Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О состоянии и развитии малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия) в 2003 г. и мерах по его государственной поддержке

Министерство по делам предпринимательства,
развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия)

1. Состояние малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия) в рамках реализации “Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации”

В сентябре 2003 года состоялась повторная комплексная проверка, проведенная Аппаратом Полномочного представителя Президента РФ Дальневосточном федеральном округе, на предмет изучения состояния взаимоотношений органов власти с предпринимательскими структурами. По окончании проверки был сделан вывод, что работа органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства в Республике Саха (Якутия) заметно улучшается, что подтверждается следующими фактами:

  • за 2003 год в сфере малом предпринимательства создано 3025 новых рабочих мест, что составляет 56 % от общего числа вновь созданных в республике, в 2002 году количество созданных новых рабочих мест составляло 2059 или 35% от вновь введенных рабочих мест;
  • за 9 месяцев 2003 года малыми предприятиями выпущено товаров и услуг на сумму 5 млрд. 718 млн. рублей, что выше уровня прошлого года на 36%;
  • среднемесячная заработная плата работников малых предприятий за январь-сентябрь 2003 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла на 24,3% и составила 5 989 рублей;
  • средняя выработка продукции на одного работника по всем отраслям выше у малых предприятий – 316,тыс. рублей против 276,4 тыс. рублей по крупным и средним предприятиям;
  • оборот розничной торговли малых предприятий за январь-сентябрь 2003 года составил 3 млрд. 452,1 млн. рублей или 40% от общего объема крупных и средних и малых предприятий. По сравнению с прошлым годом темп роста составил 131 %.

На развитие малого бизнеса во многом влияет региональная специфика экономики республики, характеризующаяся высокой степенью монополизированности реального сектора крупными горнодобывающими компаниями, зависимостью бюджетных доходов от платежей крупных естественных монополий, чрезмерным ростом государственного сектора, находящегося в заведомо более выгодных условиях.

По экспертным данным в сфере малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) занято около 80 тыс. человек или 17,6% от занятого населения. Для некоторых территорий, особенно арктической группы улусов, малый бизнес сегодня является единственным источником создания новых рабочих мест. По данным Комитета государственной статистики РС (Я) в 2003 году в Среднеколымском, Аллаиховском, Верхнеколымском, Кобяйском, Момском улусах новые рабочие места созданы только в сфере малого предпринимательства.

Численность малых предприятий по сравнению с 2002 годом практически не изменилась и на 1 октября 2003 года составила 2 343 малых предприятий (в 2002 г. – 2 357 малых предприятий). На тысячу жителей населения республики приходится 2,4 малых предприятия.

Большинство малых предприятий - 35% занимается торговлей и общественным питанием, почти 24% сосредоточено в строительстве, на промышленность и сельское хозяйство приходится по 10%. Сохраняется неизменным и территориальное размещение малых предприятий: половина работает в Якутске, почти 15% в Нерюнгри, 10% в Мирнинском улусе и 5% - в Алданском улусе.

В общем объеме выпуска товаров и услуг по крупным, средним и малым предприятиям доля малых предприятий без учета индивидуальных предпринимателей составляет 5,5%. Ими выпускается 13% производства в республике деловой древесины, 10% - пиломатериалов, почти 13% - мехов и меховых изделий, 7% - швейных изделий, почти 39% безалкогольных напитков, 14% - минеральной воды, более 26% колбасных изделий.

Если количество малых предприятий остается без существенных изменений, то в течение 3 последних года ежегодный абсолютный прирост численности индивидуальных предпринимателей составлял 5 тыс. человек. И на конец 2003 года по данным Госкомстата составляет 41 614 индивидуальных предпринимателей.

Из этой численности индивидуальных предпринимателей 53,6% заняты в торговле и предоставляют платные услуги населению, 22,6% осуществляют свою деятельность в сфере транспорта и связи, около 9% - в сельском хозяйстве.

На территории Республики Саха (Якутия) налогообложение СМП осуществляется тремя видами:

  • по специальному налоговому режиму – система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  • по специальному налоговому режиму – упрощенная система налогообложения (УСН);
  • общий режим налогообложения.

Налогообложение в виде ЕНВД и УСН оказало положительное влияние на пополнение доходной части бюджета, легализацию уплаты некоторых налогов. Сумма налоговых обязательств по ЕНВД перестала зависеть от финансового результата, что способствовало искоренению таких явлений, как занижение выручки в учетных документах, либо неприменение контрольно-кассовых машин.

По данным Управления МНС РФ по РС (Я) удельный вес налоговых поступлений в бюджетную систему от субъектов малого предпринимательства в общем объеме поступлений за 2003 год составили около 5%, в т.ч.: по единому налогу по упрощенной системе составили 0,62%, поступлений ЕНВД – 1%, по общему режиму налогообложения – 3,3%.

Налоговые поступления по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности от СМП в территориальный бюджет республики составили 215 млн. 234 тыс. рублей.

В 2003 году министерством были разработаны и затем приняты в виде Закона Республики Саха (Якутия) предложения по системе налогообложения в виде ЕНВД в части установки корректирующего коэффициента К2 для розничной торговли с учетом видов реализуемой продукции и категорий населенных пунктов республики, а так же для некоторых видов платных услуг.

В Республике Саха (Якутия) органом исполнительной власти, ответственным за развитие малого бизнеса, является Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости:

Министр - Скрыбыкин Анатолий Николаевич.

Адрес министерства: г. Якутск, ул. Орджоникидзе,10.

Тел. (411) 42-13-27; факс 34-27-65, e-mail: minpred@gov.sacha.ru

Начиная с 1995 года в Республике Саха (Якутия) государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется программными методами. В настоящее время в республике реализуется 6-я по счету программа поддержки малого предпринимательства.

Подпрограмма “Поддержка малого предпринимательства и развитие занятости в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы” является частью республиканской целевой программы “Развитие предпринимательства и потребительского рынка непродовольственных товаров и услуг в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы”, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2002 года № 434. Подпрограмма представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды, обеспечению финансово-кредитной и информационно-образовательной поддержки малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства.

В республике осуществляется работа по оптимизации нормативно-правовых основ регулирования малого предпринимательства со стороны государства. Так, в апреле 2003 года были внесены изменения и тем самым приведен в соответствие с федеральным законодательством базовый Закон Республики Саха (Якутия) “О малом предпринимательстве в Республике Саха (Якутия)”. С этой же целью отменен Указ Президента РС (Я) от 14.03.97 г. №74 “О внесении изменений и дополнений в порядок применения на территории РС (Я) Закона РФ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”.

Органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) постоянно ведется анализ действующих нормативных правовых актов в области государственной поддержи малого предпринимательства. Были разработаны и приняты нормативные правовые акты:

  1. Постановление Правительства РС (Я) № 376 от 5 июня 2003г. “Об итогах выполнения республиканской целевой программы поддержки малого предпринимательства и развития занятости в РС (Я) на 2002-2004гг. за 2002г.”
  2. Постановление Правительства РС (Я) №413 от 26.06.2003 “Об упорядочении проверок деятельности субъектов малого предпринимательства на территории РС (Я)”.

Кроме этого, за отчетный период были подготовлены и приняты 2 Указа и 1 Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия), 1 постановление и 5 распоряжений Правительства республики, носящие организационных характер в области малого предпринимательства

За 2003 год на реализацию Подпрограммы поступило 54 млн. 335 тыс. 690 рублей, что составило 39,7% от первоначально запланированного общего объема финансирования, в том числе по уровням бюджета:

  • средства республиканского бюджета - 4 млн. 130 тыс. 990 руб. (13,8% от плана);
  • средства рефинансирования ФПМП РС (Я) - 45 млн. 164,2 тыс. руб. (90,5 % от плана);
  • средства местных бюджетов - 5 млн. 040,5 тыс. руб. (29,6% от плана).

В Республике Саха (Якутия) реализуются следующие направления финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства:

  • лизинг оборудования. Для этого в 2000 году был создано структурное подразделение Фонда поддержки малого предпринимательства РС (Я) – ЗАО “Сахализинг”. За 2002-2003 годы по лизингу было выделено оборудование 52 СМП на общую сумму 20 350 тыс. рублей.
  • микрофинансирование. На развитие этой системы поддержки были направлены средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в объеме 8 млн. рублей (2001 г. – 6 млн. рублей, 2002 г. – 2 млн. рублей).
  • прямая финансово-кредитная поддержка.

В 2002 году финансово-кредитную поддержку через Фонд поддержки малого предпринимательства РС (Я) получили 272 СМП на сумму 55153,9 тыс. рублей

За 2003 год через Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) кредиты получили 59 субъектов малого предпринимательства на сумму 25 071 тыс. рублей.

Кроме этого, на эти же цели были направлены средства местных бюджетов в сумме 5 040,5 тыс. рублей. Таким образом, в Республике Саха (Якутия) в 2003 году на финансово-кредитную поддержку СМП было направлено более 30 млн. рублей.

Необходимо отметить, что в последние годы коммерческие банки республики расширяют кредитование малого бизнеса. Так, в 2003 году 17 коммерческими банками республики 1599 предпринимателям выдано кредитов на общую сумму свыше 1 млрд. 837 млн. рублей, что в 2,3 раза больше по отношению к предыдущему году.

В 2004 году на финансово-кредитную поддержку планируется направить 97,3 млн. рублей: средства рефинансирования республиканского Фонда поддержки малого предпринимательства должны составить 48,8 млн. рублей, средства рефинансирования улусных фондов – 28, 5 млн. рублей, средства местных бюджетов – 20 млн. рублей.

В республике разработана и реализуется система мероприятий по совершенствованию механизмов использования государственного имущества субъектами малого предпринимательства. К ним применяются следующие льготы:

  • СМП, производство собственной продукции которых составляет 65% и более от общего объема реализуемых товаров и услуг, предоставляется преимущественное право получения в аренду объектов недвижимого имущества и право на получение рассрочки при оплате за арендованное имущество;
  • В расчете годовой ставки арендных платежей для СМП дополнительно учтены понижающие коэффициенты, которые при равных условиях с другими организациями меньше на 25% от среднего уровня (в отраслях производства, транспорте, строительстве меньше на 35% от среднего уровня; бытового обслуживания – на 30%; предоставление услуг здравоохранения, производства народного творчества - на 50%);
  • Право получения рассрочки при оплате за арендованное имущество;
  • При расчете устанавливается уровень арендной платы не превышающий соответствующего расчетного для предприятий государственной формы собственности;
  • Для местных товаропроизводителей применяется понижающий коэффициент типа деятельности 0,1, т.е. ставка арендной платы для этой категории СМП фактически составляет 10% от расчетной по сравнению с иными пользователями.

В целях упрощения процедуры заключения договоров требуется минимальный пакет документов – личное заявление, копии учредительных документов, и, в случае, если имущество точно определено – согласование с балансодержателем, которое проставляется на личном заявлении СМП.

В республике в 2002 году создана и работает рабочая группа, которая осуществляет контроль и учет за эффективным использованием СМП арендованного государственного имущества.

В 2003 году распоряжением Правительства создана рабочая группа по вопросам обеспечения доступа СМП к земельным ресурсам. Этим органом разработаны соответствующие предложения, которые будут рассмотрены Президентом Республики Саха (Якутия) в апреле 2004 года.

2. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Эффективность государственной поддержки малого бизнеса во многом определяется наличием организаций, способных оказывать разнообразные услуги предпринимательским структурам на различных этапах их развития. В республике создана и успешно функционирует инфраструктура поддержки предпринимательства, включающая в себя объекты информационного обеспечения – ГУ РИМЦ и Интернет-центр г. Якутска, образовательные Школы бизнеса в гг. Якутске, Нерюнгри и Мирном. В 2002 году создано и успешно работает ООО “Консалтинг+”, которое предоставляет предпринимателям республики консультационные услуги по бухгалтерскому учету и налогообложению, составлению бизнес-планов. В республике действует двухуровневая система финансово-кредитной поддержки, включающая в себя республиканский Фонд поддержки малого предпринимательства и 32 улусных и городских фонда. Кроме этого, уже три года работает лизинговая компания ЗАО “Сахализинг”.

Необходимо отметить, что практически всем объектам инфраструктуры оказывается финансовая или иная помощь за счет средств программы поддержки малого предпринимательства.

В республике создано 30 общественных организаций предпринимателей, объединенных как по территориальному, так и по отраслевому признакам.

В целях эффективного взаимодействия органов исполнительной власти и малого бизнеса в 2001 году создан Координационный Совет по поддержке и развитию предпринимательства при Президенте Республики Саха (Якутия). Этот общественный орган проводит раз в квартал расширенные совещания с участием Президента Республики Саха (Якутия) и кабинета министров, на которых обсуждаются наиболее актуальные проблемы развития малого бизнеса.

Во исполнение рекомендаций VII республиканской конференции представителей малого бизнеса, состоявшейся в декабре 2003года, Координационному Совету при Президенте РС (Я) переданы полномочия Межведомственной комиссии по устранению административных барьеров в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Ранее эта комиссии имела статус правительственной, и работа ее признана неэффективной. Координационный Совет на своих совещания рассматривает обращения и жалобы предпринимателей на неправомерные действия контролирующих органов. Так, Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассмотрено обращение Координационного совета по поддержке и развитию предпринимательства при президенте Республики Саха (Якутия) и проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании в Государственном Комитете РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. В результате этой проверки отменено как незаконное распоряжение ГУ “Федеральный лицензионный центр при Госстрое России от 12.09.2002 г. № 77, которым утверждены расценки за оказываемые подразделениями Госстроя РФ платные услуги. Об этом было сообщено председателю Координационного Совета [Ген. Прокуратура РФ, исх. № 7/3-951-2003 от 09.06.2003г.].

Продолжилась работа по совершенствованию информационной поддержки. С 1999 года в республике издается ежемесячный журнал “Предприниматель Якутии”, не имеющий аналогов в Дальневосточном регионе. Со II полугодия 2003 года началась подписка на журнал тиражом 1500 экземпляров.

Кроме этого с 1998 года издается серия “Библиотечка предпринимателя”, состоящая из специальных брошюр “Как составить бизнес-план”, “К вам пришли с проверкой”, “Бухгалтерский учет” и др. В 2003 году издана брошюра “Налогообложение субъектов малого предпринимательства” в 2-х частях, информационно-справочный сборник нормативно-правовых документов для субъектов малого предпринимательства на компакт дисках.

С 2001 года в республике работает Интернет-центр для СМП, в котором проводится работа по информационной поддержке предпринимателей, в том числе оказываются информационно-справочные услуги, консультирование по работе сети Интернет, осуществляются информационные услуги по запросам клиентов.

С каждым годом растет рейтинг veb-сайта http://www. minpred.ru Министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости, на котором размещается оперативная событийная информация в сфере малого бизнес (о выставках, семинарах, акциях, конференциях, конкурсах т.д.).

С 2003 года предприняты первые шаги по внедрению дистанционного консалтинга. ООО “Консалтинг+” (объект инфраструктуры) заключил договора и начал работу в этом направлении с 6 улусами (Намский, Томпонский, Булунский, Усть-Алданский, Оленекский и Нерюнгринский районы), в плане – вся группа арктических улусов.

С 2000 года в республике действуют 3 Бизнес-школы в городах Якутск, Нерюнгри и Мирный. За период с 2000 по 2003 год ими было проведено 227 семинаров, обучено 4567 человек. Из них 95 семинаров по теме “Основы предпринимательской деятельности”, на которых обучено 2 249 человек, финансировались из республиканского бюджета.

В 2003 году ими проведено 82 семинара, обучено 1555 человек. Из них ровно половина – 41 семинар по теме “Основы предпринимательской деятельности” - финансировалась из республиканского бюджета. Причем 6 таких семинаров были выездными и состоялись в улусах с напряженной ситуацией на рынке труда. Остальные семинары носили специализированный характер и проводились по заявкам корпораций. Например, “Экономическая и техническая учеба предприятий ТЭК”, “Эффективный менеджер”, “Искусство продаж”, семинары по налогообложению и другие.

В 2003 году полностью закончилась компьютеризация этих школ: все 3 Бизнес-школы имеют компьютерные классы. Всего на содержание, материально-техническое оснащение и текущую деятельность - проведение обучающих семинаров, Бизнес-школам из республиканского бюджета в 2003 году было выделено 1 816,23 тыс. рублей.

3. Инновационное малое предпринимательство.

В республике проводится определенная работа по поддержке инновационного малого предпринимательства. Всего в республике насчитывается 14 СМП, работающих в этой области. В 2003 году Министерство выступило организатором ярмарки молодежных инновационных проектов “Молодежь. Наука. Бизнес”. Для победителя выставки учрежден и ежегодно присуждается Грант министерства.

4. Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства на муниципальном уровне.

С 2003 года Республика Саха (Якутия) работает в условиях местного самоуправления. Во всех муниципальных образованиях разработаны программы поддержки малого предпринимательства как разделы Комплексной программы социально-экономического развития каждого улуса. Правительством республики рекомендовано направлять на нужды малого бизнеса не менее 5 процентов от доходной части местных бюджетов. В 2003 году ряд муниципальных образований уже смогли направить на поддержку малого предпринимательства значительные средства из местных бюджетов. Так, например, Нюрбиниский улус выделил своему фонду поддержки 2 млн. 200 тыс. рублей, Оймяконский улус – 1 млн. 480 тыс. рублей, Ленский улус – 1 млн. 120 тыс. рублей, Хангаласский улус – 1 млн. рублей, Вилюйский улус – 600 тыс. рублей. Всего из местных бюджетов в 2003 году выделено на финансово-кредитную поддержку СМП 5 040 тыс. рублей.

5. Международное сотрудничество.

С 2002 года Министерством заключен договор о сотрудничестве с Американо-Российским центром бизнеса (АРЦ) Университета Аляски (г. Анкоридж). Сотрудничество осуществляется по программе “Обучение консультантов для малого бизнеса” по 4 специализированным курсам: маркетинг, менеджмент, стратегическое планирование, бухгалтерский учет.

За 2002-2003 годы по линии министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС (Я) прошли обучение в АРЦ Университета Аляски 16 представителей республики, из них 6 человек в 2003 году.

Кроме этого, в 2003 году Министерством был выигран грант АРЦ стоимостью $ 4300 на проведение специализированного семинара “Психология и работа в организациях, предоставляющих услуги в сфере отдыха и туризма”, который состоялся в апреле 2003 года.

С учетом того, что стоимость обучения 1 человека в Университете Аляска, г.Анкоридж составляет $ 3000, общий размер инвестиций в 2002-2003г.г. составил $ 54 000 (включая грант).

6. Проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства и предложения по их решению.

В сентябре 2003 года состоялась повторная комплексная проверка, проведенная Аппаратом Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, на предмет изучения состояния взаимоотношений органов власти с предпринимательскими структурами. По окончанию проверки был сделан вывод, что работа органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства в Республике Саха (Якутия) заметно улучшается. Однако в республике, как и в целом в России, существует ряд проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса. К ним относятся:

  • ограниченный доступ к имущественным и земельным ресурсам. Одна из причин этой проблемы состоит в том, что в связи с переходом в 2003 году республики на местное самоуправление, еще до конца не завершено разграничение государственной собственности с муниципальными образованиями;
  • административные барьеры, препятствующие развитию малого бизнеса. Работа в этом направлении на региональном уровне требует предметного и кропотливого труда, эффект от которого зачастую несоизмерим с затраченным временем. Тем не менее, в 2003 году был получен конкретный результат в этом направлении, эффект от которого получили предприниматели не только республики, но и всей страны. По запросу якутских предпринимателей Генпрокуратурой РФ была создана рабочая группа по проверке исполнения законодательства о лицензировании в Государственном Комитете РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, в результате которой отменены как неправомерные расценки на получение лицензий на всей территории РФ;
  • трудности получения СМП государственного заказа. Субъекты малого предпринимательства на республиканском уровне практически вытеснены с этого сегмента рынка: по проведенным исследованиям в 2003 году всего лишь 1,2 % от общего объема государственных заказов размещены у субъектов малого предпринимательства. Для того чтобы малый бизнес реально получил возможность участвовать в выполнении государственного и муниципального заказа, необходимо законодательно решать эту проблему на федеральном уровне, закрепив обязанность по привлечению предпринимателей к исполнению данного заказа с государственного заказчика на исполнителя заказа, установив это обязательным условием заключения государственного контракта;
  • ограниченный доступ к финансовым ресурсам. В 2004 году предусмотрено предоставление государственных гарантий РФ для привлечения финансовых средств на поддержку СМП в регионах. Требования по отбору региональных уполномоченных банков достаточно жесткие. Существует опасность, что многие регионы, которые динамично развивают малый бизнес, но отдалены от центра, будут вытеснены из программы ОАО “РоБР”. Например, на весь Дальневосточный федеральный округ отобраны всего лишь два банка в Хабаровске и Владивостоке. С этой точки зрения, возрастает роль МАП РФ, как федерального органа исполнительной власти, который должен следить за тем, чтобы кроме коммерческого подхода был соблюден государственный интерес по развитию малого бизнеса в регионах Крайнего Севера.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости