Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Состояние малого предпринимательства в Калужской области

По данным Калужского областного комитета государственной статистики 1) на 1 января 2003 года в области действовало 4591 малое предприятие, 2021 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 55 тысяч предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ)

1)Данные о состоянии малого предпринимательства рассчитываются Областным комитетом государственной статистики методом выборочной совокупности.

В сфере малого предпринимательства было занято 117,6 тысяч человек, из которых 55,97 тысяч человек – основной кадровый персонал малых предприятий, 4,4 тыс. человек – внешние совместители, 2,2 тыс. человек выполняли работы по договорам подряда и другим договорам гражданско – правового характера.

В течение года малыми предприятиями выпущено товаров и оказано услуг по всем видам деятельности в фактических ценах (без НДС и акциза) на сумму 8,7 млрд. рублей, объемы платных услуг населению (включая НДС) составили 248,5 млн. рублей.

Выручка на малых предприятиях от реализации товаров, продукции, работ, услуг в фактических ценах (без НДС и акциза) составила 27,6 млрд. рублей. Инвестиции в основной капитал малых предприятий составили 370,5 млн. рублей.

Прибыль, полученная на малых предприятиях, составила 364,4 млн. рублей. Размер средней заработной платы на малых предприятиях составил 2265 рублей.

Основные показатели, характеризующие состояние малого предпринимательства области в 1999 - 2002 гг. приведены на Диаграмме 1 и Приложении 1.

Приложение 1.

Основные показатели состояния малого предпринимательства
в Калужской области (по данным Областного комитета статистики)

 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Изменение уровня 2002 г. по сравнению с 2001 г., %

Число малых предприятий, ед. 4585 4463 4591 102,9
Число малых предприятий в расчете на 1000 жителей, ед. 4,3 4,2 4,3 102,4
Среднесписочная численность работников малых предприятий без внешних совместителей, чел. 54467 54599 55974 102,5
Среднесписочная численность работников малых предприятий без внешних совместителей в расчете на одно предприятие, чел. 11,9 12,2 12,2 100
Число индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, тыс. чел.        
Выпуск товаров и услуг в фактических ценах (без НДС и акциза) по всем видам деятельности, млн. руб. 89,8 7142,3 8703,1 121,9
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в фактических ценах (без НДС и акциза), млн. руб. 2823,1 8388,5 27599,8 150,1
Поступления налоговых платежей в Калужской области от субъектов малого предпринимательства, млн. руб. * 470,0 924,5 1111,9 120,3
Инвестиции в основной капитал малых предприятий в фактических ценах, млн. руб. 105,9 335,0 370,5 110,6
Среднемесячная заработная плата, руб. 1177,0 1640,0 2265,0 138,1

*- оценка

Диаграмма 1.

Малое предпринимательство в области в 1999 – 2002 гг.

1. Количественные показатели развития малого предпринимательства

Численность малых предприятий

По данным Калужского областного комитета государственной статистики на 1 января 2003 года в области действовало 4591 малое предприятие 2). Они составили 21,6 % от общего числа предприятий и организаций, зарегистрированных в Едином государственном реестре предприятий и организаций (ЕГРПО).

2) Следует отметить, что данные о количестве малых предприятий, а также другие показатели состояния малого предпринимательства в области разнятся в зависимости от источника информации. Так, по данным Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в области действует не менее 5,5 тыс. малых предприятий, а по данным администраций МО области – их не менее 7,5 тыс.

Изменение численности малых предприятий в 2002 году обусловлено общими процессами развития предпринимательства в стране 3), которые наблюдаются с 1998 года. В Калужской области число малых предприятий с 1997 года стабилизировалось на уровне 4,5 – 4,6 тыс. единиц (см. диаграмма 2). Ежегодно в области регистрируется 250 – 270 малых предприятий, примерно столько же утрачивают статус “малого предприятия” (всего за 1998 – 2002 годы налоговыми органами области было зафиксировано более 1,3 тыс. ликвидированных или реорганизованных малых предприятий).

3) Первый этап – этап становления – связан с развитием предпринимательства как явления в целом по стране. Он начался в 1988 г. и до 1998 года протекал неравномерно: бурное создание кооперативов и предприятий в конце восьмидесятых – начале девяностых годов, затем сокращение числа малых предприятий в 1996 – 1997 гг. и новая тенденция роста в 1997 – 1998 гг.

Диаграмма 2.

Количество действующих в Калужской области малых предприятий
в 1995 – 2002 гг., единиц.

Процессы ликвидации, реорганизации или создания предприятий протекали различно для различных отраслей экономики. Если количество предприятий строительства и науки в течение 1995 – 2002 гг. уменьшалось, то число малых предприятий в сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле и общественном питании стабильно растет.

При этом долевое распределение малых предприятий по отраслям экономики остается стабильным в течение последних пяти лет. Основная часть - треть всех малых предприятий - осуществляют деятельность в торговле и общественном питании. Значительна доля предприятий промышленности и строительства – они составляли более 35 % всех малых предприятий (см. Диаграмма 3, Приложение 2.).

Диаграмма 3.

Распределение действующих малых предприятий по основным отраслям экономики в 2002 году.

Приложение 2.

Основные показатели деятельности малых предприятий
по основным отраслям экономики в Калужской области в 2002 г.
(по данным Областного комитета статистики)

Наименование

Количество действующих малых предприятий, ед.

Средне-
списочная численность работников, чел.

Выпуск товаров и услуг в фактических ценах (без НДС и акциза), млн. руб.

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и других обязательных платежей)

Всего 4591 55974 8703,1 27599,8
в том числе по основным отраслям экономики
Промышленность 930 16649 3962,8 5515,9
Сельское хозяйство 265 7332 195,9 187,8
Транспорт 109 2412 233,0 234,5
Связь 20 163 22,7 27,1
Строительство 719 11172 1420,1 1463,9
Торговля и общественное питание 1462 11469 1883,1 17999,1
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 423 2394 246,1 1116,9
Жилищно – коммунальное хозяйство 79 706 73,8 83,4
Наука и научное обслуживание 187 1131 292,1 372,8
Другие виды деятельности 397 2546 373,4 598,5

Распределение малых предприятий среди муниципальных образований области остаётся крайне неравномерным 4). Большая часть предприятий - более 80 % от общего числа - сконцентрировано в г. Калуге и г. Обнинске. Остальные распределены в остальных муниципальных образованиях. На территориях муниципальных образований "Октябрьский с\с", "Бебелевский с\с", "Угорская волость" малые предприятия отсутствуют (см. Приложение 3.). Неравномерность распределения малых предприятий не зависит напрямую от числа жителей муниципального образования и от количества действующих в МО крупных и средних предприятий.

Приложение 3.

Основные показатели деятельности малый предприятий в 2002 г.
(по данным администраций муниципальных образований области)

Муниципальное образование Число малых предприятий (единиц) в расчете на 1000 жителей Число работающих на малых предприятиях в расчете на 1000 жителей (человек) Количество занятых в ПБОЮЛ в расчете на 1000 жителей (человек) Производи-
тельность труда, тыс. руб./предпр.
г.Калуга 7,5 68,7 73,7 1510,3
г. Обнинск 15,2 179,3 89,6 2480,5
Бабынинский район 2,0 16,1 13,9 1816,2
П. Воротынск 1,0 15,1 28,6 7540,7
Барятинский район 3,3 79,9 16,0 2190,7
Боровский район 5,2 42,7 38,1 1858,8
г. Балабаново 2,9 38,9 49,3 3589,0
г. Ермолино 1,9 24,5 34,5 1217,2
Дзержинский район 2,6 39,4 34,7 4472,3
г. Кондрово 2,6 40,1 46,4 2801,6
п. Полотняный завод 2,3 50,4 46,5 7606,3
г. Товарково 2,0 43,9 53,0 4140,4
Думиничский район 1,8 54,7 18,0 12824,0
Жиздринский район 1,9 45,8 5,3 879,8
г. Жиздра 1,0 13,2 18,7 2338,0
Жуковский район 2,7 29,9 28,4 4283,0
г. Белоусово 3,6 52,2 39,9 820,6
г. Кремёнки 2,1 28,5 15,8 0,0
Износковский район 2,7 44,8 20,2 807,9
п. Мятлево 23,4 99,0 18,9 277,9
г. Киров и Кировский район 1,8 25,2 24,3 1783,0
Козельский район 0,6 20,2 5,0 2169,4
Г. Козельск 1,1 20,5 36,6 2171,6
г. Сосенский 1,7 41,0 21,6 2013,1
Куйбышевский район 1,6 39,7 18,0 1667,3
г. Людиново и Людиновский р-н 2,7 19,6 85,9 1606,5
Малоярославецкий район 0,3 5,8 16,7 4884,3
г. Малоярославец 0,8 23,9 29,5 6316,7
п. Детчино 0,7 8,4 26,5 19718,8
Медынский район 2,2 36,7 16,3 810,8
Мещовский район 2,7 49,1 18,6 838,6
Мосальский район 1,7 50,1 13,5 5026,1
Перемышльский район 2,3 43,0 28,0 3254,8
Спас-Деменский район 2,1 36,3 15,1 1050,0
Сухинический район 1,7 30,9 20,0 1874,5
Тарусский район 3,1 43,2 51,3 1723,9
Ульяновский район 1,5 35,9 7,4 935,4
Ферзиковский район (совместно с поселком) 3,1 44,1 43,6 1546,1
Хвастовичский район 1,8 58,7 18,1 6701,2
п. Еленский 0,0 0,0 20,6 0,0
Юхновский район 1,0 26,0 35,9 3879,6
В целом по области 5,2 59,5 51,5 2071,0

4)Данные о состоянии субъектов малого предпринимательства в разрезе муниципальных образований области даны на основе анализа информации, получаемой от экономических подразделений администраций муниципальных образований в рамках ежеквартального мониторинга, проводимого отделом развития малого предпринимательства департамента
Изменение количества малых предприятий в области в 2002 году характеризуется сохранением тенденции регистрации новых и ликвидации действующих при некотором росте общей численности малых предприятий.

Численность предпринимателей без образования юридического лица

По состоянию на 1.01.2003 г. количество предпринимателей без образования юридического лица в целом по области оценивается в 55,4 тыс. человек 5), увеличение численности предпринимателей сохраняется с 1994 года (см. диаграмма 4).

5) Данные о количестве и хозяйственной деятельности предпринимателей без образования юридического лица даны на основе экспертного анализа информации, собираемой в рамках ежеквартального мониторинга, проводимого отделом роазвития малого предпринимательства департамента. Формы государственного статистического учета и анализа деятельности индивидуальных предпринимателей в муниципальных образованиях области не предусмотрено.

Диаграмма 4.

Изменение числа индивидуальных частных предпринимателей
без образования юридического лица в 1994 – 2002 гг., тыс. чел.

Около 70 % общего числа ПБОЮЛ осуществляют деятельность в торговле, что связано с высокой рентабельностью этой сферы деятельности.

Большинство (около 65 %) индивидуальных предпринимателей зарегистрировано в г. Калуге и г. Обнинск. Распределение предпринимателей среди муниципальных образований области имеет черты, аналогичные распределению малых предприятий. Распределение предпринимателей по муниципальным образованиям области приведено в приложении 3.

Численность крестьянских (фермерских) хозяйств.

Численность зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств в Калужской области по данным Областного комитета государственной статистики в 2002 году составила 2021 ед. (в 2001 году было зарегистрировано 2020 хозяйств).

Площади выделенных фермерам угодий составили 41 тыс. га.

В среднем на одно хозяйство владения составили 20,3 га. Распределение фермерских хозяйств по размеру земельных наделов в 2001 г. приведено на диаграмме 5.

Диаграмма 5.

Распределение фермерских хозяйств по размеру земельных наделов

Основной объем продукции, производимой фермерами области, приходится (в зависимости от вида продукции) на хозяйства Мосальского района (по производству зерна - 34 % областных объемов), Бабынинского района (по производству картофеля – 22 %).

Численность занятых на малых предприятиях

На малых предприятиях области в 2002 г. было занято 62 572 человека, в т.ч. 55,97 тыс. чел. - основного кадрового состава, 4,4 тыс. чел. работали по совмещению и 2,2 тыс. чел. - по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (см. диаграмма 6).

Доля работающих на малых предприятиях области среди общего числа занятых сохранилась на уровне прошлого года и составила около 13 %.

Уменьшение числа занятых на малых предприятиях, происходившее в 1996 – 1999 годах (сокращение за четыре года составило 19,1 %) сменилось в 2000 году ежегодным ростом, составившего в 2002 году 2,5 %. Однако количество занятых на малых предприятиях по-прежнему меньше уровня 1995 года (тогда на малых предприятиях работало более 66 тыс. чел.).

Диаграмма 6.

Среднесписочная численность основного кадрового персонала малых предприятий области в 1995 – 2002 гг., тыс. человек.

Большинство работников малых предприятий трудятся на предприятиях промышленности (29,7 % от общего числа), торговли и общественного питания (20,5 %) и строительства – (20,0 %) (см. диаграмма 7).

Диаграмма 7.

Распределение занятых на малых предприятиях области
по основным отраслям экономики в 2002 г.

В 2002 году значительно увеличилось число работников на малых предприятиях транспорта и связи (на 24,5 и 34,7 % соответственно). Незначительно (на 1 – 4 %) выросло число работников строительных предприятий, торговли и общественного питания. Сохранилось на уровне 2001 года в науке и научном обслуживании, на предприятиях общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка. Снизилось – в промышленности (на 1,1 %), жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения (2,6 %).

Распределение численности работников малых предприятий среди муниципальных образований области тождественно распределению предприятий. Большая часть (более 67 % от общего количества занятых) основного кадрового персонала МП работают в муниципальных образованиях “г. Калуга” и “г. Обнинск”.

Процесс изменения численности малого предприятия при незначительных колебаниях в сторону укрупнения или уменьшения, на протяжении 1994 – 2002 года имеет устойчивую тенденцию к росту. Если в 1994 году на каждом малом предприятии работало менее 8 человек, то в 2002 – более 12. Тенденция характеризует процесс укрепления позиций малых предприятий на рынке, в первую очередь работающих в науке и научном обслуживании (предприятия выросли в 3 раза), сельском хозяйстве (в 4 раза).

Количественные показатели численности работников малых предприятий приведены в Приложениях 2 и 3.

Развитие субъектов малого предпринимательства в области в 2002 году характеризуется перераспределением работников основного персонала, внешних совместителей и граждан, привлекавшихся к выполнению работ по договорам подряда и другим договорам гражданско – правового характера.

1.2. Финансовые итоги работы.
Объемы выпущенных товаров и оказанных услуг.

В 2002 году малыми предприятиями области выпущено товаров и оказано услуг по всем видам деятельности в фактических ценах на сумму 8,7 млрд. рублей. Почти половина объема произведенной за год продукции малых предприятий составила промышленная продукция (45,5 %). Объемы платных услуг населению в 2002 г. составили 248,5 млн. рублей.

В фактических ценах рост объемов произведенной продукции и оказанных услуг составил121,9 % к уровню 2001 г. и отмечен на малых предприятиях всех отраслей экономики, за исключением предприятий транспорта, которыми максимальные объемы услуг за 1994 – 2002 годы были оказаны в 2001 году.

Максимальное увеличение объемов выпуска товаров и оказанных услуг отмечено на предприятиях связи (в 3,5 раза к уровню 2001 года). Объемы выпущенных товаров и оказанных услуг по основным отраслям экономики представлены на диаграмме 8.

Диаграмма 8.

Объемы выпущенных товаров и оказанных услуг
малыми предприятиями в 2000 - 2002 г., млн. руб.

Производительность выпуска товаров и услуг каждым малым предприятием в среднем по области составила 1,8 млн. рублей, что на 18,5 % больше, чем в 2001 году. С наибольшей производительностью работали предприятия промышленности, транспорта и строительства (см. Приложение 2).

Более 60 % произведенной продукции и оказанных услуг субъектами малого предпринимательства приходится на предприятия муниципальных образований “город Калуга” и “город Обнинск” (см. приложение 3). Самые высокие показатели производительности продукции и услуг отмечены в муниципальных образованиях Малоярославецкий и Жуковский район.

Выручка от реализации товаров

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученная малыми предприятиями в 2002 году превысила уровень 2001 г. в 1,5 раза и составила 27,6 млрд. рублей.

Более половины абсолютных объемов вырученных малыми предприятиями средств – 65,2 % приходится на предприятия торговли и общественного питания. В сравнении с прошлым годом отмечены темпы роста выручки на предприятиях связи - в 3,9 раза (см. Диаграмма 9, приложение 2).

Диаграмма 9.

Выручка, полученная малыми предприятиями от реализации товаров,
работ, услуг в 1995 – 2002 гг., млн. руб.

73,7 % средств, вырученных малыми предприятиями, приходится на малые предприятия гг. Калуги и Обнинска (см. Приложение 3).

Прибыль (убытки)

Прибыль малых предприятий за 2002 год составила 364,4 млн. рублей и снизилась по сравнению с 2000 годом на 37,5 %.

Прибыльными стали итоги деятельности предприятий промышленности, связи, торговли и общественного питания, жилищно – коммунального хозяйства. Убыточны итоги деятельности предприятий сельского хозяйства, транспорта, строительства, причем убыточность сельскохозяйственных предприятий фиксируется на протяжении уже четырех лет.

Инвестиции

Инвестиции в основной капитал малых предприятий производились неравномерно, объемы инвестиций в значительной степени зависели от изменения условий налогообложения и предоставления льгот. Благоприятная конъюнктура рынка в 2001 г. позволила в 3 раза увеличить объемы инвестирования по сравнению с 2000 г (см. диаграмма 10). В 2002 году инвестиции выросли только на 10 %, увеличение отмечено во всех отраслях экономики, за исключением предприятий промышленности и сельского хозяйства.

В среднем на каждом малом предприятии проинвестировано в основной капитал 80,7 тыс. руб. Самые крупные вложения осуществлены на предприятиях транспорта (201,4 тыс. руб.) и строительства (170,5 тыс. руб.).

Диаграмма 10.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий, млн. руб.

Заработная плата

Размер средней заработной платы на малых предприятиях в 2002 году составил 2265 рублей. При росте заработной платы на малых предприятиях к уровню 2001 года на 38,1 %, она остается меньше заработной платы, получаемой работниками крупных и средних предприятиях (в 2002 году - на 50 %).

Относительно высокий уровень заработной платы отмечен на предприятиях строительства - более 2,6 тыс. руб., наименьший – в сельском хозяйстве – 1,2 тыс. рублей.

Налоговые поступления

Данные о суммарных налоговых поступлениях в бюджеты всех уровней от субъектов малого предпринимательства налоговой инспекцией не выделяются из общего списка хозяйствующих субъектов, поскольку предприниматели осуществляют уплату налоговых платежей по нескольким налоговым системам, определенных федеральным законодательством, в том числе:

  • по полной системе налогообложения (с уплатой НДС),
  • по упрощенной системе,
  • по системе единого налога на вменённый доход

В 2002 году по оценке департамента регионального развития и органов налоговой инспекции налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства составили не менее 1,1 млрд. руб.

Поступления от уплаты единого налога на вмененный доход в 2002 году в бюджеты всех уровней составили 159,6 млн. рублей, что в 114,2 % раза больше, чем в прошлом году.

Поступления по уплате единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности составили 22,1 млн. руб. (см. диаграмма 11).

Диаграмма 11.

Поступления налоговых платежей в 2000 - 2002 годах в бюджеты всех уровней, млн. руб.

2. Развитие малого предпринимательства по данным администраций муниципальных образований области

Как уже отмечалось выше, существующие разночтения в оценках состояния малого предпринимательства обусловлены особенностями работы органов государственной статистики с субъектами малого предпринимательства. В связи с этим отделом малого предпринимательства начиная с 2000 года осуществляется ежеквартальный мониторинг состояния малого предпринимательства в муниципальных образованиях области. В 2002 году он также был продолжен.

В соответствии с данными мониторинга в области зарегистрировано и действует 5,6 тыс. малых предприятий и 55 тыс. предпринимателей без образования юридического лица.

Численность занятых в малом предпринимательстве составляет 118,4 тыс. человек, в том числе более 63 тыс. человек работают на малых предприятиях.

Объемы выпущенных товаров и оказанных услуг малыми предприятиями за 2002 г. составили более 11,5 млрд. рублей.

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) за год составила 24,7 млрд. руб.

По данным администраций муниципальных образований, в городах Калуга и Обнинск сконцентрировано 77 % от числа всех действующих малых предприятий области, занято 67 % работников малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Малыми предприятиями Калуги и Обнинска выпущено 70 % областных объемов выпущенных товаров и оказанных услуг.

Основной отличительной чертой малого предпринимательства в области является неравномерность распределения малых предприятий между муниципальными образованиями. Большинство малых предприятий, индивидуальных частных предпринимателей, и как следствие, большинство занятых в сфере малого предпринимательства, основные объемы произведенной продукции и уплачиваемых налоговых сборов сконцентрировано в муниципальных образованиях “г. Калуга” и “г. Обнинск”.

3. Калужская область среди субъектов Российской Федерации, в т.ч. входящих в Центральный федеральный округ

Комплексный анализ состояния малого предпринимательства в Российской Федерации проводится по общероссийским показателям:

  • число малых предприятий в расчете на 100 000 жителей,
  • доля работников малых предприятий среди общего количества занятых в экономике;
  • производительность труда на малых предприятиях (объемы выпущенных товаров и оказанных услуг в расчете на 1 жителя области),
  • инвестиционная активность малых предприятий (объемы средств, инвестированные в основной капитал в расчете на 1 жителя области).

На основе данных, приводимых в докладах Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства “О состоянии и развитии малого предпринимательства в РФ и мерах по его государственной поддержке” (2001 г.), “Российское обозрение малых и средних предприятий” (2002 г.), “Динамика развития малого предпринимательства в регионах России” (2003 г.) Калужская область устойчиво занимает место в группе областей с высоким уровнем развития малого предпринимательства..

Среди субъектов Российской Федерации, по итогам развития за 9 месяцев 2002 года, Калужская область занимала в зависимости от показателя 5 – 12 место:

  • по числу малых предприятий в расчете на 100 000 жителей - 8 место,
  • по доле численности работников малых предприятий среди занятых - 7 место,
  • по производительности труда - 12 место,
  • по инвестиционной активности – 5 место.

Следует отметить, что позиции Калужской области постепенно повышаются, начиная с 1999 года (по итогам которого область занимала комплексное восьмое место). Основным фактором повышения послужил рост производительности труда на малых предприятиях и инвестиционная активность.

Благоприятные условия деятельности субъектов малого предпринимательства в области характеризуются в том числе и малым налогооблагаемым бременем: по объему поступлений от уплаты единого налога по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход область находится на 64 и 52 местах соответственно.

4. Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства

Функции поддержки и развития предпринимательства в области реализуются как государственными органами Калужской области (департаментами области, Законодательным Собранием области, в т.ч. комиссией по законодательному обеспечению предпринимательской деятельности), территориальными органами федеральных органов власти (Калужским территориальным управлением Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), органами местного самоуправления, так и коммерческими организациями (ЗАО “Межрегиональный маркетинговый центр “Калуга – Москва”, Калужская и Обнинская торгово-промышленные палаты, ЗАО “Калужское агентство поддержки малого бизнеса – региональный информационно – аналитический центр”, Учебно – деловой центр Морозовского проекта, ООО “Научно-технологический парк “ИНТЕГРО”, Калужский и Людиновский социально – деловые центры, Обнинский центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, а также финансово-кредитными и другими организациями).

Уполномоченным органом, ответственным за проведение единой политики в сфере малого предпринимательства в 2002 г. являлся департамент регионального развития области. Он был основным инициатором и исполнителем мероприятий в части государственной поддержки и развития малого предпринимательства в области.

Основные усилия были сконцентрированы по нескольким направлениям, направленным на создание условий интенсивного развития и устойчивой деятельности малых предприятий и предпринимателей, координацию взаимодействия органов государственной власти Калужской области, территориальных органов федеральных органов власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, союзов и общественных объединений субъектов малого предпринимательства, в частности на:

  • выработку предложений по изменению существующих и созданию новых нормативно – правовых актов;
  • активизацию работы Государственного фонда поддержки малого предпринимательства и, как следствие, повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого предпринимательства;
  • снижение и устранение административных препятствий, мешающих развитию малого предпринимательства.

В рамках первого направления, департаментом была разработана и реализовывалась областная целевая программа “Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Калужской области на 2001 – 2003 годы”, утвержденная Законом Калужской области № 72-ОЗ.

Исполнение мероприятий программы стало одним из основных направлений работы департамента в части развития предпринимательства. Информация о выполнении перечня программных мероприятий программы приведена в приложении 3.

Разработан законопроект “О внесении изменений в Закон Калужской области “О едином налоге на вмененный доход”, принятого Законодательным Собранием области.

В части законодательной инициативы в объеме имеющихся полномочий было принято участие в разработке новых и обсуждении действующих законодательных и нормативных актов, действующих в сфере малого предпринимательства. Только в 2002 году в Калужской области было принято 54 нормативных акта, непосредственно регулирующих взаимоотношения сторон в малом предпринимательстве.

В 2002 году значительно активизирована работа Государственного фонда поддержки малого предпринимательства по погашению задолженности 1999 – 2000 годов перед областным бюджетом. В течение года с использованием реинвестируемых средств фондом профинансировано на конкурсной основе двадцать проектов субъектов малого предпринимательства на общую сумму 10 млн. руб.

Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства

К факторам, всё ещё сдерживающим развитие малого предпринимательства в Калужской области, отмечены:

  • недостаточное внимание муниципальных властей к сектору малого предпринимательства и неразвитость в муниципальных образованиях инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • невозможность получения долгосрочных банковских кредитов и неразвитость системы лизинга при недостатке собственных финансовых средств;
  • отсутствие реальной реструктуризации крупных промышленных предприятий и организации производства комплектующих на малых предприятиях;
  • недостаток производственных и служебных помещений;
  • недостаточная развитость малого предпринимательства в сферах ЖКХ и агропромышленного комплекса.

Необходимость снижения отрицательного воздействия на развитие малого предпринимательства в области вышеперечисленных факторов и предотвращения их проявления в последующем, был разработан ряд мероприятий, объединенных в областной целевой программе “Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Калужской области на 2001 – 2003 годы”.

Основными направлениями, которые позволят создать благоприятные условия развития предпринимательства в области, признаны:

  • создание информационного климата, формирующего общественное мнение о малом предпринимательстве как о полноценном секторе экономики;
  • проведение обучения служащих муниципальных органов власти, обслуживающих сектор предпринимательства;
  • активизация инфраструктуры малого предпринимательства, в первую очередь создание самостоятельного органа при Правительстве области, исполняющего функции государственной поддержки и развития предпринимательства области;
  • упорядочение совместной работы властных структур при проведении проверок субъектов малого предпринимательства, сокращение числа необоснованных проверок.

Информация представлена Официальным веб-сайтом органов власти Калужской области

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости