Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Социальный портрет предпринимателя г. Новокузнецка

Новокузнецкий городской фонд поддержки малого предпринимательства
Автономная некоммерческая организация
Центр интеллектуальной поддержки предпринимателей


Ответственный исполнитель: Урбан О.А.
Кандидат философских наук, доцент,
Зав. кафедрой гуманитарных дисциплин СФ МИЭП


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ >>>

1. АНАЛИЗ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ >>>

1.1.Отношение горожан к малому бизнесу как социальному явлению >>>

1.1.1. Восприятия горожанами малого бизнеса как социального явления >>>

1.1.1.1. Представления горожан о социальном потенциале малого бизнеса в Новокузнецке >>>

1.1.1.2. Представления горожан о перспективах развития малого бизнеса в городе >>>

1.1.1.3. Эмоциональное восприятие малого бизнеса >>>

1.1.1.4. Отношение население к развитию малого бизнеса в целом >>>

1.1.2. Ориентация населения на занятость в малом бизнесе >>>

1.1.2.1. Установка на занятие предпринимательством (создание собственного дела) >>>

1.1.2.2. Установка на работу по найму в малом бизнесе >>>

1.2. Образ предпринимателя в общественном мнении населения >>>

1.2.1.Эмоциональная оценка предпринимателей >>>

1.2.2. Рациональная оценка предпринимателей >>>

1.2.2.1.Оценка материального положения предпринимателей >>>

1.2.2.2. Оценка морально-правовых качеств предпринимателей >>>

1.3. Рейтинг проблем потребителей услуг, товаров предприятий малого бизнеса >>>

1.4. Динамика отношения населения г.Новокузнецка к малому бизнесу и предпринимателям >>>

2. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ >>>

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемная ситуация. Поддержка развития малого предпринимательства, в том числе на уровне отдельных административно-территориальных единиц имеет общегосударственное значение. Развитие малого предпринимательства в Новокузнецке является одним из важных инструментов решения ряда социально-экономических проблем города (создание новых рабочих мест; пополнение местного бюджета за счет налоговых поступлений; повышение доходов населения за счет самостоятельной хозяйственной деятельности; снижение уровня социальной напряженности и др.). Специализированные структуры, отвечающие за разработку и реализацию программ поддержки и развития малого предпринимательства в городе, должны иметь достоверную информацию:

Во-первых, о состоянии малого бизнеса в Новокузнецке, которое отражено в разного рода статистических источниках и мнении самих предпринимателей.

Во-вторых, о состоянии общественного мнения горожан относительно малого бизнеса и самих предпринимателей.

Известно, одним из важных факторов развития предпринимательства является благоприятный социальный климат, то есть общественное мнение, выступающее в формах позитивных суждений о малом бизнесе. Благоприятный социальный климат выполняет следующие функции по отношению к развитию малого бизнеса:

  • экспрессивную (благоприятное общественное мнение, занимая определенную позицию по отношению к малому бизнесу, придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность данных институтов);
  • рекрутирующую (благоприятное общественное мнение оказывая влияние на формирование индивидуальных мнений привлекает в сферу предпринимательства новые силы).

Общественное мнение как отношение социальных групп к проблемам, представляющим для них непосредственный интерес, проявляется сначала в суждениях, затем в действиях. Поэтому общественное мнение отражает не только определенный уровень знаний людей по конкретному вопросу (малый бизнес в целом, его возможности для развития города и пр.), но и фиксирует отношение (активное, пассивное) к объекту мнения, образуя своеобразное единство рационального, эмоционального и волевого компонентов.

Таким образом, изучение общественного мнения дает возможность определить социальный потенциал среды функционирования и развития малого бизнеса в Новокузнецке. Следует так же отметить, что общественное мнение по отношению к конкретному социальному явлению или объекту чувствительно к разного рода факторам (социально-экономическим и политическим), поэтому оно изменчиво во времени. Мониторинг общественного мнения создает возможность для управленческих органов отслеживать динамику ситуации в малом бизнесе, отраженную в сознании горожан, дает информацию для выработки управленческих решений при разработки стратегии и тактики развития малого бизнеса в городе.

В июне 2000 года в г. Новокузнецке по заказу НГФПМП было проведено социологическое исследование с целью изучения отношения горожан к развитию малого предпринимательства в городе. За прошедший период произошли изменения в государственной политике по отношению к малому бизнесу в направлении его поддержки и расширения сферы деятельности за счет вхождения в рынок новых предпринимателей. Это не могло не отразиться на состоянии общественного мнения.

Таким образом, проблема исследования имеет гносеологический характер, обусловленный недостатком информации о состоянии общественного мнения относительно малого бизнеса в городе Новокузнецке и его динамике за истекший период.

Проблема исследования.

Какова динамика и состояние общественного мнения относительно малого бизнеса в Новокузнецке.

Объект исследования.

Население города Новокузнецка

Предмет исследования.

Мнение горожан о малом бизнесе и предпринимателях.

Цель исследования.

Изучить мнение горожан о малом бизнесе и предпринимателях в динамике.

Задачи исследования:

  1. Оценить социальный потенциал малого бизнеса в Новокузнецке.
  2. Выявить представление населения о предпринимателях (оценка моральных качеств, эмоциональное отношение, представление об уровне доходов).
  3. Определить ориентацию населения на работу по найму в малом бизнесе.
  4. Выявить установку горожан на организацию собственного дела.
  5. Установить причины негативной установки на организацию собственного дела.
  6. Выявить оценку населения малого бизнеса (эмоциональная оценка, удовлетворенность работой частных предприятий, причины неудовлетворенности, рейтинг проблем во взаимоотношении с малыми предприятиями).
  7. Выяснить мнение населения о перспективах развития малого бизнеса в Новокузнецке.
  8. Показать динамику общественного мнения населения относительно малого бизнеса в Новокузнецке.

Основные понятия исследования, их интерпретация.

Общественное мнение – это отношение социальных групп к проблемам, представляющим для них непосредственный интерес, практическое значение проявляется сначала в суждениях, затем в действиях. Общественное мнение имеет сложную структуру, которая включает когнитивный элемент – знания, эмоциональный элемент – чувства, эмоции, настроения; аксеологический элемент – оценки и поведенческий готовность действовать определенным образом. (См.: Социология \ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко.- М.:ЮНИТИ.-с.260-263)

На уровне операциональной интерпретации эмпирическими индикаторами (то, что замеряется социологическими методами) общественного мнения относительно малого бизнеса являются:

  • Представления горожан о социальных возможностях малого бизнеса в Новокузнецке и перспективах его развития.
  • Восприятие малого бизнеса как социального явления (на эмоциональном и рациональном уровнях).
  • Рейтинг проблем потребителей услуг, товаров предприятий малого бизнеса
  • Отношение к субъекту предпринимательской деятельности (на эмоциональном и рациональном уровнях).
  • Сравнительная оценка материального статуса предпринимателей со своим статусом.
  • Установка на занятие предпринимательской деятельностью.
  • Установка на работу по найму в малом бизнесе.

Предприниматель – владелец капитала, занимающийся управлением предприятия для продажи товаров или услуг ради прибыли. (Большой толковый социологический словарь\Дэвид Джери, Джулия Джери.- М.:ВЕЧЕ-АСТ,-Т.2,с.72).

Согласно эмпирическому изучению предприниматели не составляют однородной категории, включая в себя самостоятельных работников, мелких предпринимателей, собственников-управляющих и собственников-директоров. Таким образом, к субъектам малого бизнеса относятся категории самостоятельных работников (производителей), то есть те, кто не нанимает работников, но владеет средствами производства, мелкие предприниматели, те, кто нанимает работников, коллективные предприниматели (партнеры).

Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом. Статус предпринимателя приобретается после регистрации субъекта в порядке, установленном законодательными актами.

Социальный портрет (предпринимателя) - совокупность различных социально-экономических, поведенческих, культурных признаков типичных для представителей данной социальной группы.

Малое предприятие.

В Федеральном законе от 14 июня 1995 года “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” дано определение малых предприятий.

Статья 3. Субъекты малого предпринимательства

1. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности -100 человек;
  • в строительстве -100 человек;
  • на транспорте -100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица,
занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Малое предприятие может быть создано в определенной организационно правовой форме:

  • юридического лица: товарищества, ООО, АО, ЗАО;
  • индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Рейтинг – числовая оценка значимости какого-либо явления относительно других, аналогичных ему, то есть числовой показатель уровня оценок кого-либо или чего-либо (Социологический энциклопедический словарь\Под ред. Г.В.Осипова. – М.ИНФРА-М-НОРМА, 1998, с. 299).

Рейтинг проблем – расположение проблем в порядке убывания (или возрастания) их значимости в континууме от 0 до 100%. Значение рейтинга 0 % соответствует полному отсутствию значимости проблемы среди изучаемой группы. Значение рейтинга 100% соответствует абсолютной значимости проблемы среди изучаемой группы предпринимателей.

Для измерения рейтинга используются разные методики, позволяющие измерить силу отношения к изучаемому объекту, идее, явлению и пр. В данном исследовании рейтинг измерялся по вопросам, в вариантах ответах которых отражается частота возникновения той или иной проблемы при потреблении товаров, услуг предприятий малого бизнеса. При обработке каждому варианту ответа задавались соответствующие веса.

Итоговый рейтинг проблем подсчитывался суммированием взвешенных оценок респондентов с последующим делением полученного числа на количество респондентов в выборке и умножением на 100%.

Основной метод сбора информации – опрос, вид опроса - интервьюирование.

Тип исследования – выборочное. Вид выборки – вероятностная. Метод отбора – случайный отбор на точках.

Генеральная совокупность - жители г. Новокузнецка.

Общая численность жителей г. Новокузнецка – 584000 чел.

В соответствии с расчетами В.И.Паниотто, репрезентативной выборки с допущением 5% ошибки (См.: В.А. Ядов. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995, - с 73), практикой проведения уличных опросов в гг.Новосибирске, Кемерово, Красноярске, в Новокузнецке объем выборочной совокупности рассматривается как достаточный уже в 700 человек.

Выборочная совокупность: 1800 человек, что вполне соответствует требованиям репрезентативности для обеспечения дробности группировок анализа.

Описание методики опроса. Уличный опрос проводился по сценарию Л. Кесельмана (“Центр изучения и прогнозирования социальных процессов”, Санкт-Петербург). Практика опросов в Кемерово, Новокузнецке, Новосибирске по данному сценарию показала, что репрезентативность выборки соблюдается при правильном выборе точек опроса и качественной работе интервьюеров.

Правила отбора точек предполагает следующее:

Точки должны быть расположены по всей территории города, находиться в типичных жилых массивах.

Не нужно выбирать точки на остановках или около магазина, где большое скопление людей, лучше выбрать точку немного подальше, 200-300 метров от магазина, остановки - это даст возможность интервьюеру провести интервью без лишних помех.

Не следует выбирать точки, где скапливаются специфические категории населения (райсобесы, кинотеатры, институты, техникумы и т.п. ).Целесообразно выбирать точки в жилых районах, не только в многоэтажных, но и в частном секторе.

Количество точек определяется в зависимости от числа респондентов, но нельзя опрашивать на одной точке более 20-30 человек. Кроме того, для того чтобы в выборку попали все слои населения, нужно выбрать точки во всех районах города. В каждом городе нужно определить оптимальное количество точек, учитывая количество административных районов города, число жителей в этих районах и объем выборки.

Отбор респондентов на точке производятся случайным образом. Интервьюер не должен ориентироваться на какую-либо половозрастную группу, т, к. у интервьюеров есть склонность опрашивать людей молодого возраста и людей с высшим образованием, что связанно с тем, что эти категории более привлекательны для интервьюера и легче идут на контакт. Интервьюер должен опрашивать всех прохожих не зависимо от их возраста, внешнего вида и не делать каких-либо предпочтений, т.к. от этого зависит качество полученной информации.

Если соблюдалось условие случайного отбора, то характеристики выборочной совокупности по полу, возрасту, образованию должны совпасть с подобными характеристиками генеральной совокупности или иметь допустимые отклонения.

Логическая структура анкеты

№ п\п
Операциональные понятия

Индикаторы

Тип шкалы измерения

№ вопроса в анкете

1. Отношение к малому бизнесу:

  • Представления о социальном потенциале малого бизнеса в Новокузнецке.
  • Перспективы развития малого бизнеса в городе
  • Эмоциональное восприятие малого бизнеса
  • Отношение к малому бизнесу в целом




Суждения о социальных последствиях развития малого бизнеса


Высокие темпы развития – постепенно заглохнет

Список парных сравнений


Положительное - отрицательное





Номинальная



Ранговая


Ранговая


Ранговая





№1



№12


№9


№11

2. Представления о предпринимателях

  • Эмоциональное отношение
  • Сравнительная оценка экономического статуса предпринимателя
  • Представления о моральных качествах предпринимателей




Перечень чувств к предпринимателю

Оценка материального положения (гораздо лучше – гораздо хуже)

Суждения относительно группы предпринимателей (почти все – очень мало)

 




Номинальная



Ранговая



Ранговая

 




№2



№3



№4

 

3. Ориентация населения на занятость в малом бизнесе:

  • Установка на занятие предпринимательством.
  • Ориентация на виды предпринимательской деятельности.
  • Причины нежелания заняться предпринимательством
  • Установка на работу по найму в малом бизнесе




Желание – отсутствие желания открыть собственное дело

Перечень видов предпринимательской деятельности

Список причин



Перечень видов предприятий




Ранговая



Номинальная



Номинальная



Номинальная




№5



№6



№7



№8

4. Рейтинг проблем потребителей услуг, товаров предприятий малого бизнеса

Перечень проблем

Номинальная

 

№10

5. Социально-демографические характеристики

  • Пол
  • Возраст
  • Социальный статус
  • Самооценка места в социальной стратификации по уровню доходов





Пол

Число лет

Род деятельности

Низший \ высший слой

 





Номинальная

Интервальная

Номинальная

Ранговая





№17

№18

№19

№20

 

1. АНАЛИЗ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

1.1. Отношение горожан к малому бизнесу как социальному явлению

Отношение – сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом или группой какого-либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий. (См.: Филипп Котлер. Основы маркетинга.- Новосибирск: “Наука”, 1992. – с.203) Таким образом, отношение к социальному объекту, явлению или ситуации проявляется через:

  • Восприятие, которое включает в себя как понимание и осмысление самого объекта или явления на основе предшествующего опыта, так и его образ, непосредственно воздействующий на органы чувств (эмоциональный образ). (См. Социологический энциклопедический словарь. – Москва: ИНФРА М-НОРМА, 1998. – с.45);
  • Связанную с восприятием готовность действовать тем или иным образом.

