Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Состояние и перспективы развития малого предпринимательства Владимирской области

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)

Скорик Валерий Михайлович директор Центра поддержки предпринимательства
администрации Владимирской области

Деятельность субъектов малого бизнеса (МБ) области в 2004 году характеризуется ростом по ключевым показателям:

  • по объему МБ в валовом региональном продукте (ВРП): доля объема МБ в объем ВРП области – 20,5 % (увеличение на 1,5 % в сравнении с предыдущим годом);
  • по количеству субъектов предпринимательства: малых предприятий (МП) –7,8 тысячи (рост на 10 % к уровню 2003г.);
  • по занятости в сфере малого бизнеса: рост занятых - на 2,1 % к уровню 2003 г.; доля занятых в МБ от общего числа занятых в экономике области 19%;

Вопросам развития предпринимательского сектора экономики со стороны органов государственной власти Владимирской области уделяется должное внимание: в области создана и действует инфраструктура поддержки предпринимательства. В рамках действующего закона «О государственной поддержке малого предпринимательства во Владимирской области» формируются областные целевые программы развития малого и среднего бизнеса, в которых определяются основные направления поддержки предпринимательства:

  • формирование законодательной базы государственной поддержки предпринимательства;
  • формирование организационной структуры поддержки предпринимательства на уровне области;
  • устранение административных барьеров при развитии предпринимательства;
  • подготовка кадров для предпринимательства;
  • финансовое обеспечение предпринимательских программ и проектов;
  • взаимодействие со средой формирования предпринимательства, реструктуризация крупных предприятий, консалтинг;
  • реализация специализированных программ и проектов в сфере предпринимательства;
  • сотрудничество в сфере предпринимательства на межрегиональном уровне.

Тенденции роста малого бизнеса в целом по области последние несколько лет прослеживаются довольно стабильные, формируются достаточно благоприятные условия для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса.

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Число МП, ед. 6924 6927 9427 7099 7784
Объем произведенной МП продукции
(работ, услуг), млн. руб.
3655 4776 5347 9257,5 10212
Численность индивидуальных предпри-
нимателей без образования юридичес-
кого лица, тыс. чел.
62,8 68,3 74,9 78,8 76,9

Анализ отраслевой структуры численности малых предприятий во Владимирской области представлен на диаграмме 1. Основная часть малых предприятий (43,5%) осуществляет деятельность в торговле и общественном питании. Значительна доля малых предприятий в промышленности и строительстве – 19,6% и 13,4%. На 1000 жителей области приходится 5 предприятий (по России этот показатель в среднем равен 6 предприятиям). Число индивидуальных предпринимателей на конец года составило 76,9 тыс. чел. Необходимо отметить, что в 2004 году индивидуальные предприниматели должны были пройти перерегистрацию в

налоговых органах - по предварительным оценкам в 2005 году число индивидуальных предпринимателей может сократиться в среднем на 20-25%.

Субъекты малого предпринимательства осуществляют уплату налоговых платежей по трем налоговым системам, определенным федеральным законодательством: по полной системе налогообложения (общей для всех), по упрощенной системе и по системе единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Из 7784 малых предприятий области 38% работают по упрощенной системе, 32,4% - по системе единого налога на вмененный доход, 29,6% - по общей системе налогообложения.

Из общего числа индивидуальных предпринимателей: 25,7% работают по системе ЕНВД, 6,4% - по упрощенной системе налогообложения.

Диаграмма 1.

Динамика отраслевого распределения численности малых предприятий, %

 

Отраслевое распределение среднесписочной численности работающих на малых предприятиях представлено на диаграмме 2: в торговле и общественном питании – 36,4%, в промышленности – 28,6%, в строительстве – 15,8%.

На малых предприятиях в 2004 году было занято на постоянной основе 56,2 тыс. чел., численность совместителей – 5,1 тыс. чел., численность работающих по договорам подряда – 1,8 тыс. чел. Всего на малых предприятиях занято 63,1 тыс. чел. Доля среднесписочной численности работающих на малых предприятиях в общем числе занятых в экономике области составляет 8%, а общая доля занятых в малом бизнесе (с учетом индивидуальных предпринимателей) - 19%. Средняя численность работающих на одном малом предприятии в 2004 году составила 7 чел., по отраслям экономики в сравнении с 2000 г.: промышленность: 2000 г. – 10 чел., 2004 г. – 11 чел.;
строительство: 2000 г. – 10 чел., 2004 г. – 9 чел.;
торговля и общественное питание: 2000 г. – 5 чел., 2004 г. – 6 чел.

Диаграмма 2.

Динамика отраслевого распределения среднесписочной численности работающих на малых предприятиях, в %

Отраслевая структура объема произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) сложилась и остается практически неизменной в течение последних пяти лет (диаграмма 3). Более 60 % от общего объема произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) приходится на отрасли материального производства:

- промышленность: 2000 г. – 40,8%, 2004 г. – 47,2 %;
- строительство: 2000 г. – 19,3%, 2004 г.– 13,9%;
- торговля и общественное питание: 2000 г. – 21,5%, 2004 г. – 22,2%.

Объем произведенной продукции на одного работающего малого предприятия в 2004 году составил 181,7 тыс. руб. (в сравнении с 2003 годом рост составил 1,3%).

Аналогично складывается отраслевая структура объемов инвестиций предприятий малых форм, которая практически не изменилась за последние четыре года (диаграмма 4).
Более 50 % объемов инвестиций приходится на отрасли материального производства:

- промышленность 2000 г. – 34,4%, 2004 г. – 29,1 %;

- строительство 2000 г. – 23,6%, 2004 – 21,4%;

- торговля и общественное питание 2000г. – 26,6, 2004 г. – 26,8%.

Диаграмма 3.

Динамика отраслевого распределения объема произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг), в %

Диаграмма 4.

Динамика отраслевого распределения объема инвестиций малых предприятий, в %

Вклад малого бизнеса (малых предприятий и индивидуальных предпринимателей) в экономику региона наглядно характеризует график динамики доли малого бизнеса в объеме ВРП области: по экспертным оценкам в 2004 году процентная составляющая доли малого бизнеса в общем объеме ВРП составила 20,5% (диаграмма 5).

Диаграмма 5.

Динамика объема малого бизнеса в объеме ВРП области, %

Большое внимание уделяется развитию механизмов взаимодействия органов государственной власти с предпринимательским сообществом.

Так, в 2004 году по инициативе предпринимателей впервые организован и проведен конкурс на лучшие условия для развития предпринимательства в муниципальных образованиях. Основная идея конкурса: привлечение самих предпринимателей к оценке условий ведения хозяйственной деятельности в территориях области. По итогам конкурса первое место занял Петушинский район, второе место – город Владимир, третье место – округ Вязники. Активное участие в организации и проведении конкурса приняли предприниматели некоммерческого партнерства «Единение». По результатам проведенного анализа представленных на конкурс материалов выработаны рекомендации органам местного самоуправления, в которых определены первоочередные задачи и направления, способствующие развитию предпринимательства в муниципальных образованиях.

Необходимо обозначить наиболее важные проблемы, сдерживающие, в определенной степени, темпы роста предпринимательской деятельности в целом по области.

К таким проблемам, в первую очередь, относится фрагментарность федерального нормативного обеспечения деятельности малого и среднего бизнеса и, как следствие, административные барьеры и отсутствие единого подхода к созданию и развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Для снятия данной проблемы целесообразно организовать на базе предпринимательских объединений с участием муниципального руководства комиссии по преодолению административных барьеров, то есть изменить ориентацию системы поддержки предпринимательства на муниципальном уровне.

Формирование профессиональных объединений предпринимателей на областном и муниципальном уровнях, обеспечение устойчивости профессиональных объединений посредством наделения их необходимыми полномочиями для защиты интересов предпринимательства будет также способствовать дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса. Цель таких объединений в дальнейшем конструктивном взаимодействии бизнеса и власти в решении конкретных задач: по вопросам нормотворчества, включая налогообложение, развитие системы поддержки малого и среднего бизнеса, определение точек роста и перспектив развития предпринимательства.

Другой серьезной проблемой, сдерживающей развитие предпринимательства, является низкий уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса: сложившаяся в области положительная динамика развития малого бизнеса (в 2004 году доля МБ в ВРП области оценивается на уровне 20,5 %) достигается при использовании малыми предприятиям лишь 2 % основных фондов региона. Так, в сфере промышленного производства по сравнению с крупными и средними предприятиями фондовооруженность ниже в 5 раз.

Причинами, сдерживающими увеличение фондовооруженности, являются:

  • отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных потребностей предпринимательства в основной капитал. Основным источником финансирования для малых предприятий остаются собственные средства предприятий, составляющие 97 % от общего объема инвестиций ( лишь 1 % - кредиты банков, 2 % - другие источники финансирования);
  • затрудненный доступ к использованию малым бизнесом существующего промышленного потенциала региона.

И здесь перед центром поддержки предпринимательства администрации области стоят задачи по содействию малому бизнесу:

в модернизации производства,
во внедрении новых технологий,
в увеличении фондовооруженности.

Механизмы содействия в решении этих задач, в определенной мере, сформированы в областной целевой программе кредитно-финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства на 2005 – 2006 годы:

В соответствии с проведенным обследованием потребность предприятий области в приобретении основных фондов с использованием лизинговых услуг определена в объеме 2,5 млрд. рублей. Субсидирование лизинговых платежей за счет средств областного бюджета предусматривает снижение стоимости лизинговых услуг на 2-4 %, что сделает данную процедуру востребованной для лизингополучателя и не убыточной для лизингодателя.

Механизм по лизингу:

На реализацию данного механизма в 2005 году предусмотрено выделение средств областного бюджета в объеме 606 тыс. рублей. При приобретении субъектами предпринимательской деятельности основных средств с использованием банковских кредитов предусматривается субсидирование процентной ставки в размере до ? ставки ЦБ, что сделает данную процедуру более доступной для предприятий малого бизнеса.

Механизм по кредитованию:

На реализацию данного механизма в 2005 году предусмотрено выделение средств областного бюджета в объеме 606 тыс. рублей.

За счет реализации программы кредитно-финансовой поддержки будет оказано содействие субъектам предпринимательской деятельности в приобретении основных фондов на сумму более 70 млн. рублей в год.

Указанные механизмы реализуются на конкурсной основе с учетом максимального экономического эффекта от субсидируемых проектов.

Механизм по инновациям: В течение последних трех лет администрация области находит возможности для поддержания инновационного направления деятельности. Действующий механизм основан на приобретении доли незавершенного инновационного продукта, которая составляет не более 30 % от оценочной стоимости создаваемого продукта. По завершению разработки научно-технического продукта и реализации его на рынке средства, равные стоимости приобретенной доли, возвращаются на финансирование очередных научно-технических проектов. Так за прошедшее время создано научно-технической продукции на сумму более 30 млн. рублей, при этом затраты областного бюджета составили 6 млн. рублей.

На реализацию данного механизма в 2005 году предусмотрено выделение средств областного бюджета в объеме 1,5 млн. рублей.

Конкретные мероприятия, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса и его дальнейшее развитие, определены областным законом «О программе развития Владимирской области на 2004 – 2006 гг.».

Реализация мероприятий программ должна обеспечить положительную динамику развития малого бизнеса в период 2005 – 2006 гг.:

  • рост объема ВРП, производимого малым бизнесом – 7% ежегодно;
  • рост занятых в малом бизнесе – 4-5% в год;
  • рост объема инвестиций малых предприятий на уровне 8 – 10% в год.

К началу 2007 года уровень развития малого предпринимательства будет характеризоваться следующими показателями:

  • доля объема МБ в объем ВРП области – 23-24%;
  • доля занятых в малом бизнесе в общем числе занятых в экономике области – 20-21%;
  • доля объема инвестиций малых предприятий в общем объеме инвестиций – 9-10%.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости