Лазарев В.С., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Пуденко Т.И.
Москва - 2004
Работа выполнена в рамках проекта "Анализ и разработка критериев оценки учебных программ подготовки предпринимателей для малого бизнеса".
Поддержка проекта осуществлялась фондом Евразия за счет средств, предоставленных Агенством по Международному развитию Соединенных Штатов Америки (USAID).
Точка зрения, отраженная в данной публикации, может не совпадать с точкой зрения Агенства по Международному развитию Соединенных Штатов Америки или Фонда Евразия.
Введение
Существующая практика оценки образовательных программ
Проблема оценки
Ошибки оценивания и способы их предотвращения
Обеспечение надежности и валидности оценки учебных программ
Предлагаемый подход к оценке качества краткосрочных учебных программ в сфере малого бизнеса
Критерии оценки программ
Шкалы оценки
Организация сбора и обработки информации для оценки учебных программ
Библиография
Приложение
Инструкция по заполнению оценочного листа
Интенсивное развитие бизнес-образования в современной России обусловлено не только становлением рыночной экономики и развитием предпринимательского сектора, но и связанной с этим глубокой структурной перестройкой профессионального образования.
Развивается сфера бизнес-образования очень неравномерно.
Услуги в этой области предоставляют многие сотни государственных и негосударственных образовательных учреждений, сформировался рынок основного и дополнительного профессионального образования, реализующего программы по экономике, бизнесу и менеджменту. Отдельное направление представляет собой подготовка действующих и потенциальных предпринимателей по краткосрочным программам.
Наиболее сформированным является в настоящее время рынок высшего профессионального образования, где ведущие организации бизнес-образования активно конкурируют между собой, закрепляя свою рыночную нишу - профиль, специализацию, региональные сферы влияния, статус документов об образовании и др. В то же время аналитики (Евенко Л. И., Маршев В.И., Посадский А.П. и др.) отмечают, что, хотя базовая "академическая" компонента этой системы будет и дальше развиваться и совершенствоваться, массовый спрос в России будет направлен все же на приобретение знаний и умений прикладного характера.
Как показало проведенное в 1996 году ИСАРП исследование "Оценка спроса в области обучения менеджменту", а также подготовленные им в 1998 году аналитические материалы о бизнес-образовании в России, все вышесказанное касается, прежде всего, крат-косрочных программ подготовки и повышения квалификации в области экономики и бизнеса, а также программ подготовки потенциальных и действующих предпринимателей для сферы малого бизнеса.
К настоящему времени сложилась достаточно разветвленная инфраструктура государственной и общественной поддержки малого предпринимательства, в которую входят также структуры бизнес-образования и обучения кадров для малого бизнеса. На начальной стадии наибольший вклад внесли, как известно, Учебно-деловые центры, созданные в рамках Морозовского проекта, Российское Агентство Развития Малого Предпринимательства и его региональные структуры, федеральная служба занятости, общественные объединения предпринимателей и российские учебно-консалтинговые и исследовательские структуры, которые по мере накопления информации и наработки содержания, начали выступать в качестве ресурсных центров для организаций бизнес-образования и практиковать разработку и проведение собственных учебных семинаров и тренингов. Темпам и масштабам становления системы подготовки предпринимателей в немалой степени способствовала донорская помощь зарубежных фондов и организаций.
Тем самым за относительно короткие сроки была создана сеть обучающих организаций и достаточно обширная база необходимых учебно-методических материалов и учебных программ.
Что представляет собой рынок краткосрочного бизнес-образования в настоящее время?
По результатам социологического исследования, проведенного в 2003 году , нынешнюю ситуацию в сфере краткосрочной подготовки кадров для малого предпринима-тельства более 40% преподавателей и руководителей образовательных организаций. При этом примерно такая же доля считает, что она развивается вяло. Есть и те, кто говорит о стагнации и кризисе (около 5% опрошенных).
Несколько больше половины руководителей утверждает, что спрос на их услуги превышает предложение, а около четверти, - что спрос примерно равен предложению, еще 10% опрошенных считает, что спрос меньше, чем предложение.
При этом наибольшей популярностью, по мнению преподавателей, пользуются: менеджмент, бухгалтерский учет, управление персоналом, тренинги различных навыков (деловое общение, эффективные продажи и т.д.) и информационные технологии основы предпринимательской деятельности.
В последнее время, как отмечают преподаватели, в основном, проходят обучение действующие предприниматели (29,5%), специалисты малых предприятий (22,8%), бух-галтеры малых предприятий (18,8%) и безработные (17,4%).
Свой учебный курс определенно конкурентоспособным на рынке краткосрочных обучающих программ по малому бизнесу считает 43,3% преподавателей. Практически такая же часть (45,6%) считает его скорее конкурентоспособным, чем нет. Сомневаются 6,7% ответивших, давших оценку "скорее, нет".
Более трети опрошенных преподавателей (38,9%) приходится обновлять свои учебные программы примерно раз в год, еще трети - примерно, раз в полгода. Доли преподавателей, обновляющих свои программы реже, чем раз в год, и чаще, чем раз в полгода, существенно ниже - соответственно 14,4% и 10,0%.
Однако на сегодняшний день нет достоверных данных о том, насколько качественно ведется подготовка предпринимателей, получают ли они то, что им объективно необходимо для последующей эффективной деятельности на всех этапах предпринимательского цикла - предстартового, стартового, а затем стабильно действующего и развивающегося малого предприятия.
О недостаточном уровне качества можно судить лишь по косвенным признакам, в число которых входят материалы различных публикаций и исследований, в которых, в частности, отмечается необходимость серьезных изменений в концепциях, содержании, формах и методах обучения бизнесу и менеджменту, повышения гибкости учебных программ, их интегративности в соответствии с реальными проблемами бизнеса.
Необходимо отметить, что, если для бизнес-образовательных организаций уровня высшей школы предпринимались попытки сравнительного анализа эффективности кон-кретных программ и образовательных учреждений (включая их рейтингование), разработки критериев оценки этой эффективности (проекты ИСАРП "Оценка предложения в области обучения менеджменту" 1996 года и "Справочные публикации для российского бизнеса" 1997 - 1998 г.г.), то для уровня дополнительного образования, и, в частности, для системы краткосрочной подготовки предпринимателей для малого бизнеса (учебные программы объемом до 100 часов), таких работ не проводилось. Между тем, массовость и значимость этого сегмента бизнес-образования, сложившаяся в нем конкурентная ситуация и изменение образовательных потребностей основных клиентов требуют его непрерывного совершенствования в соответствии с особенностями современного этапа экономического развития страны.
Успешное выполнение этой задачи обусловлено наличием необходимого комплексного методического обеспечения, то есть, обоснованных критериев оценки краткосрочных образовательных программ для предпринимателей, технологии их анализа, оценки результативности и определения направлений совершенствования. Отсутствие объективных критериев и методик оценки существенно снижает обоснованность решений, принимаемых бизнес-образовательными организациями, о направлениях совершенствования содержания программ и методов подготовки предпринимателей.