеллигенции, инженеры. Но при этом не указывается, какой процент вновь созданных предприятий распадается в результате столкновения с возникающими трудностями.

Сегодняшние реалии таковы, что продолжают действовать прежние хозяйственные механизмы, когда не имеющий нужных связей или политического влияния предприниматель не в состоянии реализовать себя в качестве такового, даже не имея к этому необходимые личностные предпосылки. Анализ исторического опыта и сегодняшних проблем обнаруживает не только противопоставления, но и любопытные аналогии. Сегодня в обществе наблюдается то же неоднозначное отношение к личности предпринимателя: от почти полного неприятия люди постепенно склоняются к более лояльному отношению к предпринимателю, отмечая, однако, перевес деловых качеств над морально-этическими. В том числе наиболее неприемлемых черт называется рвачество, стремление к легкой наживе; безразличие к общественным и государственным интересам; непорядочность, нечестность, неразборчивость в средствах; потребительское отношение к людям. В связи с историческими параллелями можно отметить печальное постоянство и неистребимость этих черт человеческой натуры. Сегодня еще недостаточно отрегулированы социальные механизмы отношений наемного работника и хозяина - предпринимателя. Часты случаи жесткого прессинга к подчиненным, нарушение прав социальной защиты.

Необходимо отметить, что предпринимательская деятельность относится как к мелкому, так и среднему и крупному бизнесу. Поэтому термин «предпринимательство» относится ко всем типам предприятий, объединений граждан, занимающихся творческой, инициативной деятельностью в целях получения прибыли. А предприниматель - это предприимчивая личность, демонстрирующая определенные черты и стандарты предприимчивого поведения и мышления в сфере деловой жизни.

Исследованием данной работы являются не только исторические предпосылки развитию предпринимательства в России и сегодняшние реалии, но и осознание того, что как правило, любая постановка проблем, сопряженных с малым бизнесом, выходит на состояние, тенденции и задачи его государственной поддержки. Именно слабость, робость такой сегодняшней поддержки является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу в России обрести твердую почву под ногами и тем самым создать важную опору для выхода страны из сковывающего ее затяжного экономического кризиса.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости