Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Проблемы развития малого предпринимательства в приграничных регионах России (на примере Омской области)

Файлы

Некоммерческое партнерство
«Возможности креативной социологии Сибири»


г. Омск
Июнь 2009 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

    АННОТАЦИЯ

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. 1.1. Актуальность исследования
    1.2. Цель и задачи исследования
    1.3. Объект и предмет исследования
    1.4. Методология исследования
    1.5. Методы исследования
    1.6. Конструирование и расчет выборки количественного исследования, методика отбора респондентов
    1.7. Определение методов отбора и рекрута экспертов и участников фокус-интервью
    1.8. Программное обеспечение

  3. АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ (по материалам Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области)
  4. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ГОРОДЕ ОМСКЕ
  5. ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ И УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В СИСТЕМЕ ПРИГРАНИЧНЫХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ (комплексный и сравнительный анализ результатов эмпирического исследования)
  6. 4.1. Внутренние адаптационные ресурсы малого бизнеса региона в условиях кризисной ситуации
    4.2. Оценка эффективности текущей государственной политики по поддержке малого бизнеса Омской области. Выявление ключевых направлений господдержки в целях более эффективной реализации малыми предприятиями возможностей хозяйствования в условиях приграничного торгово-экономического сотрудничества
    4.3. Оценка степени заинтересованности и удовлетворенности представителей СМП Омской области в реализации пригра-ничных торгово-экономических связей
    4.4. Соотношение выгод и издержек развития приграничного сотрудничества для малого предпринимательства Омской области
    4.5. Факторы развития малого предпринимательства Омской области

  7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (для органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства в Омской области)
  8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  9. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
АННОТАЦИЯ

В соответствии с договором № 84/К от 24 декабря 2008 г. с Автономной некоммерческой организацией «Институт общественного проектирования» в январе-апреле 2009 года специалистами Некоммерческого партнерства «Возможности креативной социологии Сибири» было проведено комплексное социологическое исследование (наблюдение) субъектов малого предпринимательства, действующих на территории Омской области.

Цель исследования: изучение отношения представителей малого бизнеса Омской области к проблеме адаптации и конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства региона в условиях приграничного внешнеэкономического сотрудничества России и Республики Казахстан, а также разработка комплекса рекомендаций по созданию условий, необходимых для раскрытия потенциала субъектов малого предпринимательства Омской области в развитии приграничных внешнеэкономических связей региона.

Задачи исследования:

Выявить степень информированности представителей малого бизнеса Омской области о нормативно-правовой базе и возможностях торгово-экономической деятельности в рамках приграничного сотрудничества;

Выявить степень удовлетворенности представителей малого бизнеса региона существующими механизмами, регулирующими деятельность малого предпринимательства, в том числе во внешнеэкономической сфере;

Выявить самооценку конкурентоспособности собственного бизнеса и оценку конкурентоспособности малых предприятий региона по отрасли в целом представителями малого предпринимательства в Омской области;

Выявить факторы, ограничивающие, по мнению представителей малого бизнеса региона, их участие в системе приграничных торгово-экономических связей;

Разработать комплекс рекомендаций региональным органам исполнительной власти и местного самоуправления, а также органам инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионе по созданию благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности малого предпринимательства в Омской области и повышения его конкурентоспособности.

В качестве основной рабочей гипотезы выступает предположение о том, что основные причины, сдерживающие раскрытие потенциала малого предпринимательства Омской области в системе приграничных торгово-экономических связей, имеют как субъективный (низкая мотивация значительной части населения к самостоятельному ведению бизнеса, неготовность к жесткой конкуренции, отсутствие необходимых экономических и правовых знаний), так и объективный характер (коррупция, административные барьеры, отсутствие стартового капитала и т.п.).

Объектом исследования выступают собственники и руководители субъектов малого предпринимательства (СМП) Омской области.

Предметом исследования являются качественные и количественные характеристики суждений и оценок представителей малого бизнеса региона о степени их адаптации и уровне конкурентоспособности в системе приграничных внешнеэкономических связей.

При проведении исследования использован современный научный инструментарий комплексного анализа, включая общие и специфические методы: единства исторического и логического, экономико-статистических группировок, сравнительного анализа, моделирования и графической интерпретации. Для сбора первичной информации были использованы следующие методы:

1. Анкетный опрос - личное интервью с использованием стандартизированного инструментария (анкеты). Анализ результатов опроса представляет собой регистрацию сложившейся фиксированной ситуации, выявление взаимозависимостей, ее характеризующих, и подтверждение статистической значимости определенных показателей. Относится к разряду «количественных» методик сбора первичных данных.
Метод был применен на этапе проведения количественного исследования при опросе 800 руководителей и собственников малого бизнеса г. Омска и Омской области в целях изучения отношения представителей малого бизнеса Омской области к проблеме адаптации и конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства региона в условиях приграничного внешнеэкономического сотрудничества России и Республики Казахстан.

2. Глубинное интервью - неструктурированное личное интервью с экспертом по заранее разработанному сценарию (топ-гайду) с аудиозаписью для определения его основных позиций, мотивов и отношения к изучаемой проблеме.
Метод был применен при проведении исследования среди представителей референтных групп предпринимателей муниципальных образований и областного центра Омской области («лидеров мнений») для получения их экспертных оценок о сложившейся ситуации и перспективах развития малого бизнеса региона в контексте приграничного торгово-экономического сотрудничества.

3. Фокус-групповое интервью – неформализованное интервью, проходящее в форме групповой дискуссии (6-8 человек – участников и модератор-ведущий, осуществляется видеофиксация беседы).
Метод был применен с целью определения значимости, актуальности и взаимовлияния факторов, характеризующих предметную область объекта исследования; выявления мотивов выбора различных стратегий предпринимательской деятельности и проч. (с учетом групповой динамики вербальных и невербальных реакций представителей СМП) при обсуждении проблем малого бизнеса приграничного региона.

Исследование позволило выявить следующее.
Большинство представителей малого бизнеса Омской области (ок. 50%) считают, что наблюдаемый спад в развитии сферы малого предпринимательства сохранится в течение ближайших двух лет.
Сегодня этот спад проявляется и в характере проблем, с которыми сталкивается малое предпринимательство региона.
В первую очередь это проблема нехватки оборотных средств и отсутствие возможности произвести модернизацию имеющегося оборудования, что, в конечном счете, сказывается и на конкурентоспособности предприятий.
При этом большинство предпринимателей (более, чем 2/3) полагают, что не обладают достаточными ресурсами, чтобы своими силами противостоять существующим проблемам.
В целом предприниматели Омской области не слишком высоко расценивают вклад государства в вопрос поддержки малого бизнеса.
В числе первоочередных мероприятий государственной поддержки предприниматели ждут содействия в расширении доступа к финансово-кредитным ресурсам и расширение практики предоставления государственных заказов.
В сложившихся условиях большинство малых предприятий Омской области (более половины) не ставят своей ближайшей целью выход на внешнеэкономические рынки. Из предприятий разных видов экономической деятельности заинтересованных в выходе на внешние рынки основная часть представляет сферы обрабатывающих производств, транспорта и связи, сельского хозяйства.
В глазах омского малого бизнеса наиболее вероятным и перспективным внешнеэкономическим партнером является Республика Казахстан. Большинство предпринимателей региона (более половины) полагают это сотрудничество взаимовыгодным.
В целом представители омского малого бизнеса не рассматривают потенциальное развитие присутствия предприятий из Республики Казахстан в Омской области в качестве прямой угрозы их бизнесу.
В качестве основных факторов, которые несет в себе территориальная близость региона к Республике Казахстан, омскими предпринимателями выделяется наличие иностранных инвесторов и рынков сбыта (положительные факторы) и приток иностранной рабочей силы (отрицательный фактор).
В целом предприниматели, заинтересованные в выходе на рынки товаров и услуг Республики Казахстан достаточно скептически оценивают свою продукцию в контексте соответствия международным стандартам. Причем именно эта часть омских предпринимателей менее других осведомлена о требованиях, правилах, специфике реализации в Республике Казахстан товаров/ услуг, производимых их предприятиями.
Представители малого бизнеса региона выделяют как субъективные (отсутствие коррупции), так и достаточно объективные факторы (наличие стартового капитала) развития малого предпринимательства в условиях приграничного торгово-экономического сотрудничества. В их сочетании эксперты видят значительный стимул для развития сферы малого бизнеса региона.
Результаты исследования, изложенные в настоящем отчете, легли в основу рекомендаций по созданию благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности малого предпринимательства в Омской области и повышения его конкурентоспособности, предназначенных для органов исполнительной власти Омской области и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионе.

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Актуальность исследования

Актуальность и социальная значимость выбранной темы обусловлены следующим.

Специфической формой международных экономических отношений выступает сотрудничество и хозяйственные связи приграничных территорий. В контексте стратегически значимых экономических и геополитических интересов Российской Федерации особо актуально сотрудничество с государствами Ближнего Зарубежья, возникших на постсоветском пространстве, в малых предприятий российских регионов. С одной стороны, это облегчает доступ к импортируемым ресурсам, создает более благоприятные условия для продвижения товаров и услуг на зарубежные рынки, способствует увеличению инвестиционной привлекательности региона, содействует укреплению в российской экономике рыночных механизмов свободной конкуренции товаров и услуг и, как следствие, создает необходимые условия для интенсивного роста производительности труда.

С другой стороны, для субъектов малого предпринимательства повышается риск не выдержать эту конкуренцию в условиях возможного насыщения регионального рынка более дешевыми и качественными импортными товарами из соседнего государства. В этих условиях могут обостриться многие из традиционных проблем малого предпринимательства, такие как недостаток финансирования, трудности в эксплуатации высокотехнологичного оборудования, недостаток управленческих навыков, низкая производительность труда, административные барьеры. Негативное влияние на малый бизнес оказывают и такие присущие приграничным территориям явления, как контрабанда и нелегальная миграция рабочей силы.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости