Крутько А.В., президент Липецкой областной общественной
организации содействия малому бизнесу
В г. Липецке структура экономики сложилась таким образом, что даже в самые тяжелые времена перестройки, когда по всей России закрывались многие промышленные предприятия, и возникали предпосылки для перехода безработных граждан в состав предпринимательских структур, местные крупные промышленные предприятия оставались «на плаву» обеспечивая большую часть населения работой, а местный бюджет приличными доходами.
Такая экономическая ситуация конечно же сказалась на темпах роста количества предпринимателей и предприятий малого бизнеса в сравнении с теми муниципальными образованиями, в которых отсутствовали работающие крупные промышленные предприятия и население поголовно переходило в состав предпринимателей не по своей прихоти, а фактически вынужденно. До сих пор доходная часть бюджета г. Липецка формируется на 80 % из налоговых поступлений такого гиганта промышленности как Новолипецкий металлургический комбинат, металлургической компании «Свободный Сокол», итальянской компании «Merloni» по производству холодильников «Стинол» и стиральных машин «Indezit», Липецкого хладокомбината по производству мороженного, вино-водочного завода «Росинка» и т.д.
Но, как ни странно, замедленные темпы развития малого бизнеса принесли свою пользу. Прежде всего, в предпринимательских структурах оказалось меньше «случайных» людей, что позволило буквально в кратчайшие сроки изменить инфраструктуру малого бизнеса в сторону качества. С центральных улиц г. Липецка очень быстро исчезли киоски и мини-рынки, были скуплены магазины пост-советского образца и преобразованы в современные магазины самообслуживания, супермаркеты и эконом-класса, а в ближайшие два года уже будет построено шесть гипермаркетов общей площадью 150000 кв. м.
Все эти преобразования сопровождаются улучшением облика города. Без «вливаний» из муниципальной казны, укладывается тротуарная плитка, устанавливаются красивые уличные фонари, асфальтируется близлежащая территория. Правильная позиция мэрии состоит в том, что вовремя выделяет земельные участки, подписывает согласования и награждает победителей на конкурсе-смотре по оформлению внешних витрин и фасадов.
Конечно развитие малого бизнеса в г. Липецке не ограничилось только развитием торговли. Предпринимателями освоены производство мясных и колбасных изделий, макаронных и кондитерских изделий, множества газированных и сокосодержащих напитков, производство дверей и пластиковых окон, почти полностью занята ниша в сфере общественного питания и оказания бытовых услуг.
А самое главное, малый бизнес г. Липецка выполняет основную задачу – более половины населения трудится на предприятиях малого бизнеса.
Конечно, всё это стало возможным при одном условии, когда власть доброжелательно относится к бизнесу, а бизнес понимает власть.
Администрации Липецкой области и г. Липецка создали нормальную благоприятную административную среду для развития предпринимательства:
- ежегодно проводятся конференции по малому бизнесу;
- регулярно проводятся конкурсы по погашению процентной ставки кредитов инвестиционных проектов;
- проводятся «круглые столы» предпринимателей с контролирующими органами;
- все проекты постановлений в отношении малого бизнеса подлежат визированию представителя общественной организации содействия малому бизнесу;
- работает комиссия по преодолению административных барьеров;
- при главе Администрации Липецкой области действует Координационный Совет по развитию малого бизнеса.
В планах областной и городской администрациях стоят и такие задачи как развитие инфраструктуры для развития малого бизнеса - это и увеличение количества бизнес-инкубаторов, создание обществ взаимного кредитования, открытие деловых центров по информационной поддержке бизнеса.
В свою очередь пользу привносит и наличие на территории г. Липецка иностранной компании «Merloni». Данная компания, работая по европейским правилам, внедряет и европейское отношение крупных компаний к малому бизнесу – размещаются заказы на поставку комплектующих и запасных частей к выпускаемым изделиям среди местных предприятий, а иметь постоянный заказ это означает быть стабильным предприятием.