Соответственно отношение горожан к малому бизнесу как социальному явлению измерялось на двух уровнях – восприятия и возможных действий (ориентации населения на занятость в малом бизнесе).

1.1.1. Восприятия горожанами малого бизнеса как социального явления

Уровень восприятия измерялся через следующие показатели:

  • Представления горожан о социальном потенциале малого бизнеса в Новокузнецке
  • Представления горожан о перспективах развития малого бизнеса в городе
  • Эмоциональное восприятие малого бизнеса
  • Отношение к развитию малого бизнеса в целом

1.1.1.1. Представления горожан о социальном потенциале малого бизнеса в Новокузнецке

Социальный потенциал малого бизнеса рассматривался в данном исследовании через выявление социальных последствий го развития для жителей города, то есть того, что конкретно может дать горожанам развитие малого бизнеса в Новокузнецке.

Развитие малого бизнеса в городе может иметь разные социальные последствия для горожан или отдельного жителя, которые можно сгруппировать по признакам:

  • Преимущественно положительные
  • Преимущественно отрицательные
  • Не иметь никаких ощутимых социальных результатов

Респондентам был задан вопрос: “На Ваш взгляд, что даст горожанам и лично Вам развитие малого бизнеса в Новокузнецке?” В качестве вариантов ответа были предложены для выбора как отрицательные, так и положительные аспекты развития малого бизнеса в городе:

  • Создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы
  • Снижение социальной напряженности в городе (уровня тревожности, неуверенности в завтрашнем дне и др.)
  • Улучшение обеспечения населения разнообразными товарами и услугами
  • Снижение цен на товары и услуги за счет конкуренции между предпринимателями
  • Дополнительные налоговые поступления в городской бюджет, что положительно отразится на развитии города
  • Увеличение количества некачественных товаров и услуг на рынке
  • Увеличение масштабов незаконной деятельности (сокрытие налогов, подкуп должностных лиц, продажа поддельных товаров и др. нарушений законодательства)
  • Обнищание большинства за счет обогащения меньшинства
  • Возрастет число людей, не имеющих социальных гарантий на пенсию, больничный лист, отпускные и пр.
  • Увеличится количество “спекулянтов”, “мешочников” в городе, обманывающих народ
  • Ничего не даст, все останется без изменений.

Методика ответа на вопрос (не более пяти вариантов ответа) позволила через расчет частотности выбора ответов респондентами построить рейтинг социальных последствий и тем самым косвенно оценить наличие или отсутствие социального потенциала малого бизнеса в Новокузнецке.

Диаграмма 1

Из диаграммы следует: в общественном мнении горожан преобладают представления, что развитие малого бизнеса в городе приведет в основном к положительным социальным результатам. Эти представления имеют системный характер, отражающий понимание населением тесной взаимосвязи между социально-экономической ситуацией в городе и собственным благосостоянием.

На уровне социально-экономической ситуации города в целом большинство горожан рассматривают развитие малого бизнеса как условие:

  • создания новых рабочих мест, снижение уровня безработицы;
  • дополнительных налоговых поступлений в городской бюджет, что положительно отразится на развитии города

На уровне жизнедеятельности отдельного человека развитие малого бизнеса рассматривается как возможность:

  • удовлетворения собственных потребностей за счет улучшения обеспечения населения товарами и услугами, поставляемыми малыми предприятиями;
  • уменьшения затрат на покупку товаров и услуг за счет снижения их стоимости в результате конкуренции между фирмами.

Количество горожан, связывающих развитие малого бизнеса, прежде всего, с теми или иными отрицательными последствиями не превышает в целом 21%.

Однако, среди горожан, которые акцентируют свое внимание на отрицательных последствиях развития малого бизнеса, большая часть (21%) обеспокоена неполными социальными гарантиями или их отсутствием для людей, работающих на малых предприятиях. Отмеченная проблема порождена не только самими предпринимателями, но и состоянием законодательной базы функционирования малого бизнеса.

Только 10% горожан рассматривают малый бизнес как индифферентное для жизни города и отдельного человека явление.

Отдельно следует отметить невысокий процент респондентов (7%) затруднившихся оценить социальные последствия развития малого бизнеса в Новокузнецке. Этот факт свидетельствует, что в общественном сознании горожан сложилось представление о влиянии малого бизнеса на жизнь города и отдельного человека.

Выявились связи между признаками образование, возраст, экономический статус и оценкой социальных последствий развития малого бизнеса в городе.

  • Чем старше возрастная группа, тем выше оценивается вероятность отрицательных социальных последствий развития малого бизнеса
  • Чем ниже уровень доходов, тем больше мнение смещается в сторону отрицательных социальных последствиях развития малого бизнеса (особенно это ярко прослеживается в группе бедных, то есть в той группе, в которой денег не хватает и на продукты питания)
  • Чем выше уровень образования, тем больше доминирует мнение, что развитие малого бизнеса имеет положительные социальные последствия.

(См.: табл. №№1, 2, 3 в приложении)

Итак, большинство населения рассматривает малый бизнес в качестве инструмента улучшения как социально- экономической ситуации в городе, так и собственного благосостояния. Можно сделать вывод, что в представлении горожан социальный потенциал развития малого бизнеса достаточно высокий, следовательно, в городе формируется благоприятная социальная среда функционирования и развития малого бизнеса.

1.1.1.2. Представления горожан о перспективах развития малого бизнеса в городе

Можно выделить оптимистические и пессимистические прогнозы населения относительно темпов развития малого бизнеса в городе.

К оптимистическим прогнозам относится сценарий – высокие темпы развития малого бизнеса в городе.

Пессимистические прогнозы включают следующие варианты:

  • медленное развитие
  • все останется без изменений (то есть отсутствие как положительной, так и отрицательной динамики в развитии малого бизнеса)
  • постепенно заглохнет

Диаграмма 2

Отметим, горожане (практически все) рассматривают малый бизнес как неотъемлемый элемент социально-экономической жизни города. Только 2% отметили, что он постепенно исчезнет.

Тем не менее, преобладает представление (54%), что перспективы развития малого бизнеса в городе, оцениваемые через темпы его развития, невысокие. Фактически соотношение между оптимистами и пессимистами 1\2.

Отметим довольно большой процент затруднившихся ответить на данный вопрос. Эта группа, в которой не определилось мнение в силу разных причин, в том числе и малозначимости для этой группы проблемы возможных перспектив развития малого бизнеса в городе. В основном в позицию “затрудняюсь ответить” ушли люди с более низким образовательным уровнем, старших возрастных групп (особенно после 50 лет).

1.1.1.3. Эмоциональное восприятие малого бизнеса

Для измерения эмоционального восприятия горожанами малого бизнеса использовался разработанный Осгудом метод семантического дифференциала, который основан на принципе ассоциации между понятием, обозначающим объект оценки, и теми или иными вербальными антонимами, характеризующими направленность и интенсивность оценки. В качестве вербальных антонимов для оценки были предложены следующие пары:

  • грязный – чистый
  • глупый – умный
  • безответственный – ответственный
  • криминальный – законный

Для повышения точности измерения установки при помощи семантического дифференциала между антонимами расположена числовая ось. Для каждой пары антонимов предложена семибальная шкала от – 3 до + 3, позволяющая рассчитывать индексы по каждой шкале и общую оценку интенсивности и направленности установки.

Получены следующие средние значения по шкалам:

  • грязный – чистый - 0,22
  • глупый – умный + 1,25
  • безответственный – ответственный + 1,3
  • криминальный – законный - 0,34

Общая оценка интенсивности и направленности рассчитывалась по формуле:

W=2*Σ xiср /i*(z-1), где:

xiср - средняя арифметическая по i –той шкале;

i – число шкал;

z – число позиций шкалы

W принимает значение от +1 (полностью положительная установка) до -1 (полностью отрицательная установка)

Общая оценка интенсивности и направленности по всей выборке составляет значение:

W = (+) 0,16.

Таким образом, зафиксирована слабо положительная эмоциональная установка горожан в целом относительно малого бизнеса.

Зафиксированы существенные отличия в эмоциональной оценке малого бизнеса различными социально-демографическими группами.

  • С увеличением возраста снижается позитивная оценка малого бизнеса:

Диаграмма 3

  • С увеличением образовательного уровня усиливается позитивная оценка малого бизнеса

Диаграмма 4

  • Чем ниже уровень самооценки дохода, тем ниже оценка.

Диаграмма 5

Самая сильная зависимость в общей оценке интенсивности и направленности установки относительно малого бизнеса существует с экономическим статусом опрашиваемых

Итак, общая эмоциональная установка населения по отношению к малому бизнесу слабо положительная. Причем общую эмоциональную оценку снижают показатели по шкалам “грязный - чистый”, “криминальный - законный”. То есть в эмоционально отрицательном восприятии на уровне ассоциативного мышления в слабо отрицательной степени доминируют характеристики малого бизнеса относящиеся к нарушению норм морали и права.

1.1.1.4. Отношение население к развитию малого бизнеса в целом

Отношение населения к развитию малого бизнеса в городе можно оценить в целом как положительное. Соотношение между группами населения, имеющими полярные позиции (положительное / отрицательное) составляет фактически 9/1. Этот факт свидетельствует о том, что в сознании населения преобладают представления о позитивной роли малого бизнеса в жизни города и конкретного человека.

Почти треть населения (32%) с развитием малого бизнеса связывают как положительные, так и отрицательные явления в жизни города и отдельного человека.

В группе респондентов, затруднившихся определить свое отношение к развитию малого бизнеса, не сформировалась определенная позиция по данному вопросу. Эта та часть населения, которая может перейти в любую группу под влиянием разного рода факторов.

Диаграмма 6

Отличительные социальные характеристики группы горожан, положительно относящихся к развитию малого бизнеса:

Мужчины и женщины представлены почти в равной степени (48,4% и 51,6%); преобладают возрастные группы до 51 года, особенно до 31 года (46,3%); преобладают группы с высоким уровнем образования (с высшим образование 49,5%; со среднепрофессиональным (техникум) - 30,1%); по экономическому статусу преобладают группы, относящиеся к среднему классу и выше (64%), по роду деятельности в большей степени представлены группы, выполняющие преимущественно квалифицированную работу: студенты, предприниматели, служащие высшей и средней квалификации, руководящие работники, техническая интеллигенция.

Отличительные социальные характеристики группы горожан, отрицательно относящихся к развитию малого бизнеса:

Преобладают мужчины (59,9%), возрастные группы после 51, особенно после 61 года (38,6% доля группы после 61 года), высокая доля пенсионеров (47,7%), преобладают люди с начальным профессиональным (ПТУ) (36,4%) и со среднепрофессиональным образованием (22,2%), по экономическому статусу преобладают малообеспеченные (34,1%) и бедные (34,1%); по роду деятельности преобладают группы преимущественно неквалифицированного труда и пенсионеры (47,7%)

1.1.2. Ориентация населения на занятость в малом бизнесе

В качестве показателей поведенческого аспекта отношения к малому бизнесу (направленности возможных действий) были выделены показатели, отражающие определенную ориентацию населения на занятость в малом бизнесе:

  • Установка на занятие предпринимательством
  • Установка на работу по найму в малом бизнесе

1.1.2.1. Установка на занятие предпринимательством (создание собственного дела)

Установлены следующие факты:

  • Почти треть населения желает начать свое собственное дело. Эту часть населения, вероятно можно охарактеризовать как социально активную и ориентированную на реализацию себя как предпринимателя.
  • 9% опрошенных отметили, что имеют свое дело, либо являются соучередителями.

Следует отметить, что названная выше цифра не соответствует официальной статистике по городу о количестве предпринимателей любой формы собственности. Очевидно, собственная идентификация человека с предпринимательством в любой форме не соответствует официально принятым критериям. По-видимому отвечали люди, официально нигде не зарегистрированные.

Диаграмма 7

Отличительные социальные характеристики группы респондентов, ориентированных на предпринимательскую деятельность:

Несколько преобладают женщины (52,7%); основная доля желающих открыть свое дело приходится на возрастные группы до 41 года (78,1%), причем высокая доля возрастной группы до 25 лет (39,4%); соответственно высокая доля студентов (24,1%) преобладают люди с высшим (42,7%) и средним профессиональных образованием (29,1%); по экономическому статусу группы самая большая доля лиц, относящих себя к средней группе (44,4%).

Отличительные социальные характеристики группы респондентов, не ориентированных на предпринимательскую деятельность:

Преобладают женщины (58,9%); возрастные группы начиная с 25 лет представлены приблизительно в равной степени в пределах ошибки выборки, самая низкая доля молодежи до 25 лет (6,6%); относительно других групп меньшая доля людей с высшим образованием и большая доля с начальным профессиональным образованием (ПТУ); самая высокая доля малообеспеченных (38,1%) и бедных (15,9%).

Социальные характеристики группы респондентов, имеющих свое дело:

Преобладают мужчины (71,8%); до 61 года возрастные группы представлены приблизительно в равной степени в пределах ошибки выборки, высокая доля лиц с высшим образованием (49,3%) и средним профессиональным (36,2%); В этой группе нет бедных, самая низкая доля малообеспеченных (9,9%), 90% относят себя по экономическому статусу к среднеобеспеченным и выше.

По видам предпринимательской деятельности, в которых опрошенные респонденты хотели бы открыть собственное дело, лидируют два вида с наиболее высоким уровнем доходности в настоящий момент времени:

  • Оказание различного рода услуг
  • Торгово-закупочная деятельность

Производство в связи с большими инвестиционными затратами на первоначальном этапе развития, большими сроками окупаемости и высоким уровнем инфляции закономерно является малопривлекательным для предпринимательской деятельности.

Посредническая деятельность в связи с ростом уровня профессионализма в деятельности фирм и предприятий и заполнением рыночных ниш также является малопривлекательной для респондентов, которые хотели бы заняться предпринимательством.

Диаграмма 8

Для группы респондентов, не ориентированных на предпринимательскую деятельность, измерялся рейтинг причин отсутствия мотивации на предпринимательство через частотность предложенных респондентам для выбора причин.

Причины отсутствия мотивации на предпринимательскую деятельность можно разделить на две группы:

1. Объективные причины, обусловленные:

  • Состоянием внешней среды, в которой осуществляется предпринимательская деятельность (высокие ставки кредита, высокие налоги, занятые доходные рыночные ниши, нестабильность экономической ситуации в городе, вымогательство со стороны криминальных структур и пр.)
  • Стартовыми требованиями, предъявляемыми к предпринимательской деятельности (наличие капитала для начала собственного дела).

2. Субъективные причины, обусловленные социально-психологическими особенностями самого человека (особенности собственного характера, отсутствие интереса к предпринимательству, отсутствие предпринимательского опыта, отсутствие специальных знаний по бизнесу).

Причем сами причины субъективного характера можно разделить на две группы детерминированные:

  • Социально-психологическими особенностями личности. Они являются базовыми для мотивации на предпринимательскую деятельность (интерес к предпринимательству и особенности характера). Их можно отнести к категории условно постоянных.
  • Недостатком знаний, умений, навыков в предпринимательском виде деятельности. Эти причины могут быть сняты через соответствующую систему обучения предпринимательской деятельности. Эти причины можно классифицировать как условно переменную составляющую мотивации на предпринимательскую деятельность

Диаграмма 9

Как позитивный факт следует отметить, что относительно других причин малозначимыми являются причины, связанные с разными формами вымогательства.

Причина лидер – отсутствие денег для начала собственного дела (48%). Значимость этой причины закономерна на общем фоне социально-экономической ситуации в стране, городе. Эта ситуация характеризуется относительно низким уровнем жизни населения. По результатам самооценки самих респондентов 40,9% относят себя к малообеспеченным или нуждающимся, 36,7% могут позволить себе купить необходимые продукты и одежду, а 12,2% телевизор и холодильник, покупка автомашины недоступна. Только 4,7% могут себе ни в чем не отказывать.

Между тем, данные диаграммы 6 свидетельствуют, что названная респондентами выше причина – отсутствие денег - является лишь “вершиной айсберга”. Скорее всего, ведущей является совокупность причин субъективного характера:

  • Отсутствие интереса к предпринимательству (28%)
  • Отсутствие предпринимательского опыта (25%)
  • Особенности собственного характера (20%)
  • Отсутствие специальных знаний по бизнесу (16%)

Условно постоянные (отсутствие интереса к предпринимательству, особенности собственного характера) и условно переменные (отсутствие предпринимательского опыта, отсутствие специальных знаний по бизнесу) составляющие мотивации на предпринимательскую деятельность распределяются приблизительно в равной степени по выборке.

Таким образом, ориентация или отсутствие ориентации на предпринимательскую деятельность в первую очередь обусловлена субъективными факторами, свойствами самой личности. Объективные факторы создают благоприятные или неблагоприятные условия для формирования соответствующей мотивации человека.

В этом отношении эффективное функционирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубатора, консалтинговых, обучающих структур и пр.) создаст благоприятные условия для вхождения в рынок мотивированной на предпринимательство части населения, которая ограничена в своих желаниях и возможностях недостатком соответствующих знаний и опыта.

1.1.2.2. Установка на работу по найму в малом бизнесе

Коммерческое (частное) или государственное предприятие для устройства на работу - это противопоставление не вполне корректно. Тем не менее, решение вопроса и приоритетности государственного или коммерческого предприятия при решении проблемы собственного трудоустройства в ситуации альтернативного выбора отражает разные установки населения, разное отношение к секторам экономики, обусловленное особенностями экономического сознания.

В данном исследовании респондентам был задан вопрос: “Если бы у Вас был выбор, где Вы предпочли бы работать?”.

Диаграмма 10

В общественном сознании горожан не сложилось общего мнения о приоритетности своего трудоустройства на определенном типе предприятия в ситуации жесткого альтернативного выбора. Практически в равной степени респонденты ориентированы на разные типы предприятий, относящиеся к разным секторам экономики. 20% респондентов, которые выбрали позицию “трудно сказать”, со временем могут принять для себя одну из названных выше позиций в зависимости от конъюнктуры рынка труда.

Итак, отсутствует определенная тенденция в ориентации населения на выбор типа предприятия при решении вопроса своего трудоустройства. Фактически нет отличия между коммерческими (частными) и государственными предприятиями с точки зрения привлекательности их для трудоустройства в сознании горожан. Это свидетельствует о том, что у частного бизнеса, в том числе и малого существует достаточный кадровый резерв для развития. Более того, выявлены отличия в социальных характеристиках респондентов, ориентированных на работу в разных типах предприятий.

Отличительные социальные характеристики респондентов, ориентированных на работу в коммерческих (частных) предприятиях:

Преобладают мужчины (54,3%); возрастные группы до 41 года, особенно высокая доля возрастной группы до 25 лет (28,1%); начиная с 51 года резко снижается количество желающих работать в коммерческом предприятии; самая высокая доля лиц с высшим образованием (48,5%); доля лиц со средним профессиональным (27,5%) и начальным профессиональным (11,1%); по признаку “род деятельности” - самая высокая доля студентов (18,8%); доля служащих высшей квалификации (10,2%), руководящих работников (3,1%) выше, чем в группе лиц, сделавших выбор в пользу государственных предприятий, соответственно ниже доля гуманитарной (6,8%), технической (4,9%), служащих низшей квалификации.

Отличительные социальные характеристики респондентов, ориентированных на работу в государственных предприятиях:

Преобладают женщины (61,2%); начиная с 41 года повышается количество желающих работать в государственных предприятиях; доля лиц с начальным (16,7%) и средним (36%) профессиональным образованием выше, чем в первой группе; доля лиц с высшим образованием составляет 31,7%. Доли гуманитарной, технической интеллигенции (14,6% и 7,8% соответственно), служащих низшей квалификации (5,6%) больше, чем в первой группе. Доли студентов (4,4%), служащих высшей квалификации (3,1%), руководящих работников (1,9%) меньше, чем в первой группе.

Таким образом, качественные характеристики кадрового потенциала, связанные с социально-демографическими признаками, коммерческих предприятий выше, чем государственных.

1.2. Образ предпринимателя в общественном мнении населения

Представление горожан о предпринимателях измерялось через вопросы, нацеленные на выявление эмоциональной и рациональной оценки предпринимателя. Такой подход обусловлен тем, что отношение к социальному объекту (социальной группе, ее представителям), всегда сопровождается эмоциями, чувствами, которые оказывают влияние не только на понимание, оценку ситуации, но и поведенческую установку человека относительно самого социального объекта.

1.2.1. Эмоциональная оценка предпринимателей

Эмоциональная оценка выявлялась через измерение чувств (положительных и отрицательных эмоций), испытываемых к предпринимателям.

Диаграмма 11

У значительной части горожан (50%) преобладают положительные эмоции по отношению к предпринимателям: отрицательные эмоции вызывают предприниматели у 15% опрошенных респондентов. Отдельно следует отметить, что почти четверть респондентов (26%) не выделяют для себя предпринимателей как отдельную социальную группу для оценивания. Они к предпринимателям относятся не хуже и не лучше, чем ко всем остальным. Этот факт отражает, что социальная группа предпринимателей интегрирована в социальную структуру общества и стала ее элементом наравне с другими традиционными социальными группами. Другими словами, предприниматели уже воспринимаются в общественном сознании как социальная группа, выполняющая определенные функции в новых условиях.

Выявились связи между признаками образование, возраст, экономический статус, род деятельности и эмоциональной оценкой предпринимателей.

  • Начиная с 41 года, доля положительных эмоций (уважения, симпатии) к предпринимателям уменьшается и увеличивается доля отрицательных эмоций (подозрения, презрения, неприязни) Особенно ярко эта тенденция проявляется в возрастной группе после 61 года.
  • С увеличением образовательного уровня, особенно в группе у людей с высшим образованием, повышается положительная эмоциональная оценка предпринимателей.
  • В статусных группах наиболее негативное отношение к предпринимателям отмечается в группах пенсионеров и безработных, наиболее позитивное отношение среди студентов, служащих высшей квалификации. Студенты вообще не проявляют эмоционально отрицательного отношения к предпринимателям. В связи с этим напомню, что именно для этой группы характерна высокая мотивация на предпринимательскую деятельность и на работу в коммерческих предприятиях.
  • С понижением уровня материального положения респондентов увеличивается доля респондентов эмоционально отрицательно настроенных против предпринимателей.

(См.: табл. №№ 4,5,6, 7 в приложении)

Итак, в целом восприятие предпринимателей как представителей определенной социальной группы в общественном мнении горожан преимущественно эмоционально положительное. Более того, почти четверть горожан не выделяют для оценивания предпринимателей как особую группу, ее представители воспринимаются в сознании этой части респондентов наравне с представителями других социальных групп, что отражает факт интегрирования предпринимателей в социальную структуру города.

1.2.2. Рациональная оценка предпринимателей

Рациональная оценка предпринимателей измерялась через сравнительную оценку собственного материального статуса со статусом предпринимателей и оценку морально-правовых качеств предпринимателей.

1.2.2.1. Оценка материального положения предпринимателей

В общественном мнении горожан фактически решена проблема оценки материального статуса предпринимателей, о чем свидетельствует очень низкий процент затруднившихся ответить. В общественном сознании горожан сложилось устойчивое представление о предпринимателях как о людях более обеспеченных, чем другие. Однако, сложившейся социальный стереотип в отношении предпринимателей не всегда адекватно отражает реальную ситуацию. Тем не менее, степень адаптированности предпринимателей к условиям внешней среды гораздо выше, чем основной массы населения города, по мнению самих жителей.

Диаграмма 12

1.2.2.2. Оценка морально-правовых качеств предпринимателей

На степень адаптированности предпринимателей к социальной среде влияют разные факторы:

  • Макроситуационные
  • Внутирифирменные
  • Личностные (деловые и личные качества предпринимателя)

Известно, что макроситуационные условия развития малого бизнеса в стране создают серьезные проблемы для развития предпринимательства, поэтому адаптация к условиям внешней среды требует от предпринимателя определенных профессиональных и морально-правовых качеств.

На основе классификации личностных качеств предпринимателей, влияющих на степень их адаптированности, в литературе разработана типология социальных типов российских предпринимателей, позволяющая дифференцировать их на культурных (цивилизованных) и диких (нецивилизованных). Эта типология строится на трех взаимосвязанных переменных: законопослушности, профессионализме и морально-этических аспектов деятельности. (См.: Душицкий Л.Е. Взаимодействие предпринимателей с условиями среды \\ Социологические исследования. – 1998.- №1.- с. 68-72).

В данном исследовании использованы для оценки горожанами качеств предпринимателя два критерия, которые на эмпирическом уровне представлены в соответствующих строках таблицы 1:

Первый. Соблюдение законов, даже, несмотря на их несовершенство (№№ 2, 5, 6).

Второй. Разборчивость в средствах достижения цели (№№ 1, 3, 4, 7).

Мнение респондентов о предпринимателях города (их моральном облике):

Таблица 1

 

Почти все

Большинство

Меньшинство

Очень мало

Трудно сказать

1. Говорить неправду в интересах своего дела

28,3

42,7

15,6

5,7

7,5

2. Скрывать часть доходов от налогообложения

33,8

46,2

12,6

3,3

4,0

3. Эксплуатировать вне всякой меры чужой труд

10,6

26,6

22,2

20,7

19,7

4. Обмануть партнера

9,5

21,0

29,6

20,7

19,1

5. Подкупить должностное лицо

22,5

40,0

15,6

9,0

12,9

6. Подделать документы

12,0

21,5

22,2

17,2

26,8

7. Обманывать своих клиентов

20,9

28,1

28,0

15,5

7,3

Относительно большой процент затруднившихся ответить по ряду позиций (3,4,6) объясняется, скорее всего, тем, что эта часть респондентов, не сталкиваясь непосредственно с предпринимателями и внутренней спецификой предпринимательской среды, не оценивает соответствующие показатели. По другим позициям мнение горожан более или менее устойчивое, так как это наиболее обсуждаемые в обществе аспекты предпринимательской деятельности.

Критерий законопослушности.

По мнению 80% опрошенных большая часть предпринимателей не соблюдает закон, скрывая доходы от налогообложения. По мнению 62,5% респондентов, большинство предпринимателей способны на подкуп должностного лица. 33,5% считают, что большинство предпринимателей способны подделать документы. Другими словами, местные предприниматели, по мнению горожан, не догматизируют нормы закона, они скорее нецивилизованные по критерию соблюдения законности, чем цивилизованные.

Критерий морально-этический.

По мнению 71 % опрошенных горожан большинство предпринимателей, в том числе почти все могут говорить неправду в интересах дела, 49% респондентов считают, что большинство предпринимателей могут обманывать своих клиентов, 27,2% считают, что большинство вне всякой меры эксплуатируют чужой труд, 30,5% считают, что большинство предпринимателей могут обманывать партнера. По критерию моральности местные предприниматели, с точки зрения горожан, также скорее не цивилизованные, чем цивилизованные.

Таким образом, общественное мнение горожан при оценке предпринимателей имеет в большей мере негативную окраску, образ предпринимателя воспринимается скорее как нецивилизованный, криминально-аморальный. Можно предположить, что относительная успешность адаптации предпринимателей к условиям внешней среды, отраженная в общественном мнении в представлении о более высоком уровне материального статуса предпринимателя по сравнению с большинством населения, является, в том числе, с точки зрения жителей города, результатом внутреннего компромисса большинства предпринимателей с нормами права и морали.

Отмечу, что данные эмоциональной оценки малого бизнеса в целом (см.: с. 12 отчета) совпадают с данными рациональной оценки предпринимателя, то есть в сознании большинства горожан малый бизнес, предпринимательство предстает в большей степени как криминально-аморальное.

Итак, отношение горожан к предпринимателям внутренне противоречиво. Существует противоречие между эмоциональной и рациональной оценкой предпринимателя. В представлении большинства горожан малый бизнес предстает как в большей степени грязный и криминальный, чем чистый и законный; образ предпринимателя воспринимается скорее как не цивилизованный. Но особенности российской действительности, когда нарушение законов становится условием выживания частных предприятий, специфика российского менталитета проявляющаяся в терпимом отношении к обману государства, несоблюдению законов, снимает это противоречие. Можно оценивать малый бизнес как криминальный, но при этом положительно относится к его представителям как к людям предприимчивым, деятельным, заслуживающим уважения.

1.3. Рейтинг проблем потребителей услуг, товаров предприятий малого бизнеса

Рейтинг проблем, с которыми горожане сталкиваются, пользуясь услугами частных предприятий, измерялся через частоту “встречи” с перечисленными в вопросе 10 проблемами. Расчет рейтинга проводился по специальной формуле по шкале от 0 до 100%. Значение рейтинга 0 соответствует полному отсутствию проблемы, значение рейтинга 100% соответствует абсолютной частоте проблемы. Данные рейтинга распределились следующим образом:

Диаграмма 13

Наиболее острые проблемы взаимоотношения горожан с малым бизнесом касаются нравственных аспектов работы сотрудников частных предприятий, что, очевидно, накладывает отпечаток на отношение к частному бизнесу в целом, оценке уровня его цивилизованности.

Гораздо реже клиенты частных предприятий сталкиваются с проблемами, относящимися к организационным моментам работы с потребителем (исполнение сроков заказа, обмен или возврат товара).

1.4. Динамика отношения населения г.Новокузнецка к малому бизнесу и предпринимателям

По заказу НГФПМП в июне 2000 года в г. Новокузнецке было проведено социологическое исследование с целью изучения отношения горожан к предпринимателям и развитию малого бизнеса в городе. Рассмотрим динамику общественного мнения в отношении малого предпринимательства и его субъектов за прошедший период по сопоставимым для сравнения методикам.

Отмечены следующие тенденции в общественном мнении:

1. Произошло повышение в целом эмоциональной оценки горожанами малого бизнеса. Общая эмоциональная оценка изменилась от слабоотрицательной к слабоположительной. Изменилось в положительную сторону эмоциональное восприятие малого бизнеса по шкалам “грязный – чистый”; “криминальный – законный”. Тем не менее, по-прежнему эмоциональный образ малого бизнеса в сознании горожан предстает как в большей степени криминальный, чем законный, грязный, чем чистый.

Таблица 2

 

2000 год

2002 год

Грязный - чистый

-0,55

-0,22

Криминальный - законный

-0,89

-0,31

Общая оценка интенсивности и направленности

-0,04

+0,16

2. В эмоциональной оценке предпринимателей уменьшилась доля горожан эмоционально отрицательно настроенных к предпринимателям (с завистью, с подозрением и неприязнью, с презрением) с 21% до 15%.

3. Окончательно утвердился социальный стереотип о материальном положении предпринимателей как о более высоком, чем у большинства населения города.

4. Не изменилось общественное мнение горожан при оценке морально-правовых качеств предпринимателей, которая в большей мере имеет негативную окраску. По-прежнему образ предпринимателя воспринимается скорее как нецивилизованный, криминально-аморальный.

5. Незначительно увеличилась доля горожан, желающих заняться предпринимательской деятельностью (2000 год – 28%; 2002 год – 31%). Ориентация на виды предпринимательской деятельности практически не изменилась. По сферам деятельности, в которых опрошенные хотели бы открыть собственное дело, по - прежнему лидируют две сферы: оказание различного рода услуг и торгово-закупочная деятельность.

6. Резко уменьшилось количество горожан, которые отрицательно относятся к развитию малого бизнеса в городе с 19% в 2000 до 5,5% в 2002 году.

7. Рейтинг проблем, с которыми горожане сталкиваются, пользуясь услугами частных предприятий, за прошедший период изменился только в пределах ошибки выборки, то есть ситуация во взаимоотношениях предпринимателя (его сотрудников) и клиентов осталась практически неизменной.

Диаграмма 14

Итак, можно сделать общий вывод: в общественном мнении за истекший период с июня 2000 года происходят позитивные изменения в отношении предпринимателей и малого бизнеса. Социальная среда функционирования малого бизнеса в Новокузнецке улучшается.

2. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ

1. Большая часть населения рассматривает малый бизнес в качестве инструмента улучшения как социально- экономической ситуации в городе, так и собственного благосостояния.

На уровне социально-экономической ситуации города в целом большинство горожан считают, что развитие малого бизнеса приведет:

  • к созданию новых рабочих мест, снижению уровня безработицы;
  • к дополнительным налоговым поступлениям в городской бюджет, что положительно отразится на развитии города.

На уровне жизнедеятельности отдельного человека развитие малого бизнеса большинством населения рассматривается как возможность:

  • удовлетворения собственных потребностей за счет улучшения обеспечения населения товарами и услугами, поставляемыми малыми предприятиями;
  • уменьшения затрат на покупку товаров и услуг за счет снижения их стоимости в результате конкуренции между фирмами.

Меньшая часть населения, не превышающая в целом 21%, связывает развитие малого бизнеса в городе с отрицательными социальными последствиями. Прежде всего, эта часть населения обеспокоена неполными социальными гарантиями или их отсутствием для людей, работающих на малых предприятиях.

Таким образом, в представлении горожан социальный потенциал развития малого бизнеса достаточно высокий, а, следовательно, в городе формируется благоприятная социальная среда функционирования и развития малого бизнеса.

2. Несмотря на относительно высокую оценку социального потенциала малого бизнеса, в общественном мнении преобладает представление (54%), что темпы развития малого бизнеса в городе будут невысокими. Фактически при оценке перспектив развития малого бизнеса в городе соотношение между оптимистическими прогнозами (высокие темпы развития) и пессимистами (медленное развитие, отсутствие как положительной, так и отрицательной динамики в развитии малого бизнеса) - 1\2.

Тем не менее, в сознании горожан малый бизнес рассматривается уже как неотъемлемый элемент социально-экономической жизни города. Только 2% отметили, что он постепенно исчезнет.

3. Общая эмоциональная установка населения по отношению к малому бизнесу слабо положительная. Причем в эмоциональном восприятии на уровне ассоциативного мышления в слабо отрицательной степени доминируют характеристики малого бизнеса относящиеся к нарушению норм морали и права.

4. В целом отношение населения к развитию малого бизнеса в городе можно оценить как положительное. Соотношение между группами населения, имеющими полярные позиции (положительное / отрицательное) составляет фактически 9/1. Этот факт лишний раз свидетельствует о том, что в сознании населения преобладают представления о позитивной роли малого бизнеса в жизни города и конкретного человека. Почти треть населения (32%) с развитием малого бизнеса связывают как положительные, так и отрицательные явления.

5. Кадровый потенциал развития малого бизнеса в городе высокий:

  • Почти треть населения имеют установку на предпринимательскую деятельность (хотят начать свое собственное дело). Эту часть населения, вероятно можно охарактеризовать как социально активную и ориентированную на реализацию себя как предпринимателя. По видам предпринимательской деятельности, в которых опрошенные респонденты хотели бы открыть собственное дело, лидируют два вида с наиболее высоким уровнем доходности в настоящий момент времени: оказание различного рода услуг; торгово-закупочная деятельность
  • 9% опрошенных отметили, что имеют свое дело, либо являются соучредителями, что не соответствует официальной статистике по городу о количестве предпринимателей любой формы собственности. Очевидно, собственная идентификация человека с предпринимательством в любой форме не соответствует официально принятым критериям. По-видимому, отвечали люди, официально нигде не зарегистрированные.
  • Респонденты при решении проблемы трудоустройства в ситуации жесткого альтернативного выбора практически в равной степени ориентированы на разные типы предприятий (государственное и частное), относящиеся к разным секторам экономики. Это свидетельствует о том, что у частного бизнеса, в том числе и малого, существует достаточный кадровый потенциал для развития. То есть, по оценкам респондентов, социальная база для развития малого бизнеса в городе довольно широкая.

Более того, качественные характеристики кадрового потенциала, связанные с социально-демографическими признаками, коммерческих предприятий выше, чем государственных.

6. Для группы респондентов, не ориентированных на предпринимательскую деятельность (42%), выделились две группы причин отсутствия мотивации на предпринимательство.

1. Объективные причины, обусловленные:

  • Состоянием внешней среды и стартовыми требованиями, предъявляемыми к предпринимательской деятельности, (отсутствие капитала для начала собственного дела, высокие налоги).

2. Субъективные причины:

  • Условно постоянные, которые являются базовыми для мотивации на предпринимательскую деятельность (интерес к предпринимательству и особенности характера) и обусловлены социально-психологическими особенностями личности.
  • Условно переменные, которые детерминированы недостатком знаний, умений, навыков в предпринимательском виде деятельности.

Причина лидер – отсутствие денег для начала собственного дела (48%). Между тем, эта причина является лишь “вершиной айсберга”. Скорее всего, ведущей является совокупность причин субъективного характера:

Условно постоянные и условно переменные составляющие мотивации на предпринимательскую деятельность распределяются приблизительно в равной степени по выборке.

Таким образом, ориентация или отсутствие ориентации на предпринимательскую деятельность в первую очередь обусловлена субъективными факторами, свойствами самой личности. Объективные факторы создают благоприятные или неблагоприятные условия для формирования соответствующей мотивации человека.

В этом отношении эффективное функционирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубатора, консалтинговых, обучающих структур и пр.) создаст благоприятные условия для вхождения в рынок мотивированной на предпринимательство части населения, которая ограничена в своих желаниях и возможностях недостатком соответствующих знаний и опыта.

7. Отношение горожан к предпринимателям внутренне противоречиво. Существует противоречие между эмоциональной и рациональной оценкой предпринимателей. В целом восприятие предпринимателей как представителей определенной социальной группы в общественном мнении горожан преимущественно эмоционально положительное. При оценке морально-правовых качеств предпринимателей общественное мнение имеет в большей мере негативную окраску, образ предпринимателя воспринимается скорее как нецивилизованный, криминально-аморальный. Но особенности российской действительности, когда нарушение законов становится условием выживания частных предприятий, специфика российского менталитета проявляющаяся в терпимом отношении к обману государства, несоблюдению законов, снимает это противоречие. Можно оценивать малый бизнес как криминальный, но при этом положительно относится к его представителям как к людям предприимчивым, деятельным, заслуживающим уважения.

В общественном сознании горожан сложилось устойчивое представление о предпринимателях как о людях более обеспеченных, чем другие. Иными словами, по мнению жителей, степень адаптированности предпринимателей к условиям внешней среды гораздо выше, чем основной массы населения города.

8. Выявлены зависимости между социально демографическими признаками респондентов, такими как возраст и образование, социально-экономический статус и:

  • оценкой (рациональной и эмоциональной) малого бизнеса, предпринимателей;
  • ориентацией на занятость в малом бизнесе.

Чем моложе респонденты, выше их уровень образования, социально-экономический статус, тем больше оценка малого бизнеса и предпринимателей смещается в сторону положительной, тем больше выражена установка на предпринимательскую деятельность, на работу на предприятиях коммерческого сектора.

9. В отношениях малого бизнеса и потребителя существует ряд проблем. Наиболее острые проблемы связаны с этическими аспектами предпринимательской деятельности (обсчет, ложная информация, некачественный товар).

10. Динамика отношения населения г.Новокузнецка к малому бизнесу и предпринимателям за период 2000 – 2002 гг. положительная:

  • Произошло повышение в целом эмоциональной оценки горожанами малого бизнеса. Общая эмоциональная оценка изменилась от слабоотрицательной к слабоположительной.
  • В эмоциональной оценке предпринимателей уменьшилась доля горожан эмоционально отрицательно настроенных к предпринимателям (с завистью, с подозрением и неприязнью, с презрением). В то же время не изменилось общественное мнение горожан при оценке морально-правовых качеств предпринимателей, которая в большей мере имеет негативную окраску.
  • Незначительно увеличилась доля горожан, желающих заняться предпринимательской деятельностью.
  • Резко уменьшилось количество горожан, которые отрицательно относятся к развитию малого бизнеса в городе.

Таким образом, социальная среда функционирования малого бизнеса в Новокузнецке улучшается.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости