Центром содействия предпринимательству Свердловской области (ЦСП) в рамках выполнения Программы поддержки малого предпринимательства в 2002 г. совместно с информационно-аналитическим центром “Интер-Диалог” выполнен проект по изучению ситуации в секторе малого бизнеса.
Цель проекта – сбор и анализ информации, относящейся к сектору бизнеса в Свердловской области. В частности, были разработаны анкеты и проведен опрос 740 респондентов – руководителей субъектов малого предпринимательства в 24 городах Свердловской области.
Данное исследование охватывает широкий спектр вопросов по субъектам малого предпринимательства, включая общую информацию о компании, уровень профессиональной подготовки руководства и сотрудников, соотношение мужчин и женщин, положение компании на рынке, возможности для инвестиций и доступность кредитов.
Информация, полученная в результате данного исследования, позволяет дать оценку среды, в которой работает малый бизнес.
Руководитель проекта: начальник отдела мониторинга малого предпринимательства Центра содействия предпринимательству Кошевая Н.А.
Разработка методологии и инструментария исследования: главный специалист отдела мониторинга малого предпринимательства Центра содействия предпринимательству Вешкурцев Д.А.
Выполнение полевых работ: информационно-аналитический центр “Интер-Диалог”.
Ввод и обработка данных: информационно-аналитический центр “Интер-Диалог”.
Анализ результатов и подготовка отчета: Вешкурцев Д.А.
Координация работ и техническое оформление осуществлены: Вешкурцев Д.А.
Администрирование: Кошевая Н.А., Хренова О.И.
Сравнение экономического потенциала индивидуальных предпринимателей и малых предприятий
Данное исследование было проведено в декабре 2002 в рамках и за счет Программы поддержки малого предпринимательства в 2002 г. Цель проведенной работы заключается в исследовании различных аспектов деятельности субъектов малого предпринимательства. Изначально анкетирование субъектов малого предпринимательства задумывалось как дополнительный источник информации о малом бизнесе. На сегодняшний день основным источником информации о малом предпринимательстве являются издания, выпускаемые Областным комитетом государственной статистики, которые содержат определенный набор данных о малых предприятиях, зарегистрированных в форме юридического лица. Методология сбора информации заключается в выборочном опросе Облкомстатом части малых предприятий с последующим распространением результатов выборки на генеральную совокупность. Получаемая таким образом информация позволяет довольно полно отразить объемы деятельности малых предприятий. Кроме того, в соответствии с сегодняшним законодательством, по которому большая часть индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица не обязаны предоставлять отчетность в органы госстатистики, какой-либо достоверной информации, позволяющей оценить объемы деятельности индивидуальных предпринимателей, не существует. Единственным, на сегодняшний день ведомством, обладающим достоверной информацией об индивидуальных предпринимателях, являются налоговые органы – количество отчитывающихся, т.е. работающих предпринимателях и структура и объемы собираемых налогов.
Таким образом, не существует какой-либо системы сбора данных о субъектах малого предпринимательства, представляющих полную и достоверную информацию. В связи с этим, единственным способом остается проведение специальных исследований. В последние несколько лет различными негосударственными организациями были проведены исследования, направленные на изучение предпринимательской среды. Подобные работы отличаются типом собираемых данных, что, во-первых, обусловлено спецификой сбора информации и, во-вторых, их недостатком.
Исследование, организованное Центром содействия предпринимательству, является первым подобного рода и масштаба проведенным в Свердловской области. Большое количество изменений, произошедших с законодательством, которое непосредственно касается деятельности субъектов малого предпринимательства, послужили основным из мотивов проведения анкетирования.
Величина необходимой выборки, т.е. количества опрашиваемых предприятий вычислялась исходя из имеющихся данных о количестве субъектов малого предпринимательства в Свердловской области и для достижения необходимой достоверности результатов было установлено, что должны быть проинтервьюированы 740 предприятий малого бизнеса. Далее выборка была распределена по отраслевому и территориальному признаку пропорционально распределению субъектов малого предпринимательства по отраслям экономики и городам Свердловской области. C учетом упомянутых факторов для исследования были выбраны 24 города, в том числе: Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Асбест, Ревда, Серов, Верхняя Салда, Полевской, Новоуральск, Ирбит, Качканар, Красноуфимск, Заречный, Алапаевск, Березовский, Верхняя Пышма, Артемовский, Лесной, Кушва, Невьянск, Реж, Сухой Лог, Тавда. При распределении также были использованы 18 отраслей экономики.
Полевой этап исследования был проведен информационно-аналитическим центром “Интер-Диалог”. Центр также производил отбор респондентов для анкетирования. Одна из основных особенностей этой выборки состоит в том, что в отличие от генеральной совокупности, ее составляют только реально работающие предприятия и поэтому результаты выборки можно экстраполировать на все предприятия лишь с учетом определенной погрешности.
Для проведения исследования была разработана анкета состоящая из 72 вопросов. Ее основная часть была разработана с учетом анкеты, используемой в подобном исследовании Институтом социально-экономического анализа и развития предпринимательства (ИСАРП) в 2001 г. Кроме того, значительную долю вопросов занимают вопросы налогообложения и поддержки малого предпринимательства.
Основным методом сбора информации было выбрано интервьюирование, так как другие методы опроса работают недостаточно эффективно в российских условиях. Это позволило достичь высокой степени достоверности собираемых данных.
Опрос проводился среди собственников и/или руководителей предприятий, которые обладают достаточной информацией для того, чтобы полностью ответить на вопросы. Как отмечали специалисты центра, опрашиваемые достаточно серьезно отнеслись к процессу анкетирования. Особенно это характерно для Екатеринбурга. В области же интервьюеры столкнулись с гораздо более настороженным отношением к исследованию. Самое большое затруднение вызывали вопросы, связанные с налоговой политикой предприятия. Многие не знают о существовании структур по содействию предпринимательской деятельности, и боятся налоговой инспекции. В связи с этим часто дается либо неискренняя информация, либо вообще не даются ответы на вопросы.
Одной из ошибок разработчиков проекта стало неудачно подобранное время проведения анкетирования. Опрос проводился в декабре, тогда как этот месяц является одним из самых напряженных в работе малых предприятий.
Нужно отметить, что в ходе исследования респонденты проявляли большой интерес к деятельности Центра Содействия предпринимательству. Но у них нет достаточной информации о работе Центра.
Привлечение к последующим волнам опроса предприятий и руководителей, ранее принимавших в нем участие, должно привести к более открытому отношению к подобного рода исследованиям.
1. Принадлежность отрасли.
Таблица 1
№ | Название отрасли | Процент опрошенных |
1. | Промышленность | 10,7 |
2. | Транспорт | 3,4 |
3. | Строительство | 6,4 |
4. | Связь | 1,7 |
5. | Наука и производство информации | 1,7 |
6. | Оптовая торговля | 25,2 |
7. | Розничная торговля | 33,8 |
8. | Сельское хозяйство | ,6 |
9. | Услуги населению | 4,9 |
10. | Общественное питание | 1,5 |
11. | Туризм | ,4 |
12. | Образование | ,4 |
13. | Здравоохранение, спорт | ,6 |
14. | Финансы, кредит, страхование и т.п. | ,4 |
15. | Операции с недвижимым имуществом | 2,6 |
16. | Бизнес-услуги | 1,5 |
17. | Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 4,1 |
Итого: |
100,0 |
Если сравнивать с изначально заданным соотношением отраслей, то можно заметить некоторую разницу с тем, что указали опрашиваемые. Данное расхождение можно объяснить тем, что многие предприятия занимаются несколькими видами деятельности и какой-то один приоритетный трудно выделить. К тому же может получиться и так, что основным видом, является совсем не тот, по которому раннее было идентифицировано предприятие с помощью той информации, которая имеется на рынке.
3. На какой месяц в течение года приходится пик деятельности вашего предприятия?
Распределение предпринимателей по месяцам выглядит следующим образом:
Т.о. можно отметить постепенный рост показателя в течение года, с увеличением активности в марте и июле и заканчивающийся значительным скачком в конце года.
Значительная доля респондентов (14,6%) ответила, что их предприятия работают без резких подъемов и спадов, равномерно в течение года и более трети предприятий – 40,5% выбрали ответ “всегда по-разному”.
4. Как вы оцениваете уровень развития отрасли, в которой работает ваше предприятие?
В целом, количество положительных оценок в значительной мере превышает отрицательные, 86% против 14%. Как и предполагалось, значительная часть ответов сконцентрировалась около средней оценки - 75% респондентов отметили достаточно хороший, средний и недостаточный уровень развития отрасли.
5. Когда впервые было зарегистрировано Ваше предприятие?
Высокие темпы прироста новых предприятий в 2000 и 2002 гг. в большей степени можно обосновать процессами, связанными общим экономическим подъемом в стране. С другой стороны, показатели последних лет не отражают предприятий-“неудачников”, которые, проработав два-три года, прекращают свою деятельность, но попали в выборку. По мнению разработчиков, количество предприятий зарегистрированных в последние годы, по сравнению с более ранними периодами, будет всегда несколько больше по причине именно последнего фактора. Вследствие различных факторов действующих на рынке, одни предприятия прекращают деятельность, другие каким-то образом трансформируются, третьи продолжают успешно работать и развиваться. С течением времени, доля последних уменьшается в общей численности предприятий, и поэтому их процент так невелик в более ранние годы нашего исследования.
6. Среднее количество времени и средств на регистрацию предприятия.
Таблица 2
Минимум |
Максимум |
В среднем |
|
Сумма дней |
1 |
960 |
31 |
Сумма в долл. официально |
3 |
3000 |
271 |
Сума в долл. реально |
3 |
10000 |
578 |
Вопрос об указании среднего количества времени и средств на регистрацию предприятий оказался из того разряда, которые вызывали наибольшие затруднения. Во многом это затруднение было связано с тем, что респонденты не могли вспомнить с достаточной точностью сколько дней и какое количество средств они потратили на регистрацию и поэтому предпочитали не отвечать на данный вопрос. Среди неответивших в гораздо большей степени преобладали малые предприятия с более ранней датой регистрации чем среди давших ответ. Меньше всего затруднений вызвал вопрос о том сроке, который понадобился для прохождения регистрации – 30% неответов Чаще всего указывался ответ 30 дней и при этом 90% предпринимателей пишут, что для прохождения регистрации им требуется менее 35 дней. Далее на вопрос об официальной сумме 57,4% от всей выборки не дали ответ. На вопрос о реально заплаченной сумме оказалось чуть больше неответивших – 68%. При чем наибольшие платежи при регистрации приходится осуществлять предприятиям промышленности, транспорта, строительства, торговли. 90% предпринимателей, что официальные и реально потраченные суммы составляют менее либо равняются 300 долл.
7. Мотивы для начала предпринимательской деятельности.
Таблица 3
№ п\п |
Мотив |
Процент опрошенных |
1. |
Удачное стечение обстоятельств |
23,4 |
2. |
Не устраивающая зарплата на предыдущем рабочем месте |
19,6 |
3. |
Не хотелось от кого-то зависеть |
29,5 |
4. |
Вынудили обстоятельства |
20,1 |
5. |
Увольнение с предыдущего места работы |
5,0 |
6. |
Надо было чем-то заняться |
0,4 |
7. |
Необходимость выработки своего собственного направления деятельности, самореализация |
1,2 |
8. |
Уровень здравоохранения |
0,2 |
9. |
Профпригодность к другим видам заработка |
0,2 |
10. |
Федеральный закон о демонополизации |
0,2 |
11. |
Работа в новой отрасли |
0,2 |
Итого: |
100 |
8. Причины создания предприятия именно в той отрасли, для деятельности в которой оно было создано первоначально.
Таблица 4
№ п\п |
Причина |
Процент опрошенных |
1. |
Опыт работы в данной сфере деятельности |
27 |
2. |
Свободная рыночная ниша |
14 |
3. |
Наличие профильного образования |
13 |
4. |
Внутренняя тяга к данному виду деятельности |
13 |
5. |
Быстрая отдача капитала |
9 |
6. |
Наличие определенных ресурсов |
8 |
7. |
Слабая конкуренция в данной отрасли |
6 |
8. |
Отрасль является высокорентабельной |
5 |
9. |
Относительная легкость работы в данной отрасли |
4 |
10. |
Другое |
1 |
11. |
Затруднились ответить |
2 |
9. Основные трудности, связанные с началом предпринимательской деятельности.
Таблица 5
№ п\п |
Препятствия |
Процент опрошенных |
1. |
Отсутствие средств |
32 |
2. |
Получение лицензий, разрешений, сертификатов |
25 |
3. |
Отсутствие помещения |
17 |
4. |
Регистрация |
13 |
5. |
Отсутствие хорошей идеи, чем можно было бы заниматься |
4 |
6. |
Боязнь потерять деньги |
4 |
7. |
Трудности отсутствовали |
1 |
8. |
Отсутствие клиентов |
1 |
9. |
Отсутствие опыта |
0,7 |
10. |
Нестабильность рынка |
0,4 |
11. |
Отсутствие имени |
0,3 |
12. |
Нестабильность законодательства |
0,3 |
13. |
Большая конкуренция |
0,1 |
14. |
Подбор профессионального коллектива |
0,1 |
15. |
Отсутствие необходимой информации по этой деятельности |
0,1 |
16. |
Налогообложение |
0,3 |
17. |
Затруднились ответить |
3 |
Распределение ответов данных на этот вопрос, в принципе, подтверждает общепризнанные причины того, что является главными барьерами, тормозящими открытие малых предприятий. Основным фактором, сдерживающим открытие новых малых предприятий, является отсутствие материальных ресурсов (49,1%), на втором месте находятся барьеры административного толка (регистрация и разрешения – 37,6%). Все остальное в целом можно отнести к факторам личного плана: отсутствию опыта, необходимой квалификации, страхам “свободного плавания” и т.п.
10. Является ли проблемой состояние используемого оборудования.
Прежде всего, стоит отметить, что у четверти опрошенных для работы не требуется оборудование. В основном это торговля, операции с недвижимым имуществом и услуги населению.
11. Где произведено оборудование.
Таблица 6
№ п\п |
Место производства |
Процент опрошенных |
1. |
Еще в СССР |
16 |
2. |
В Российской Федерации |
31 |
3. |
В других странах СНГ |
4 |
4. |
В странах, не входящих в СНГ |
21 |
Итого: |
100 |
Предприятия, чье оборудование произведено еще в СССР, работают главным образом в отраслях промышленности и розницы (по 20%), услуг населению (15%), опта (14%), строительства и транспорта (10% и 9%). Среди тех респондентов, которые указали, что оборудование на их предприятии произведено в Российской Федерации (после 1992 г.) и в других станах СНГ три четверти составляют отрасль торговли и 9% промышленность. Оборудованием, произведенным в станах не входящих в СНГ, обладают предприятия отрасли торговли (40%), предприятия по оказанию услуг населению (12%), строительство (11%), промышленность (10%).
12. Какого рода технологии в производстве товаров и организации работ, услуг используются на предприятии.
Как и ожидалось, подавляющее большинство предприятий используют технологии, обычные для данной отрасли. Среди фирм, использующих уникальные разработки, преобладают предприятия торговли – треть предприятий, услуг населению – 18%, науки и производства информации – 14% и промышленности – 12%.
13. Наличие компьютеров и собственных ресурсов в интернет.
Треть опрошенных вообще не имеют ничего общего с компьютерами и интернет, и чаще всего это связано с родом деятельности, в котором можно обойтись и без подобной техники. Общее количество компьютеров у обследованных субъектов малого предпринимательства составило 1586. В среднем, на одно малое предприятие приходится 2,14 компьютера. Если при этом исключать тех, кто не имеет ПК, то в среднем выходит 3 единицы на каждое СМП.
Рассматривая отраслевое распределение предприятий имеющих электронный адрес и сайт, то в отношении первого это на 60% предприятия торговли, на 10% - промышленности, 8% – строительства, 4% – науки и транспорта. Доля предприятий торговли, имеющих собственную страницу в интернет, уменьшается до 44% и растет доля других отраслей: 14% предприятий промышленности, 13% – строительства, 10% – науки. При чем это имеет отношение в основном к наиболее крупным малым предприятиям со средней численностью работающих в 2 раза превышающей данный показатель по сектору малого бизнеса.
14. Форма собственности используемых помещений.
При проведении исследования, рассматривались отдельно помещения офисные, складские и производственные, и по каждому типу был задан одинаковый ряд вопросов. По одному и тому же предприятию зачастую складывается абсолютно разная ситуация с офисным, производственным или складским помещением. В среднем получается, что 42% субъектов малого предпринимательства арендуют свои помещения, а 16,5% купили в собственность.
15. Среднесписочная численность работников за последние 12 месяцев (с учетом совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера).
Всего на обследованных предприятиях занято 9203 человек. В среднем на каждое предприятие приходится 12.7 человек, хотя 50% предприятий имеют численность до 6 человек включительно. Чаще всего встречается ответ о единственном работнике – в 10% случаев, 95% из них – индивидуальные предприниматели.
Специфика данного исследования заключается в том, что в опросе участвовали только “заметные” на рынке малые предприятия, работающие и развивающиеся, а размер выборки рассчитывался из общего количества всех зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, среди которых значительная часть вообще не осуществляет хозяйственную деятельность. Таким образом, рассчитывать общее количество занятых у субъектов малого предпринимательства было бы неверным.
16. Возраст сотрудников.
Возраст рядовых работников назывался от 16 до 70 лет. Средний возраст рядовых работников укладывается в следующие рамки: от 24 до 44 лет, в среднем 34 года. Интересно то, что 50% ответивших на вопрос указали возрастные рамки в следующем диапазоне: возраст рядовых сотрудников от 20 до 40 лет, в среднем 28 лет.
По руководящему звену называли от 17 до 70 лет. Средние возрастные рамки составляют 31 – 43 года, среднее значение 37 лет. 50% ответивших указали также, что возраст менеджеров и руководителей составляет от 25 до 32 лет, в среднем 30 лет.
17. Учитывается ли возраст при приеме персонала на работу.
Для почти 60% предпринимателей, при приеме на работу возраст не имеет значения. 30% респондентов в среднем не принимают работников младше 20,6 лет, 25% респондентов не принимают работников старше 45 лет.
18. Уровень образования персонала.
Нужно отметить, что из 12,7 человек, занятых на каждом малом предприятии, 12,6% имеют общее среднее и незаконченное среднее образование, 46,5% профессионально-техническое и среднее специальное образование, 26% высшее и бизнес образование. На каждом предприятии 21% занятых имеют профессионально-техническое образование, 25% среднее специальное, 15,7% высшее техническое, 6,3% высшее экономическое, 2,4% юридическое и 1,6% обладают бизнес образованием. Также несколько человек отметили, что они имеют высшее гуманитарное, медицинское, неполное высшее и др.
19. Уровень оплаты труда.
В силу того, что вопрос имеет в некоторой степени конфиденциальный характер, доля респондентов, которые не дали ответ на вопрос, составила 55%.
Исходя из имеющихся данных, заработная плата рядовых работников находится в диапазоне от 3000 до 5550 руб. и в среднем она составила 4150 руб. Зарплата менеджеров и руководителей составила от 5200 до 9450 руб., в среднем 7050 руб.
Нужно отметить, что уровень доходов, которые указывают некоторые респонденты вряд ли соответствует реальности, т.к. слишком мал. Поэтому полученные результаты можно считать заниженными.
20. Методы набора персонала на работу.
В целом при найме персонала личные отношения преобладают у 43% предпринимателей, а набор персонала по объявлениям в СМИ у 13%.
21. Критерии оценки претендентов при приеме на работу.
Оценивая данные, полученные при ответе на этот вопрос, следует относить их в большей степени на критерии для рядовых работников, чем для менеджеров и руководителей. Во многом это связано с тем, что на предприятиях разделение на менеджеров среднего уровня и высших руководителей в достаточной степени условно и для простоты ответа респонденты отвечали на вопросы, касающиеся только рядовых работников.
22. Трудно ли увольнять персонал.
Сумма оценок склоняется к тому, что процесс увольнения персонала является скорее более трудным, чем легким. И чем выше ранг работающего, тем труднее его уволить.
23. Процент женщин среди работников предприятия.
Среди рядовых работников 46% - женщины. Ровно у трети предприятий среди персонала женщин нет вообще. В данном случае выделяются отрасли строительства, услуг населению, промышленности. 65% всех женщин занятых в малом бизнесе работают в отрасли торговли.
24. Пол руководителя предприятия.
Три четверти женщин руководит предприятиями торговли. У мужчин отрасль торговли составляет чуть больше половины и гораздо заметнее, чем у женщин отрасли промышленности (10%), строительства (9%), услуг населению (8%), бизнес-услуг (3%, у женщин не присутствует).
25. Организационно-правовая форма предприятия.
Как и определялось техническим заданием исследования, 50% респондентов составили индивидуальные предприниматели и 50% - юридические лица.
26. Где находятся реальные и потенциальные потребители продукции (работ, услуг) предприятия.
Таким образом, подавляющая часть малых предприятий замкнута на локальный рынок. Тому есть несколько объяснений: с одной стороны специфика некоторых отраслей не располагает к контактам за пределами местного рынка. С другой, уровень развития тех предприятий, которые могли бы иметь потребителей за пределами региона, не достаточно высокий, т.е. они не переросли еще рамки регионального рынка.
27. Группа потребителей, на которых ориентируется предприятие.
Таблица 7
№ п\п |
Процент опрошенных |
|
1. |
Предприятия, ориентирующиеся на физических лиц |
72 |
2. |
Предприятия, не ориентирующиеся на физических лиц |
28 |
Итого: |
100 |
28. Конкурентное положение на рынке.
29. Преимущества перед конкурентами.
Таблица 8
№ п\п |
Процент опрошенных |
|
1. |
Гарантированный ассортимент товаров или услуг |
19 |
2. |
Более низкие цены |
19 |
3. |
Лучшее обслуживание клиентов |
17 |
4. |
Лучшее качество аналогичных товаров или услуг |
15 |
5. |
Территориальная доступность |
8 |
6. |
Наличие продуктов или услуг, которых нет у конкурентов |
8 |
7. |
Привлекательный дизайн помещения, территории |
4 |
8. |
Нет преимуществ |
10 |
Итого: |
100 |
30. Как изменилась жесткость конкуренции на Вашем рынке после кризиса 1998 г.
Таблица 9
№ п\п |
Процент опрошенных |
|
1. |
Конкуренция стала жестче |
59 |
2. |
Конкуренция стала слабее |
1 |
3. |
Нет особых изменений |
24 |
4. |
Затрудняюсь ответить |
16 |
Итого: |
100 |
31. Сталкивалось ли ваше предприятие со случаями нечестной конкуренции, и в чем они выражались.
Таблица 10
№ п\п |
Процент опрошенных |
|
1. |
Предприятия-конкуренты распространяли недостоверную информацию о нас |
17 |
2. |
На нас были “натравлены” правоохранительные и/или контрольно-проверяющие органы |
10 |
3. |
Не могли получить какие-то разрешения, лицензии |
8 |
4. |
Не могли получить помещения, земельный участок, другие ресурсы |
6 |
5. |
Предприятия-конкуренты имели государственные или местные льготы |
4 |
6. |
Более низкие цены, демпинг |
4 |
Больше половины предпринимателей не сталкивались со случаями нечестной конкуренции (54%).
32. Есть ли уверенность, что существует возможность устранения нечестной конкуренции путем официального обращения в органы власти.
33. Существует ли возможность решить проблемы связанные с нечестной конкуренцией на основе неформальных отношений.
34. Насколько эффективно можно решать проблемы связанные с предпринимательской деятельностью через судебные органы.
Т.е. приблизительно половина предпринимателей уверена, что судебная власть способна решить проблемы, с которыми они могут обратиться.
35. Испытываете ли вы трудности, связанные со сбытом продукции.
Здесь ситуация складывается в целом положительным образом. О серьезных трудностях указали главным образом отрасли промышленности и торговли.
36. Пути привлечения клиентов.
Таблица 11
№ п\п |
Процент опрошенных |
|
1. |
Потребители сами нас находят |
29 |
2. |
Привлекаем потребителей качеством, надежностью и уровнем сервиса |
29 |
3. |
Ведем активную рекламную деятельность |
23 |
4. |
Через друзей и знакомых |
11 |
5. |
Покупаем маркетинговую информацию у коммерческих фирм |
2 |
6. |
Наняли специальную фирму для сбыта наших товаров |
1 |
7. |
Обращаемся в специализированные структуры по поддержке предпринимательства |
0,2 |
8. |
Сотрудничаем с торгово-промышленной палатой |
0,2 |
9. |
Ничего не делаем |
3 |
10. |
Другое |
1,6 |
Итого: |
100 |
37. Где вы рекламируете свою продукцию.
Таблица 12
№ п\п |
Процент опрошенных |
|
1. |
В наших региональных/местных газетах |
29 |
2. |
Другими средствами рекламы |
18 |
3. |
Не рекламируем, т.к. не нуждаемся в рекламе |
12 |
4. |
Не рекламируем, т.к. реклама для нас слишком дорого стоит |
9 |
5. |
По региональному/ местному телевидению |
9 |
6. |
По региональному/местному радио |
6 |
7. |
Не рекламируем, т.к. реклама проводится без нашего участия |
5 |
8. |
Не рекламируем, т.к. доступные нам виды рекламы считаем неэффективными |
5 |
9. |
Другое |
7 |
Итого: |
100 |
38. Источники деловой информации.
Таблица 13
№ п\п |
Процент опрошенных |
|
1. |
Из газет и других СМИ |
25 |
2. |
Из узко специализированных изданий |
19 |
3. |
От знакомых, коллег |
19 |
4. |
Получаем информацию в Интернет |
15 |
5. |
Мы не занимаемся поиском информации, т.к. нет возможности |
8 |
6. |
В бизнес-центрах, ассоциациях |
4 |
7. |
В информационных агентствах |
3 |
8. |
Информацию предоставляют органы власти |
2 |
9. |
Мы не занимаемся поиском информации, т.к. нет возможности |
2 |
10. |
Семинары, спецкурсы |
0,5 |
11. |
От поставщиков |
0,4 |
12. |
Информация поступает к нам сама, без усилий с нашей стороны |
0,2 |
13. |
Маркетинговые исследования |
0,1 |
14. |
Изучаем потребительский интерес |
0,1 |
15. |
Специализированные выставки |
0,5 |
16. |
Другое |
0,2 |
17. |
Затруднились ответить |
1 |
Итого: |
100 |
39. Трудности при получении деловой информации.
Таблица 14
№ п\п |
Процент опрошенных |
|
1. |
Трудностей нет |
36 |
2. |
Хорошая деловая информация отсутствует |
19 |
3. |
Не нуждаемся в специализированной информации |
19 |
4. |
В нашем городе отсутствуют специализированные информационные источники |
17 |
5. |
Информация недоступна из-за высоких цен |
5 |
6. |
Нужная информация часто бывает закрыта |
0,3 |
7. |
Затруднились ответить |
3,7 |
Нужно отметить, что тех предпринимателей, которые не испытывают трудностей с получением деловой информации, и тех, кто в ней не нуждаются вообще, больше, чем тех, кто испытывает трудности с ее получением.
Стоит отметить, что невозможность получить необходимую информацию из-за отсутствия специализированных источников характерно в большей мере для областных городов. Екатеринбург этому подвержен в меньшей степени, предприниматели здесь в основном отмечают, что трудностей они не испытывают.
40. Использование услуг сторонних специалистов и специализированных компаний.
41. Ощущаете ли Вы необходимость в получении специальных знаний для ведения бизнеса.
42. Степень личной информированности респондента о налоговом законодательстве в сфере деятельности предприятия.
43. Стороны налоговой политики, затрудняющие работу предприятия.
Таблица 15
№ п\п |
Процент опрошенных |
|
1. |
Частые изменения и корректировки в налоговом законодательстве |
24 |
2. |
Сложность, нечеткость, двусмысленность формулировок в документах |
16 |
3. |
Число налогов |
14 |
4. |
Частые изменения и корректировки в процедурах взимания налогов |
14 |
5. |
Величина совокупных налоговых выплат |
12 |
6. |
Плохая организация работы налоговых служб и т.д. |
8 |
7. |
Отсутствие своевременной и полной информации о правилах налогообложения |
6 |
8. |
Некомпетентность, предвзятое отношение, произвол чиновников |
3 |
9. |
Невозможность оспорить решения налоговых органов |
3 |
44. Налоги и платежи, которые беспокоят в наибольшей степени.
Таблица 16
№ п\п |
Процент опрошенных |
|
1. |
Налог на прибыль |
26 |
2. |
НДС |
20 |
3. |
Взносы в социальные, пенсионный фонды, ЕСН |
16 |
4. |
Единый налог на вмененный доход |
14 |
5. |
Земельный налог |
6 |
6. |
Налог на пользователей автодорог |
5 |
7. |
Налог на имущество |
4 |
8. |
Налог на содержание жилья и социально-культурной сферы |
1 |
9. |
Налог с продаж |
1 |
10. |
Другое |
1 |
11. |
Нет ответа |
6 |
45. Какой процент от прибыли будет приходиться на все налоги и сборы, если их уплату производить полностью.
Нужно отметить довольно широкий разброс оценок: от 2 до 300%. В среднем норма отчислений составляет 70.5%. Чаще всего встречались цифры равные 80, 70, 60 и 50% от прибыли, при чем 64% предпринимателей называли оценки в промежутке от 50 до 90%.
46. Какой уровень уплачиваемых совокупных налогов является для предприятия экономически справедливым (% от прибыли предприятия).
Таблица 17
№ п\п |
% от прибыли предприятия |
Процент опрошенных |
1. |
10 |
45,2 |
2. |
15 |
20,9 |
3. |
20 |
15,6 |
4. |
25 |
4,3 |
5. |
30 |
5,3 |
6. |
35 |
1,7 |
7. |
40 |
0,6 |
8. |
45 |
0,6 |
9. |
50 |
0,9 |
10. |
Нет ответа |
4,9 |
Итого: |
100 |
Таким образом, 90% предпринимателей склоняются к тому, что норма налоговых отчислений не должна превышать 30% от прибыли предприятия. Средняя оценка составляет около 16% от прибыли предприятия.
47. Система налогообложения предприятия.
48. Имеете ли вы право в соответствии со статьей 26.2 Налогового кодекса РФ с 1 января 2003 г. перейти на упрощенную систему налогообложения.
Отсюда следует, что ¾ предпринимателей имеют оборот до 15 млн. рублей в год.
49. Если да, то написали ли вы заявление для перехода на упрощенную систему налогообложения.
Из тех, кто ответил утвердительно на предыдущий вопрос, 72% предпринимателей (т.е. 54% от общей выборки) написали заявление для перехода на упрощенную систему налогообложения, а 24% (19% от общей выборки) не стали этого делать.
50. Если нет, то почему.
Из тех предпринимателей, которые имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, но не стали этого делать, четверть (5% от общей выборки) в качестве причины указывают, что им это не выгодно, и еще четверть, что к моменту проведения опроса не решили выгодно это для них или нет. 17% предпринимателей (3% от общей выборки) не успели к тому моменту написать заявление, и 8% (1,5%) как причину называют НДС.
51. Как отразится отмена единого налога на вмененный доход на вашей деятельности.
Более трети предпринимателей отметили, что отмена единого налога на вмененный доход отрицательным образом повлияет на их деятельность и добавит проблем, создаст больше работы с отчетностью, снизит рентабельность предприятия. Еще 1,5% респондентов заявили, что будут поднимать цены на товар и 1,1%, что это приведет к снижению заработной платы.
52. Суммарное количество времени и средств на получение лицензий и официальных разрешений.
Результаты показывают, что для 53% предпринимателей не требуются какие-либо лицензии и разрешения.
Таблица 18
№ п\п |
Минимум |
Максимум |
В среднем |
|
1. |
Сумма дней |
1 |
700 |
49 |
2. |
Сумма в долл. официально |
1 |
2000 |
430 |
3. |
Сума в долл. реально |
3 |
5000 |
700 |
53. Частота проверок контрольными инстанциями за последние 12 месяцев.
16% предпринимателей сообщили, что их ни разу не посещали никакие контрольные инстанции. На 60% это предприятия, созданные в последние 3 года. Доля же тех предприятий, которые проверялись различными инстанциями, и среднее количество посещений представлены в таблице 14.
Таблица 19
№ п\п |
Доля предприятий, подвергшихся проверке |
В среднем на них приходили, кол-во раз |
Максимум, кол-во раз |
|
1. |
Санэпидемстанция |
46 % |
3,2 |
20 |
2. |
Пожарный надзор |
49 % |
1,9 |
12 |
3. |
Экологический контроль |
8 % |
1,9 |
5 |
4. |
Налоговая инспекция |
53 % |
4 |
25 |
5. |
Налоговая полиция |
16 % |
2,8 |
30 |
6. |
Административная инспекция |
21 % |
3,2 |
24 |
7. |
Регистрационная палата |
2 % |
1,6 |
4 |
8. |
Органы стандартизации и метрологии |
11 % |
1,5 |
6 |
9. |
Торговая инспекция |
29 % |
2,2 |
24 |
10. |
Лицензионные органы |
9 % |
1,7 |
12 |
11. |
Милиция |
24 % |
5,9 |
60 |
12. |
Прокуратура |
2 % |
2,1 |
4 |
13. |
Другие контролирующие органы |
6 % |
2,8 |
8 |
54. Обнаружили ли представители контролирующих органов какие-либо нарушения
(Предприниматели, которые указали, что их предприятие подвергалось проверке контролирующих инстанций).
55. Текущее финансовое положение предприятия.
Нужно понимать степень субъективности данных оценок, т.к. у каждого респондента своя мера, по которой он делает выводы о ситуации на предприятии и которая может значительно отличаться от общепринятых методов оценки финансового состояния фирмы.
56. Динамика деятельности предприятия за 1998-2001 гг.
Объемы деятельности предприятия в 2001 г. были приняты за 100%. Исходя из этого, предприниматели должны были оценить объемы своей деятельности в процентном отношении в 1998, 1999 и 2000 гг. По всем трем годам 80% тех, кто отвечал на вопрос, ставили цифру меньше 100%, что означает рост к 2001 г., и чаще всего встречается значение равное 80-90%. То, что показатели по 1998 и 2000 гг. ниже, чем в 1999 г. можно отчасти объяснить тем, что в эти годы было зарегистрировано больше новых предприятий, чем в 1999 г. и, соответственно, они не обладают тем экономическим потенциалом, который накапливают к последующим годам своей работы.
57. Основные виды задолженностей.
Таблица 20
№ п\п |
Процент опрошенных |
|
1. |
Долги другим фирмам |
12 |
2. |
Банкам |
5 |
3. |
Долги бюджетам разного уровня по налогам |
6 |
4. |
Банкам |
5 |
5. |
Долги за электроэнергию и коммунальные платежи |
4 |
6. |
Долги по заработной плате |
3 |
7. |
Пенсионному или другим внебюджетным фондам |
3 |
8. |
Бюджетам по прочим платежам |
2 |
9. |
Поставщикам |
2 |
10. |
Долги по арендной плате |
1 |
О том, что у них нет долгов, заявили 69% опрашиваемых предпринимателей.
58. Основные долги предприятию.
Таблица 21
№ п\п |
Процент опрошенных |
|
1. |
Нам должны покупатели и заказчики за предоставленный товар |
27 |
2. |
Нам должны другие фирмы по прочим долгам |
8 |
3. |
Нам должен пенсионный или другие социальные фонды |
5 |
4. |
Нам должны бюджеты разных уровней |
2 |
5. |
Нам должен пенсионный или другие социальные фонды |
5 |
О том, что у них нет должников, сообщили 59% предпринимателей.
59. Займы за последние 2 года.
60. Трудности при получении кредита.
Таблица 22
№ п\п |
Процент опрошенных |
|
1. |
Нет необходимости в кредитах |
27 |
2. |
Очень высокие проценты |
22 |
3. |
Ограничены сроки кредитования |
10 |
4. |
Нет опыта получения кредитов, отсутствует кредитная история |
10 |
5. |
Нет залога или гарантий |
10 |
6. |
Трудности подготовки и оформления всех необходимых документов |
9 |
7. |
Длительный срок принятия решений о выдаче кредитов |
6 |
8. |
Нет уверенности в том, что удастся вернуть кредит |
4 |
9. |
Невозможно получить кредит на инвестиции |
4 |
10. |
Банки не предоставляют кредиты предприятиям нашего размера |
3 |
11. |
Необходимо предварительно заручаться личной поддержкой в банке |
3 |
12. |
Ничего не затрудняет |
1 |
61. Источники стартового капитала.
Только 2 предприятия указали, что им была оказана финансовая поддержка органов власти и выдан кредит муниципальных фондов поддержки предпринимательства.
62. Источники финансирования развития предприятия в настоящее время.
Таблица 23
№ п\п |
Процент опрошенных |
|
1. |
Вложения собственной прибыли предприятия |
52 |
2. |
Личные сбережения учредителей |
13 |
3. |
Средства, полученные взаймы |
11 |
4. |
Предприятие не имеет возможности развиваться |
10 |
5. |
Кредиты банков |
8 |
6. |
Привлечение средств или имущества новых компаньонов |
4 |
7. |
Помощь, ссуды |
2 |
8. |
Авансы заказчиков |
1 |
5 предприятий в качестве источника финансирования развития в настоящее время указали займы от фондов развития предпринимательства и 3 - финансовую поддержку местных властей.
Таким образом, предприятия на 2/3 финансируется из своих внутренних средств и очень мало использует внешние источники денежных средств.
63. Основные направления вложения средств предприятия за последние год-полтора.
Таблица 24
№ п\п |
Процент опрошенных |
|
1. |
Покупка оборудования, транспорта |
25 |
2. |
Пополнение оборотного капитала |
23 |
3. |
Ремонт используемых помещений |
15 |
4. |
Таких вложений не было |
13 |
5. |
Реклама предприятия |
10 |
6. |
Обучение, переобучение сотрудников |
8 |
7. |
Строительство или покупка в собственность помещений, зданий |
8 |
8. |
Покупка маркетинговой информации |
2 |
64. Положение предприятия на рынке после кризиса 1998 г.
65. Имеют ли руководители предприятия четкое представление о том, какие шаги нужно предпринимать, чтобы предприятие успешно работало.
66. Оценка перспектив развития предприятия.
67. Развитие предприятия в ближайшие год-два.
Таким образом, более 70% предпринимателей собираются развивать свое предприятие.
68. Наличие организаций поддержки предпринимательства в вашем городе.
Из названных организаций наибольшей известностью обладает Центр содействия предпринимательству (ЦСП), его назвали 4% предпринимателей, и его муниципальные фонды поддержки предпринимательства, также 4%. 2/3 респондентов, которые знают о ЦСП находятся в Екатеринбурге, а остальные в Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском и городах близких к Екатеринбургу. Роме этого, было названо около 11 различных организаций, таких как: союз предпринимателей, палата риэлтеров, некоммерческое партнерство, фонд поддержки женщин-предпринимателей, организация кредитования малого бизнеса (видимо КМБ-банк), Банк реконструкции и развития, Союз промышленников малого и среднего бизнеса и др. Кроме того, некоторые респонденты не могли вспомнить название организации поддержки, хотя знали о ее существовании.
69. Пользуетесь ли вы услугами организаций по поддержке предпринимательства.
70. Наиболее необходимые виды поддержки.
Также были озвучены такие варианты, как четкая работа чиновников, снижение налогов и помощь в привлечении инвестиций. Представители нескольких предприятий заявили, что в поддержке не нуждаются.
71. Барьеры, препятствующие работе и развитию предприятия.
Другие факторы, упомянутые предпринимателями, сводились к проблемам произвола чиновников, отсутствия собственных помещений, дороговизне арендных платежей, отсутствия средств для развития, а также к собственной нежеланию. Несколько респондентов выразили мнение, что барьеров для собственной работы и развития не видят.
72. Замечания, уточнения, дополнения и пожелания, касающиеся опроса.
Свои замечания, уточнения, дополнения и пожелания выразили 102 респондента, т.е. около 14% от всей выборки. Почти треть из них требовала оставить единый налог на вмененный доход. Вообще налоговая тема оказалась самой волнующей. Основная масса высказываний по ней касалась просьб о снижении налогового бремени, усовершенствовании и упрощении нормативно-правовой базы, касающейся деятельности субъектов малого предпринимательства (в частности, отчетности), стабильности законодательства. Одним из ключевых замечаний предпринимателей являлось пожелание, чтобы новые законы доходили до их сведения и, чтобы налоговая служба больше внимания уделяла своей обязанности консультировать налогоплательщиков. Во многих интервью прозвучала мысль о необходимости в долгосрочных кредитах, которые отличались бы низкими процентными ставками и условиями, доступными для малых предприятий.
Следующая группа отзывов относится к административным барьерам, произволу и поборам чиновников, что одинаково характерно как для Екатеринбурга, так и для Нижнего Тагила, Полевского и других городов Свердловской области. Административный аппарат городов и контрольно-проверяющие инстанции являются препятствием для работы малых предприятий и обходятся недешево (особые жалобы прозвучали в отношении санэпиднадзора Кировского района г. Екатеринбурга и пожарников). Многие предприниматели просят просто не мешать работе малого бизнеса, не ожидая никакой поддержки со стороны государства. Другие респонденты просили уделять больше внимания, проявлять больше уважения к малому бизнесу. Они считают необходимой поддержку предпринимательства органами власти. Прозвучали просьбы о предоставлении разного рода бесплатной информации и проведении семинаров и курсов, на которых успешные предприниматели (например, И. Ковпак) делились бы опытом. Некоторые респонденты указали на необходимость больше информировать о деятельности структур поддержки малого предпринимательства, в частности Центра содействия предпринимательству, и тех услугах, которые они оказывают.
Последний блок отзывов относится к самому опросу, при чем направленность замечаний пестрит разнообразием. Многие предприниматели высказали мнение о том, что некоторые вопросы некорректно сформулированы, в частности те, которые касаются налоговых выплат, и заставляют раскрывать конфиденциальную информацию. Также поступили жалобы, что вопросов слишком много, при этом многие из них совсем не нужны и ответ на анкету занимает значительное количество времени. К этому стоит добавить, что несколько предпринимателей назвали исследование слишком широким, другие наоборот слишком узким, а кто-то вообще не видел смысла отвечать на вопросы. Однако отзывы не ограничиваются только негативными оценками. Определенная часть предпринимателей поблагодарила за внимание, оказанное этим исследованием, и указала на полноту и грамотность опроса, и что замечаний у них нет и добавить к ответам на вопросы нечего.
Таким образом, отметим основные черты малых предприятий в контексте тех тем, которые были исследованы с помощью опроса. Степень интенсивности работы предприятия в течение года варьируется от отрасли к отрасли. При этом более чем у трети предприятий пик нагрузок всегда по-разному распределен в течение года, но все-таки самым интенсивным в деловом отношении месяцем является декабрь. Также значительная доля предпринимателей работает без резких подъемов и спадов, равномерно в течение года.
Подавляющее большинство предпринимателей оценивают уровень развития отрасли, в которой они работают от среднего до очень хорошего. Более половины предприятий были зарегистрированы с 1998 по 2002 гг., здесь выделяются 1998, 2000 и 2002 гг. В среднем предприятиям требовался 31 день для прохождения регистрации, что является довольно продолжительным сроком. В среднем регистрирующимся предприятиям официально приходилось платить 271 долл., а, в конечном счете, приходилось расставаться с 578 долл. Т.о. для многих предприятий, затраты по открытию предприятия не ограничиваются только официальными суммами. При чем наибольшие платежи при регистрации приходится осуществлять предприятиям промышленности, транспорта, строительства, торговли.
Основными мотивами для начала предпринимательской деятельности для большинства предпринимателей стали следующие причины: нежелание от кого-либо зависеть, удачное стечение обстоятельств, невысокая зарплата на предыдущем месте работы. Определяющими факторами создания предприятия в какой-то определенной отрасли в большей мере являются наличие нематериальных ресурсов, таких как опыт, образование, внутренняя тяга, свободная ниша и высокая рентабельность отрасли, чем материальных: оборудования, помещений, технологий и т.д.
Основным фактором, сдерживающим открытие новых малых предприятий, является отсутствие материальных ресурсов, на втором месте обосновались барьеры административного толка. Все остальное в целом можно отнести к факторам личного плана: отсутствию опыта, необходимой квалификации, страхам “свободного плавания” и т.п. Что касается используемого для предпринимательской деятельности оборудования, то для трети предприятий состояние используемого оборудования является проблемой, для остальных же данная проблема не стоит. Из тех предприятий, в чьем производстве используется какое-либо оборудование, большинство работает на российском оборудовании или произведенном в одной из стран СНГ, а также зарубежного производства. Гораздо меньше предприятий работает с использованием еще советской техники. Т.о. можно сделать вывод, что ситуация с тем производственным оборудованием, которое используют субъекты малого предпринимательства, в целом удовлетворительное и выглядит лучше на фоне крупного сектора. При этом, как и ожидалось, подавляющее большинство предприятий используют технологии, обычные для данной отрасли. Усовершенствованные технологии или уникальные разработки используют чуть меньше пятой части предприятий, среди коих преобладает нематериальный сектор.
Насколько хорошо выглядит ситуация с компьютеризированностью малых предприятий трудно оценить, т.к. сравнивать в динамике не с чем. Но все-таки, деятельность более 2/3 предпринимателей не обходится без персональных компьютеров, чуть менее половины имеют выход в интернет и треть электронный адрес или Web-страницу, при чем в этой группе больше крупных предпринимателей.
Что касается используемых помещений, то нужно сказать, что довольно небольшая часть предпринимателей является собственниками тех офисных, складских или производственных площадей, на которых они работают. В остальном, около половины предпринимателей арендуют необходимые им помещения.
В среднем на каждое предприятие приходится 12,7 человек. Половина предприятий имеют численность до 6 человек включительно, и чаще всего встречаются предприниматели с единственном работником, в основном индивидуальные предприниматели.
Средние границы возраста предпринимателей составляют от 24 до 44 лет, средний 34 года, - т.е. самая перспективная и работоспособная категория населения. При приеме на работу для большинства предпринимателей возраст не играет роли, хотя некоторые стараются не выходить за вышеуказанные рамки. За исключением частных случаев, предприниматели обладают образованием, которое в целом по выборке можно отнести к уровню выше среднего. Кроме того, подавляющее большинство ощущает необходимость получения специальных знаний для ведения бизнеса.
При приеме персонала на работу самым важным критерием являются рекомендации друзей и знакомых. Чуть менее распространенным способом является поиск через объявления в СМИ. Все остальные пути набора персонала используются значительно реже вышеназванных. Т.о. личные связи и знакомства имеют принципиальное значение в предпринимательской среде. Более прогрессивные методы найма пока довольно редко распространены. Также решающими факторами, влияющими на то, принять или не принять кандидата, являются опыт и профессиональные качества, далее следуют образование и моральные качества. При этом увольнение персонала является скорее более трудным, чем легким процессом. Чем выше ранг работающего, тем труднее его уволить.
Среди работников малых предприятий мужчин чуть больше, чем женщин. Среди руководителей предприятия соотношение полов 2:1 в пользу мужчин. Женская часть сосредоточена в основном в отраслях торговли.
Подавляющая часть малых предприятий замкнута на внутренний рынок города и региона. Довольно небольшая часть предпринимателей выходит за пределы Свердловской области, и совсем незначительное число предприятий осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Деятельностью за границами региона характеризуются в основном предприятия нематериальной сферы. Что интересно, большое число фирм видят своих потенциальных потребителей за рамками Свердловской области. Это говорит о том, что предприятия в перспективе собираются развиваться и расширять свои рынки. Основная часть предприятий малого бизнеса ориентированы на потребительский рынок, при этом больше половины нацелены на определенную категорию клиентов.
На большинстве рынков предприниматели отмечают достаточно жесткую конкуренцию, которая заметно усилилась после кризиса 1998 г. Только четверть из них указывает, что конкуренты у них есть, но они не опасны, т.к. рынок еще не насыщен. Довольно небольшое количество предпринимателей сталкивалось со случаями нечестной конкуренции и, что интересно, больше среди них тех, кто уверен, что сможет решить проблемы связанные с нечестной конкуренцией на основе неформальных отношений, чем путем официального обращения в органы власти, например в судебные органы. В связи с этим, практически все предприниматели прикладывают усилия к тому, чтобы быть более конкурентоспособными: выделятся ассортиментом, ценой, сервисом, качеством, месторасположением, рекламой и т.д., и поэтому не испытывают серьезных трудностей со сбытом продукции.
Подавляющее большинство пользуются деловой информацией. Те кто не пользуются причиной не только отсутствие необходимости в ней, но и ее недоступность, в частности из-за высокой цены. Хотя нужно сказать, что предприниматели Екатеринбурга подвержены этому в меньшей степени.
Довольно активно используются услуги сторонних специалистов и специализированных компаний в области финансов и бухучета, права, аудита и др. Предприниматель не может быть специалистом во всех областях ведения бизнеса. В связи с этим, уровень информированности многих предпринимателей о налоговом законодательстве в сфере деятельности предприятия невысок.
Основные жалобы, относящиеся к налоговому законодательству, в первую очередь касаются его нестабильности, сложности и труднодоступности новых законодательных актов, а не величины совокупных выплат. Хотя, по мнению предпринимателей, если уплату налогов производить полностью, то в среднем до двух третей прибыли будет уходить в государственную казну, тогда как экономически справедливый уровень фискальных выплат, по их мнению, составляет около 16% от прибыли предприятия. По состоянию на декабрь 2002 г., самой популярной системой налогообложения являются обычная и единый налог на вмененный доход. Отмена ЕНВД с 1 января 2003 г., по мнению половины тех, кто работал на этой системе, отразится ухудшением деловых показателей. Большая часть предпринимателей, имеющих право перехода на упрощенную систему налогообложения, в срок написали заявление на переход, остальные либо не успели, либо еще не решили, выгодно это для них или нет, либо для них целесообразней работать по обычной системе налогообложения.
При осуществления деятельности, более чем для половины предпринимателей не требуются какие-либо лицензии и разрешения. Те же, для которых они необходимы, затрачивали на их получение в среднем 49 дней. Официальные затраты на получение разрешений составили 430 долл. Всего предпринимателям пришлось платить (реальные затраты) в среднем около 700 долл. Как показывают результаты, довольно редко встречаются предприниматели, которые не подвергались проверке контрольными инстанциями. Чаще, чем в половине случаев, данные организации не обнаруживают нарушений.
В последние 3 года, с 1998 по 2001 гг., малый бизнес демонстрирует устойчивый рост. Очень небольшое количество предпринимателей негативно оценивают текущее финансовое положение предприятия. Состояние предприятия по кредиту и дебиту в целом устойчивое, основные долги – это долги предприятий друг другу. Самым популярным источником стартового капитала для создания малого предприятия являются вклады учредителей и займы у родственников, друзей, знакомых и т.д. Источником финансирования развития являются вложения из внутренних средств предприятия, довольно редко используются заемные источники денежных средств. Примерно половина предпринимателей обращались в различные организации и к частным лицам за кредитом или займом. При этом большей части из них удалось его получить. Основными трудностями при получении кредита по-прежнему остаются его высокая стоимость, отсутствие залога и ограниченные сроки кредитования.
По большей части руководители имеют четкое представление о том, какие шаги нужно предпринимать, чтобы их предприятие успешно работало, с оптимистичным настроением оценивают перспективы развития своей фирмы и собираются развиваться и улучшать бизнес-процессы на ней.
Предприниматели очень слабо знакомы с организациями по поддержке малого предпринимательства и редко пользуются их услугами. Среди наиболее необходимых видов поддержки можно выделить три примерно равные группы: консультационные услуги в налоговой, правовой, финансовой сфере и т.д.; кредиты и займы на пополнение оборотных и основных активов; поиск и обучение персонала и маркетинговые услуги.
Наиболее серьезными препятствиями, мешающим работать и развиваться малым предприятиям, являются низкий платежеспособный спрос, высокая конкуренция и несовершенство нормативно-правовой базы. Проблема изношенности оборудования стоит перед малым бизнесом не так остро, как перед более крупными предприятиями.
Таким образом, предприятия малого бизнеса представляет собой очень динамичный сектор экономики. Вопреки нехватке капитала, проблемам с помещениями, пробелам в квалификации персонала, малые предприятия демонстрируют высокие показатели роста. С другой стороны, низкий платежеспособный спрос, усиливающаяся конкуренция, несовершенство нормативно-правовой базы не добавляют свободы действий малому бизнесу.
Сектор малого предпринимательства имеет свои отличительные черты: преимущественная ориентация на локальные потребительские рынки, наиболее работоспособная часть населения составляет основу предпринимательской среды, относительно благоприятная ситуация с состоянием основных фондов, значительная роль неформальных отношений и т.д. Очевидно, что на данном этапе развития малый бизнес демонстрирует переход от экстенсивного пути роста к интенсивному. Количественные показатели сменяются качественными, растет не количество субъектов малого предпринимательства, а их экономический потенциал: количество занятых, объемы производства и т.д., - оптимизируются производственные, финансовые процессы деятельности предприятия.
Предприниматели довольно оптимистично оценивают перспективы своего бизнеса и стараются найти ресурсы для его развития, хотя зачастую этому мешает их собственный непрофессионализм. Основным препятствием развитию является не сформировавшаяся рыночная инфраструктура, которая была бы нацелена именно на сектор малого бизнеса. Именно поэтому заемный капитал, обучение и консультации в различных областях были названы самыми необходимыми видами поддержки.
Сравнение экономического потенциала индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и малых предприятий – юридических лиц.
3. На какой месяц в течение года приходится пик деятельности вашего предприятия?
Различие между индивидуальными предпринимателями и малыми предприятиями в целом не значительно и обнаруживает тенденцию постепенного роста активности к концу года. Т.к. среди предпринимателей больше занятых в торговле, то их рабочая активность в декабре указывается почти в 2 раза выше, чем у малых предприятий (19,5% против 10,3% опрошенных).
4. Как вы оцениваете уровень развития отрасли, в которой работает ваше предприятие?
Оценки уровня развития отраслей очень похожи: то, что отрасль развита очень хорошо, указали 18% индивидуальных предпринимателей и 16% малых предприятий, очень хороший уровень развития отрасли по 31%, средний уровень 36% и 35% соответственно, недостаточный по 9% и слабый 5% и 7%.
5. Когда впервые было зарегистрировано Ваше предприятие?
Годом, когда было зарегистрировано наибольшее количество индивидуальных предпринимателей, является 1998 (16% предпринимателей), а для малых предприятий - 2002 г. (13%). Более 50% индивидуальных предпринимателей были зарегистрированы с 1997 по 2002 гг. и более 50% малых предприятий с 1998 по 2002 гг. Исследование показало, что наблюдается обратно пропорциональная зависимость: когда регистрируется больше индивидуальных предпринимателей, появляется меньше малых предприятий и наоборот (за исключением 1998 г.).
6. Среднее количество времени и средств на регистрацию предприятия.
Что удивительно, в среднем предпринимателям требуется больше времени для регистрации – 33 дня против 29 у малых предприятий. У обоих чаще всего указывался срок в 30 дней. Однако стоимость регистрации значительно выше у малых предприятий: в среднем официально малые предприятия платили 400 долл. (165 долл. у индивидуальных предпринимателей), а всего пришлось заплатить 938 долл. (против 262).
9. Основные трудности, связанные с началом предпринимательской деятельности.
В качестве основных трудностей предприниматели чаще, чем малые предприятия называют отсутствие средств (35% против 29%) и помещений (20% против 12%). И наоборот, получение лицензий, разрешений или сертификатов чаще является препятствием для малых предприятий (28% против 21%), также как и регистрация (14% и 12%).
11. Где произведено оборудование.
Различия по месту, где произведено оборудование, довольно существенны. Предприниматели значительно чаще указывают, что их оборудование произведено в Российской Федерации (39% против 22% у малых предприятий) и в других странах СНГ (5% против 3%). Треть малых предприятий пользуется оборудованием из стран, не входящих в СНГ, в то время как у индивидуальных предпринимателей этот показатель составляет 12%.
12. Какого рода технологии в производстве товаров и организации работ, услуг используются на предприятии.
На малых предприятиях больше используют усовершенствованные технологии (15% у малых предприятий и 6% у предпринимателей) и уникальные разработки (11% у малых предприятий и 3% у предпринимателей).
13. Наличие компьютеров и собственных ресурсов в интернет.
В целом, малые предприятия значительно более компьютеризированы, чем индивидуальные предприниматели. Персональными компьютерами обладают 87% малых предприятий против 54% у индивидуальных предпринимателей. Причем 2/3 тех индивидуальных предпринимателей, которые имеют компьютер, пользуются только 1 ПК, в то время как малых предприятий с 1 ПК менее половины. В среднем на 1-го предпринимателя приходится 1,2 ПК (2,2 если учитывать только тех, кто имеет ПК и не брать в расчет тех, кому он не нужен), на 1 малое предприятие 3,1 (3,6). Выход в интернет имеется у 55% малых предприятий (в том числе 17% через выделенную линию) и 27% и 7% соответственно у предпринимателей. Адрес электронной почты существует у 38% малых предприятий (21% у предпринимателей) и собственная Web-страница в интернет у 20% (4% у предпринимателей).
14. Форма собственности используемых помещений.
С используемыми помещениями наблюдается довольно интересная ситуация. Индивидуальные предприниматели в среднем реже, чем малые предприятия используют офисные, складские или производственные площади, но если используют, то чаще имеют их в собственности и, соответственно, реже арендуют. Так, более трети предпринимателей не используют в своей деятельности офисных помещений, но 20% из остальных купили их в собственность и 38% арендуют. 17% малых предприятий купили в собственность офисные помещения и 67% их арендуют. Также 20% предпринимателей купили в собственность складские помещения (11% малых предприятий), 44% арендуют (40%) и 31% не имеет подобных площадей совсем (42%). 17% предпринимателей купили в собственность производственные помещения (14% малых предприятий), 39% арендуют (27%) и 40% не используют подобных помещений в своей деятельности (51%).
15. Среднесписочная численность работников за последние 12 месяцев (с учетом совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера).
У индивидуальных предпринимателей занято 30% и, соответственно, у малых предприятий 70% от общей численности занятых у опрошенных субъектов малого предпринимательства. В среднем при прочих равных условиях на одного ИПБОЮЛ приходится 9,2 человека, а на одно малое предприятие 21,8.
16. Возраст сотрудников.
По возрастным параметрам предприниматели и малые предприятия очень схожи. Единственное отличие в том, что средняя верхняя планка возраста рядовых работников и руководящего звена на малых предприятиях на 4 года выше.
17. Учитывается ли возраст при приеме персонала на работу.
В связи с вышесказанным, верхняя планка возраста, после которой стараются не брать работников на малые предприятия, на 5 лет выше, чем у индивидуальных предпринимателей и составляет 47 лет против 42.
18. Уровень образования персонала.
По уровню образования малые предприятия значительно отличаются от индивидуальных предпринимателей. При этом нужно учитывать то, что разница в количестве занятых также велика. Так, в среднем на малых предприятиях 2,1 человека имеют среднее и незаконченное среднее против 1,4 у индивидуальных предпринимателей, 3,4 профессионально-техническое (против 2,2 у предпринимателей), 4,5 среднее специальное (2,1 у предпринимателей), 3,3 высшее техническое (0,8 у предпринимателей), 1,3 высшее экономическое (0,4 у предпринимателей) и т.д.
23. Процент женщин среди работников предприятия.
Среди предпринимателей заметно больше женщин, чем на малых предприятий. У предпринимателей занято 54% женщин и 46% мужчин. Среди руководителей предприятия у предпринимателей занято 44% женщин и 56% мужчин. Среди занятых на малых предприятий 38% работников женского пола, остальные мужского. Также 74% руководителей малых предприятий - это мужчины.
26. Где находятся реальные и потенциальные потребители продукции (работ, услуг) предприятия.
Целевая группа потребителей у индивидуальных предпринимателей сильно смещена в сторону локальных рынков, тогда как у малых предприятий больше внерегиональных связей. 94% предпринимателей указывают на то, что их клиенты находятся внутри Свердловской области, в том числе 80% в том же городе. У малых предприятий внутри региона находятся 80% клиентов (47% в том же городе). 3% малых предприятий осуществляют внешнеэкономическую деятельность, в то время как эта цифра составляет менее процента у индивидуальных предпринимателей, и на другие регионы России приходится 15% потребителей, против 3% у предпринимателей.
36. Пути привлечения клиентов.
Нужно отметить, что малые предприятия активнее ведут рекламную деятельность и в целом более активны в привлечении клиентуры. Они реже, чем предприниматели указывают, что ничего не делают для привлечения потребителей своей продукции и реже полагаются на то, что потребители сами их найдут.
37. Где вы рекламируете свою продукцию.
Малые предприятия чаще пользуются рекламой, чем индивидуальные предприниматели. 9% малых предприятий указывают, что не рекламируют, т.к. не нуждаются в рекламе, то же самое указали 16% предпринимателей. У малых предприятий больше денежных средств для рекламы: так 3% малых предприятий указывают, что не рекламируют свою продукцию из-за того, что реклама для них слишком дорого стоит, в то время как среди индивидуальных предпринимателей таких оказалось 16%. К тому же, малые предприятия пользуются более широким арсеналом средств для рекламы своей продукции (работ, услуг).
38. Источники деловой информации.
Малые предприятия гораздо чаще пользуются различного рода деловой информацией, только 9% малых предприятий заявили, что в ней не нуждаются против 28% у индивидуальных предпринимателей. При этом для 6% малых предприятий информация недоступна из-за высоких цен (4% у предпринимателей). Ни одно малое предприятие не отметило, что для поиска информации они не имеют возможностей, в то время как это сделали 4% предпринимателей. Малые предприятия пользуются более продвинутыми путями получения необходимой информации: из узкоспециализированных изданий в 24% случаев (против 13% у индивидуальных предпринимателей), из Интернет 19% (11%), в бизнес-центрах, ассоциациях 7% (3%). И наоборот, предприниматели больше используют личные связи, 22% против 16% у малых предприятий. 31% индивидуальных предпринимателей и 42% малых предприятий заявили, что никаких трудностей с получением деловой информации не испытывают.
40. Использование услуг сторонних специалистов и специализированных компаний.
Предприниматели в 2 раза реже пользуются услугами сторонних специалистов и специализированных компаний, чем малые предприятия (12% против 25%). В частности, услугами в области финансов и бухучета пользуются 43% малых предприятий и 25% индивидуальных предпринимателей, в области аудита 21% и 6%, права 42% и 18%, страхования 17% и 10%, исследованию рынка 18% и 6%, оценки и/или продажи недвижимости 7% и 4%.
41. Необходимость получения специальных знаний для ведения бизнеса.
На малых предприятий больше ощущают необходимость получения образования по профилю деятельности фирмы (67% против 60%).
42. Степень личной информированности респондента о налоговом законодательстве в сфере деятельности предприятия.
Предприниматели оценивают свои знания в области налогового законодательства ниже, чем те респонденты, которые работают на малых предприятий. Разброс оценок получился следующий: от очень хорошего уровня до хорошего - 40% ответивших у малых предприятий против 25% у предпринимателей; и от неудовлетворительного до “вообще не знаком” - 9% против 17%.
44. Налоги и платежи, которые беспокоят в наибольшей степени.
Налог на прибыль является наиболее заметным в налоговых выплатах малых предприятий (28%), в то время как индивидуальными предпринимателями озабочены им меньше (23%). В то же время, единый налог на вмененный доход является более значимым у индивидуальных предпринимателей (22%), чем у малых предприятий (8%). И наоборот, выплаты налога на добавленную стоимость у малых предприятий составляет более значительную величину, чем у предпринимателей (23% против 17%), как и земельный налог (6% и 3% соответственно) и налог на имущество (6 и 1).
47. Система налогообложения предприятия.
На обычной системе налогообложения работают 64% малых предприятий (19% индивидуальных предпринимателей), на упрощенной 20% (13%) и на ЕНВД 16% (66% предпринимателей).
48. Имеете ли вы право в соответствии со статьей 26.2 Налогового кодекса РФ с 1 января 2003 г. перейти на упрощенную систему налогообложения.
Перейти на упрощенную систему налогообложения имеют право 85% индивидуальных предпринимателей и 64% малых предприятий.
49. Если да, то написали ли вы заявление для перехода на упрощенную систему налогообложения.
66% индивидуальных предпринимателей и 42% малых предприятий написали заявление на переход на упрощенную систему налогообложения.
51. Как отразится отмена единого налога на вмененный доход на вашей деятельности.
Более половины предпринимателей (52,4%) и 19% малых предприятий отметили, что отмена единого налога на вмененный доход отрицательным образом повлияет на их деятельность, добавит проблем, создаст больше работы с отчетностью, снизит рентабельность предприятия. 15% малых предприятий (против 2% предпринимателей) отметили, что отмена ЕНВД особенным образом не отразится на их деятельности.
52. Суммарное количество времени и средств на получение лицензий и официальных разрешений.
Малым предприятиям требуется больше разрешений для своей деятельности. Только 18% указали, что им не требуются лицензии и разрешения, в то время как эта цифра у индивидуальных предпринимателей составила 33%. Суммы, которые приходится выплачивать при получении разрешений также больше у малых предприятий: в среднем официальные выплаты составляют 508 долл. (355 долл. у предпринимателей), общая сумма платежей составляет 929 долл. (501 долл.).
53. Частота проверок контрольными инстанциями за последние 12 месяцев.
Четверть малых предприятий указали, что к ним ни разу никто не приходил, в то время как о подобном заявили только 7% предпринимателей. В среднем частота проверок у индивидуальных предпринимателей также выше, их посетили 1,23 раза против 0,5 раза у малых предприятий. Таким образом частота проверок предпринимателей более чем в 3 раза превышает частоту проверок предприятий. При этом количество выявляемых нарушений у предпринимателей такое же, как и у юридических лиц.
55. Текущее финансовое положение предприятия.
Малые предприятия склонны более положительно оценивать свое текущее финансовое положение: 17% малых предприятий и 10% индивидуальных предпринимателей характеризуют свое текущее финансовое положение как хорошее и очень хорошее. Как среднее 67% малых предприятий и 72% предпринимателей.
57. Основные виды задолженностей.
В целом, малые предприятия характеризуются большим объемом долгов, чем индивидуальные предприниматели. 68% предпринимателей и 54% малых предприятий отмечают, что ни перед кем у них задолженностей нет. Основными являются долги перед другими предприятиями, однако у малых предприятий значительный вес имеют также задолженность по заработной плате и налогам.
58. Основные долги предприятию.
41% малых предприятий и 70% индивидуальных предпринимателей отмечают, что им никто не должен. При этом наибольшую долю составляют долги покупателей и заказчиков за предоставленные товары (работы и услуги), это отмечают 38% малых предприятий и 17% индивидуальных предпринимателей. На втором месте находятся задолженности других фирм по прочим долгам (12% у малых предприятий).
59. Займы за последние 2 года.
Исследование показывает, что индивидуальные предприниматели чаще обращались за кредитами и, соответственно, им чаще удавалось их получить. В банки обращались 31% предпринимателей (26% получили), к частным лицам 22% (20% получили), в фонды поддержки предпринимательства 4% (3%). Малые предприятия несколько меньше обращались в банки – 25% (21% получили), к частным лицам 15% (14%) и к другим предприятиям 3% (3% ). Заметно, что у предпринимателей отмечается более частое обращение к частным лицам. 41% индивидуальных предпринимателей и 55% малых предприятий никуда не обращались.
61. Источники стартового капитала.
Основными источниками стартового капитала у малых предприятий являются вклады учредителей (64%) и займы у физических лиц (родственников, друзей, знакомых и т.п.) (24%). У индивидуальных предпринимателей отмечается противоположная ситуация: 51% - займы у физических лиц, 32% - вклады учредителей. Кредиты банков в качестве источников стартового капитала у предпринимателей составляют 7% и у малых предприятий 5%.
68. Наличие организаций поддержки предпринимательства в городе.
Предприниматели больше осведомлены о том, что в их городе действуют организации поддержки предпринимательства (23% против 17% малых предприятий). Они же, чаще, чем малые предприятия, пользуются услугами таких организаций (10,2% и 5,7% соответственно) и реже отмечают, что те виды услуг, которые предоставляются такими организациями им не подходят (5,7% и 12,7%) или что они не нуждаются в таких услугах (14,6% и 27,3%).
Исследование продемонстрировало, что малые предприятия по большинству параметров превосходят индивидуальных предпринимателей. Это касается как имущественного комплекса, так и глубины вовлечения в сферу социально-экономических отношений Свердловской области. Малые предприятия лучше обеспечены оборудованием, помещениями, оргтехникой, они используют более совершенные технологии. Кроме того, малые предприятия больше, чем предприниматели занимаются сложными видами деятельности, т.е. теми, которые требуют различного рода разрешений и согласований. Также, малые предприятия в 2 раза больше используют услуги сторонних специалистов и специализированных компаний, чаще обращаются к средствам рекламы и пользуются деловой информацией. Кроме того, малые предприятия превосходят предпринимателей по количеству занятых и по уровню образования персонала. Индивидуальные предприниматели характеризуются направленностью на локальные рынки, преимущественно на свой населенный пункт. Также предприниматели характеризуются тем, что у них гораздо больше, чем у малых предприятий занято женщин и молодежи. Что касается знания организаций поддержки предпринимательства, то предприниматели лучше о них осведомлены и чаще пользуются услугами подобных организаций.