Курган, 1998
Авторы:Курганский Государственный Университет
Аннотация
В ходе исследования собран статистический материал по развитию малого предпринимательства, проведен социологический опрос руководителей 72 малых производственных предприятий. Анализ собранной информации позволил:
- Оценить состояние развития малого бизнеса в городе и области.
- Выделить наиболее существенные проблемы его развития.
- Оценить тенденции его развития на период 3 года.
- Разработать рекомендации по развитию малого бизнеса.
Оглавление
Введение
- Общая характеристика развития малого бизнеса в Курганской области.
- Методы и инструменты социологического исследования.
- Основные тенденции развития малого бизнеса.
- Факторы активной адаптации малых предприятий.
- Проблемы и перспективы развития малого бизнеса.
- Рекомендации по развитию малого бизнеса.
- Приложения.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из направлений развития экономической реформы, подъема экономической активности и создания новых рабочих мест является развитие малого бизнеса. Роль малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой чрезвычайно велика: на его долю приходится от 20 до 60% валового национального продукта и до 90-95% численности всех предприятий. Развитие малого бизнеса является фактором формирования конкурентной среды на рынке товаров и услуг для населения. В кризисных ситуациях важной чертой поведения ма-лых предприятий является гибкость, быстрота реагирования на изменение условий. Это позволяет им более легко, чем крупным предприятиям адаптироваться к условиям кризиса, сглаживая его последствия для национальной экономики. Именно малый бизнес становится важным резервом создания мобильных рабочих мест, инвестиции частных накоплений в экономику, эффективного использования временно высвобождающихся резервов - производственных площадей и оборудования.
Предполагалось, что в России к началу XXI века будет 3-3,5 миллиона малых и средних предприятий, которые будут создавать 30-40% ВВП и обеспечивать работой 40 млн. человек. Пока эти показатели в 3-4 раза ниже: по итогам 1997 года вклад малых предприятий в экономику России составлял 10-12% ВВП, их численность составляла примерно 900 тыс., что обеспечивало занятость примерно 9 млн. человек . Отставание с развитием малого бизнеса объясняется незавершенностью формирования стоимостных и ценовых пропорций, дефектами государственной политики развития малого бизнеса. В печати отмечается, что эти факторы отразились на динамике развития малого бизнеса: если за 1992 год количество ма-лых предприятий в России увеличилось вдвое, то в следующем году уже в полтора раза, а затем наступил период стагнации или даже снижения их численности.
Эффективность разрабатываемых программ поддержки и развития малого бизнеса прямо связана с объемом и качеством имеющейся информации о его состоянии и основных тенденциях развития. Одним из направлений, позволяющим получить более достоверную информацию о развитии малого бизнеса является проведение комплексных экономико-социологических исследований. Проведенное кафедрой экономики и маркетинга КГУ исследование по договору с областной администрацией в 1993 году было одним из первых в России. Накопленный теоретический и эмпирический материал получил высокую оценку, свидетельством чего было получение гранта на исследования по этой теме в 1995 году. Выявленные тенденции позволили разработать программу поддержки малого бизнеса в Курганской области на 1995-1997 гг.
В целях информационно-аналитического обеспечения и разработки мероприятий по развитию малого бизнеса по договору с департаментом промышленности и управления имуществом Администрации Курганской области проведен третий этап исследований по теме “Состояние и тенденции развития малого бизнеса в Курганской области”.
В ходе исследования собран статистический материал по развитию малого предпринимательства, проведен социологический опрос руководителей 72 малых производственных предприятий. Анализ собранной информации позволил:
- Оценить состояние развития малого бизнеса в городе и области.
- Выделить наиболее существенные проблемы его развития.
- Оценить тенденции его развития на период 3 года.
- Разработать рекомендации по развитию малого бизнеса.