Скорик Валерий Михайлович директор Центра поддержки предпринимательства
администрации Владимирской области
Деятельность субъектов малого бизнеса (МБ) области в 2004 году характеризуется ростом по ключевым показателям:
- по объему МБ в валовом региональном продукте (ВРП):
доля объема МБ в объем ВРП области – 20,5 % (увеличение на 1,5 % в сравнении с предыдущим годом); - по количеству субъектов предпринимательства:
малых предприятий (МП) –7,8 тысячи (рост на 10 % к уровню 2003г.); - по занятости в сфере малого бизнеса:
рост занятых - на 2,1 % к уровню 2003 г.; доля занятых в МБ от общего числа занятых в экономике области 19%;
Вопросам развития предпринимательского сектора экономики со стороны органов государственной власти Владимирской области уделяется должное внимание: в области создана и действует инфраструктура поддержки предпринимательства. В рамках действующего закона «О государственной поддержке малого предпринимательства во Владимирской области» формируются областные целевые программы развития малого и среднего бизнеса, в которых определяются основные направления поддержки предпринимательства:
- формирование законодательной базы государственной поддержки предпринимательства;
- формирование организационной структуры поддержки предпринимательства на уровне области;
- устранение административных барьеров при развитии предпринимательства;
- подготовка кадров для предпринимательства;
- финансовое обеспечение предпринимательских программ и проектов;
- взаимодействие со средой формирования предпринимательства, реструктуризация крупных предприятий, консалтинг;
- реализация специализированных программ и проектов в сфере предпринимательства;
- сотрудничество в сфере предпринимательства на межрегиональном уровне.
Тенденции роста малого бизнеса в целом по области последние несколько лет прослеживаются довольно стабильные, формируются достаточно благоприятные условия для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса.
Показатель | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Число МП, ед. | 6924 | 6927 | 9427 | 7099 | 7784 |
Объем произведенной МП продукции (работ, услуг), млн. руб. |
3655 | 4776 | 5347 | 9257,5 | 10212 |
Численность индивидуальных предпри- нимателей без образования юридичес- кого лица, тыс. чел. |
62,8 | 68,3 | 74,9 | 78,8 | 76,9 |
Анализ отраслевой структуры численности малых предприятий во Владимирской области представлен на диаграмме 1. Основная часть малых предприятий (43,5%) осуществляет деятельность в торговле и общественном питании. Значительна доля малых предприятий в промышленности и строительстве – 19,6% и 13,4%. На 1000 жителей области приходится 5 предприятий (по России этот показатель в среднем равен 6 предприятиям). Число индивидуальных предпринимателей на конец года составило 76,9 тыс. чел. Необходимо отметить, что в 2004 году индивидуальные предприниматели должны были пройти перерегистрацию в
налоговых органах - по предварительным оценкам в 2005 году число индивидуальных предпринимателей может сократиться в среднем на 20-25%.
Субъекты малого предпринимательства осуществляют уплату налоговых платежей по трем налоговым системам, определенным федеральным законодательством: по полной системе налогообложения (общей для всех), по упрощенной системе и по системе единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
Из 7784 малых предприятий области 38% работают по упрощенной системе, 32,4% - по системе единого налога на вмененный доход, 29,6% - по общей системе налогообложения.
Из общего числа индивидуальных предпринимателей: 25,7% работают по системе ЕНВД, 6,4% - по упрощенной системе налогообложения.
Диаграмма 1.
Отраслевое распределение среднесписочной численности работающих на малых предприятиях представлено на диаграмме 2: в торговле и общественном питании – 36,4%, в промышленности – 28,6%, в строительстве – 15,8%.
На малых предприятиях в 2004 году было занято на постоянной основе 56,2 тыс. чел., численность совместителей – 5,1 тыс. чел., численность работающих по договорам подряда – 1,8 тыс. чел. Всего на малых предприятиях занято 63,1 тыс. чел. Доля среднесписочной численности работающих на малых предприятиях в общем числе занятых в экономике области составляет 8%, а общая доля занятых в малом бизнесе (с учетом индивидуальных предпринимателей) - 19%. Средняя численность работающих на одном малом предприятии в 2004 году составила 7 чел., по отраслям экономики в сравнении с 2000 г.:строительство: 2000 г. – 10 чел., 2004 г. – 9 чел.;
торговля и общественное питание: 2000 г. – 5 чел., 2004 г. – 6 чел.
Диаграмма 2.
Динамика отраслевого распределения среднесписочной численности работающих на малых предприятиях, в %
Отраслевая структура объема произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) сложилась и остается практически неизменной в течение последних пяти лет (диаграмма 3). Более 60 % от общего объема произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) приходится на отрасли материального производства:
- строительство: 2000 г. – 19,3%, 2004 г.– 13,9%;
- торговля и общественное питание: 2000 г. – 21,5%, 2004 г. – 22,2%.
Объем произведенной продукции на одного работающего малого предприятия в 2004 году составил 181,7 тыс. руб. (в сравнении с 2003 годом рост составил 1,3%).
Аналогично складывается отраслевая структура объемов инвестиций предприятий малых форм, которая практически не изменилась за последние четыре года (диаграмма 4).
Более 50 % объемов инвестиций приходится на отрасли материального производства:
- строительство 2000 г. – 23,6%, 2004 – 21,4%;
Диаграмма 3.
Динамика отраслевого распределения объема произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг), в %
Диаграмма 4.
Динамика отраслевого распределения объема инвестиций малых предприятий, в %
Вклад малого бизнеса (малых предприятий и индивидуальных предпринимателей) в экономику региона наглядно характеризует график динамики доли малого бизнеса в объеме ВРП области: по экспертным оценкам в 2004 году процентная составляющая доли малого бизнеса в общем объеме ВРП составила 20,5% (диаграмма 5).
Диаграмма 5.
Большое внимание уделяется развитию механизмов взаимодействия органов государственной власти с предпринимательским сообществом.
Так, в 2004 году по инициативе предпринимателей впервые организован и проведен конкурс на лучшие условия для развития предпринимательства в муниципальных образованиях. Основная идея конкурса: привлечение самих предпринимателей к оценке условий ведения хозяйственной деятельности в территориях области. По итогам конкурса первое место занял Петушинский район, второе место – город Владимир, третье место – округ Вязники. Активное участие в организации и проведении конкурса приняли предприниматели некоммерческого партнерства «Единение». По результатам проведенного анализа представленных на конкурс материалов выработаны рекомендации органам местного самоуправления, в которых определены первоочередные задачи и направления, способствующие развитию предпринимательства в муниципальных образованиях.
Необходимо обозначить наиболее важные проблемы, сдерживающие, в определенной степени, темпы роста предпринимательской деятельности в целом по области.
К таким проблемам, в первую очередь, относится фрагментарность федерального нормативного обеспечения деятельности малого и среднего бизнеса и, как следствие, административные барьеры и отсутствие единого подхода к созданию и развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Для снятия данной проблемы целесообразно организовать на базе предпринимательских объединений с участием муниципального руководства комиссии по преодолению административных барьеров, то есть изменить ориентацию системы поддержки предпринимательства на муниципальном уровне.
Формирование профессиональных объединений предпринимателей на областном и муниципальном уровнях, обеспечение устойчивости профессиональных объединений посредством наделения их необходимыми полномочиями для защиты интересов предпринимательства будет также способствовать дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса. Цель таких объединений в дальнейшем конструктивном взаимодействии бизнеса и власти в решении конкретных задач: по вопросам нормотворчества, включая налогообложение, развитие системы поддержки малого и среднего бизнеса, определение точек роста и перспектив развития предпринимательства.
Другой серьезной проблемой, сдерживающей развитие предпринимательства, является низкий уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса: сложившаяся в области положительная динамика развития малого бизнеса (в 2004 году доля МБ в ВРП области оценивается на уровне 20,5 %) достигается при использовании малыми предприятиям лишь 2 % основных фондов региона. Так, в сфере промышленного производства по сравнению с крупными и средними предприятиями фондовооруженность ниже в 5 раз.
Причинами, сдерживающими увеличение фондовооруженности, являются:
- отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных потребностей предпринимательства в основной капитал. Основным источником финансирования для малых предприятий остаются собственные средства предприятий, составляющие 97 % от общего объема инвестиций ( лишь 1 % - кредиты банков, 2 % - другие источники финансирования);
- затрудненный доступ к использованию малым бизнесом существующего промышленного потенциала региона.
И здесь перед центром поддержки предпринимательства администрации области стоят задачи по содействию малому бизнесу:
во внедрении новых технологий,
в увеличении фондовооруженности.
Механизмы содействия в решении этих задач, в определенной мере, сформированы в областной целевой программе кредитно-финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства на 2005 – 2006 годы:
В соответствии с проведенным обследованием потребность предприятий области в приобретении основных фондов с использованием лизинговых услуг определена в объеме 2,5 млрд. рублей. Субсидирование лизинговых платежей за счет средств областного бюджета предусматривает снижение стоимости лизинговых услуг на 2-4 %, что сделает данную процедуру востребованной для лизингополучателя и не убыточной для лизингодателя.
Механизм по лизингу:
Механизм по кредитованию:
За счет реализации программы кредитно-финансовой поддержки будет оказано содействие субъектам предпринимательской деятельности в приобретении основных фондов на сумму более 70 млн. рублей в год.
Указанные механизмы реализуются на конкурсной основе с учетом максимального экономического эффекта от субсидируемых проектов.
Механизм по инновациям: В течение последних трех лет администрация области находит возможности для поддержания инновационного направления деятельности. Действующий механизм основан на приобретении доли незавершенного инновационного продукта, которая составляет не более 30 % от оценочной стоимости создаваемого продукта. По завершению разработки научно-технического продукта и реализации его на рынке средства, равные стоимости приобретенной доли, возвращаются на финансирование очередных научно-технических проектов. Так за прошедшее время создано научно-технической продукции на сумму более 30 млн. рублей, при этом затраты областного бюджета составили 6 млн. рублей.
Конкретные мероприятия, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса и его дальнейшее развитие, определены областным законом «О программе развития Владимирской области на 2004 – 2006 гг.».
Реализация мероприятий программ должна обеспечить положительную динамику развития малого бизнеса в период 2005 – 2006 гг.:
- рост объема ВРП, производимого малым бизнесом – 7% ежегодно;
- рост занятых в малом бизнесе – 4-5% в год;
- рост объема инвестиций малых предприятий на уровне 8 – 10% в год.
К началу 2007 года уровень развития малого предпринимательства будет характеризоваться следующими показателями:
- доля объема МБ в объем ВРП области – 23-24%;
- доля занятых в малом бизнесе в общем числе занятых в экономике области – 20-21%;
- доля объема инвестиций малых предприятий в общем объеме инвестиций – 9-10%.