Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Организационно-экономические условия и механизмы развития малого предпринимательства в региональной экономике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук

На правах рукописи
Мишурова Ирина Владимировна

Ростов-на-Дону - 2000

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством
(специализация - менеджмент)

Специальность 08.00.30, 08.00.04 - Экономика предпринимательства

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. РАСШИРЕНИЕ СФЕРЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОБЩАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1. Макроэкономические условия возрастания роли предпринимательства
1.2. Критерии определения размера предприятия
1.3. Методология измерения эффективности фирм разного размера
1.4. Оценка развития малого и среднего предпринимательства в переходных экономиках

Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1. Региональная направленность малого предпринимательства
2.2. Регион как сфера предпринимательской деятельности
2.3. Место малого предпринимательства в региональном воспроизводстве
2.4. Формы влияния малого предпринимательства на переход региона к устойчивому социально-экономическому развитию

Глава 3. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ И ФАКТОРЫ РОСТА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
3.1.Мониторинг малого предпринимательства в региональном аспекте
3.2. Барьеры входа на отраслевые рынки
3.3. Модель определения потенциальных точек приложения предпринимательского капитала
3.4. Приоритеты развития предпринимательства: анализ результатов опросов

Глава 4. КОНЦЕПЦИЯ РАСШИРЕНИЯ СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
4.1. Методологические основы создания региональной взаимодеиствия с разными бизнес-системами
4.2. Интеграционные формы предпринимательских структур масштабами деятельности
4.3. Стратегия внутрирегионального развития малого предпринимательства

Глава 5. ПРИОРИТЕТНЫЕ УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
5.1. Нормативно-правовые средства регулирования малого предпринимательства
5.2. Формы финансового воздействия на развитие малого предпринимательства
5.3. Консалтинговая и образовательная поддержка малых предприятий

Введение

Актуальность темы исследования. Малый бизнес в силу ограниченности масштабов деятельности, относительно неемких рынков ресурсов и сбыта, а также иных специфических особенностей направлен в основном на удовлетворение местных потребностей в товарах и услугах и, следовательно, имеет преимущественно региональную направленность.
Значительный интерес к развитию малого предпринимательства в последние годы обусловлен различными обстоятельствами. С одной стороны, малые фирмы позволяют создать эффективную экономическую базу использования производственного потенциала регионов, формируют условия для развития предпринимательства во всех рыночных нишах, дают значительное число новых рабочих мест, обеспечивают удовлетворение потребностей населения, в определенной степени снижают последствия социальных потрясений, связанных с экономическим переустройством нашего общества.
С другой стороны, малые фирмы требуют намного меньше капитала для их пуска, они неохотно осуществляют рискованные мероприятия с целью получения больших доходов и часто очень чувствительны к регулирующим корректировкам, так что малейшая реформа может оказать на них сильное влияние.
Усиливающаяся экономическая и социальная значимость малого предпринимательства должна подкрепляться мерами государственной и интеграционной поддержки, прежде всего на региональном и муниципальном уровнях. По мере реализации политики содействия развитию предпринимательства создаются предпосылки к росту производственно-инвестиционной активности малых предприятий, повышению заинтересованности средних и крупных предприятий в производственном и непроизводственном кооперировании с ними.
В большом числе публикаций, посвященных исследованию малого предпринимательства, анализируются его характерные особенности, в частности, локальный характер, инновационность, роль в экономике, необходимость и формы государственной поддержки. В то же время за рамками рассмотрения остались такие вопросы, как особенности региона как сферы предпринимательской деятельности, влияние малого предпринимательства на региональный воспроизводственный процесс и переход региона к устойчивому социально-экономическому развитию, потенциальные сферы приложения предпринимательской инициативы. Недостаточно исследованы проблемы саморазвития малого бизнеса, взаимодействия хозяйственных структур с разными масштабами деятельности и определения условий выравнивания территориальных диспропорций, как составляющие макроэкономической теории. Все это предопределяет актуальность выбранной темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Приоритет экономической мысли по проблемам предпринимательства принадлежит зарубежным экономистам, которые внесли существенный вклад в разработку концепций развития предпринимательства, определение его особенностей в различных сферах деятельности, формулирование роли в экономике. Среди работ, посвященных предпринимательству, выделяются научные труды Й. Шумпетера, К. Р. Макконнелла, С. Брю, X. Демсетса, М. Фаррела, Д. Стори, Д. Смолбоуна и других. Однако в них не выделяются особенности регионального предпринимательства и его механизм.
Определенный вклад в научную разработку различных аспектов предпринимательства внесли отечественные экономисты Авдашева С.Б., Блинов А.О., Бугаян И.Р., Виленский А.В., Кетова Н.П., Колесников Ю.С., Наливайский В.Ю., Овчинников В.Н., Радаев В.В., Радченко А.И., Розанова Н.М., Усманова К.Ф., Чепуренко А.Ю., Шулус А.А. и другие. Ими рассмотрены макроэкономические условия и проблемы развития предпринимательства, отраслевые особенности, механизм государственной поддержки, отдельные аспекты региональной экономической политики организации малого предпринимательства. Именно поэтому в диссертационном исследовании многие хорошо исследованные вопросы не получили подробного освещения. Акцент был сделан на аспекты, не нашедшие достаточного отражения в исследовательских работах и дискуссиях, проводимых отечественными учеными.
Многие из современных работ, посвященных малому предпринимательству в значительной мере описательны: в них отражено выяснение роли малого бизнеса в стране и факторов его развития, формулировка проблем и выявление значения в нововведениях, обозначение необходимости государственной поддержки и описание ее механизма.
Однако и в России и за рубежом было сделано не очень много для развития традиционной макроэкономической теории в области методологии оценки влияния малого предпринимательства на экономический рост, взаимодействия хозяйственных структур с разными масштабами деятельности, роли малого бизнеса в воспроизводственном процессе, определении потенциальных сфер приложения предпринимательского капитала и барьеров для саморазвития, проверки гипотезы об эффективности малых фирм на отдельных отраслевых рынках, разработки механизма законодательной, консалтинговой и образовательной поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях. Именно потребность в научном изучении региональных процессов предпринимательства, разработке средств и методов управления этими процессами для обеспечения регионального экономического роста предопределили появление данной работы.

Цель исследования - разработка концепции трансформации организационно-экономических условий развития малого предпринимательства, обоснование механизма ее реализации, обеспечивающего достижение долговременных тенденций роста региональной экономики.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать влияние макроэкономических условий на расширение роли предпринимательства на национальном и региональном уровнях;
- рассмотреть проблему определения размера предприятия и обосновать характер изменений в организационно-экономическом статусе таких принятых в мировой практике понятий, как «микрофирма», «малое предприятие», «среднее предприятие»;
- разработать методологию измерения сравнительной эффективности фирм разного размера;
- выявить особенности региона как сферы предпринимательской деятельности, воспроизводственных процессов в регионе и места малого предпринимательства в них;
- определить цели и последовательность формирования устойчивого социально-экономического развития в регионе, показать роль малого предпринимательства в их реализации;
- сформулировать теоретические и методологические положения по созданию региональной бизнес-системы для управления развитием предпринимательства;
- провести мониторинг малого предпринимательства в региональном аспекте и выявить проблемы и приоритеты в его развитии на основе данных социологических и экспертного опросов;
- определить барьеры входа на отраслевые рынки и разработать модель оценки влияния факторов рыночной структуры на производительность малых фирм в различных отраслях;
- разработать рекомендации по формам интеграционного сотрудничества в регионе предприятий с разными масштабами деятельности;
- определить факторы, влияющие на движение предпринимательского капитала, разработать рекомендации по выравниванию условий внутрирегионального развития малого предпринимательства;
- обосновать предложения по совершенствованию механизма нормативно-правового регулирования, финансовой, консалтинговой и образовательной помощи предпринимателям, обеспечивающие многоуровневую и многоаспектную поддержку роста предпринимательского сектора на региональном уровне, адекватную современным условиям развития экономики.

Объектом исследования выступает сектор малого предпринимательства на региональном уровне экономики во взаимодействии с различными по масштабам субъектами хозяйствования мезоуровня.

Предмет исследования - организационно-экономический механизм предпринимательства в регионе, закономерности его преобразования и развития.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Поставленная цель и сформулированные задачи обусловили необходимость использования такого арсенала аналитических средств и приемов, который бы обеспечил надежность примененного к исследования социально-экономических проблем развития предпринимательства в регионе системно-функционального метода познания. В соответствии с этим важнейшим принципом в рамках указанного общего метода исследования при решении этапных задач были использованы в соответствии с их познавательными возможностями и разрешающими способностями следующие частные приемы экономического анализа: экономико-статистических группировок (типологических, аналитических, структурных, комбинационных и иллюстративных), сравнительной динамики, монографического и опросного обследования, аналогий, эконометрического моделирования, экспертных оценок.

Обработка результатов эконометрического моделирования и экспертного опроса проводилась с помощью EXCEL 97, Eviews.

При разработке проблемы использовались результаты исследований отечественных и зарубежных ученых и специалистов.

Информационно-эмпирическая база исследования. Информационной основой для исследования послужили официальные данные о тенденциях предпринимательства в регионах РФ, в первую очередь Ростовской области, характеризующейся средним для России уровнем развития предпринимательства, материалы монографий, статей в периодических изданиях отечественных и зарубежных авторов, а также комплекса региональных полевых исследований, в том числе опросов, проводившихся под руководством автора.

Концепция диссертации базируется на системе взглядов автора, согласно которой эффективная воспроизводственная система региона должна обеспечивать единство развития крупно- и мелкопредпринимательских структур, что предопределяется необходимостью, с одной стороны, формирования крупных региональных интегративных корпоративных образований, составляющих основу воспроизводственного потенциала региона, а с другой - функционирования множества субъектов малого предпринимательства, имеющих такие преимущества, как гибкость, динамизм, инновационность, быстрое реагирование на рыночный спрос, занимающих соответствующие позиции на мельчайших рыночных нишах, обеспечивающих в системе с крупными производительными комплексами условия максимизации использования локально-территориальных ресурсов и реализации заданных социально-экономических императивов.

Логика работы сформировалась под влиянием осознания того факта, что современные экономические процессы глубоко противоречивы, не терпят жестких однозначных теоретических схем, что предопределяет использование в исследовании избранной проблемы теоретического синтеза основных положений теории стоимости и предельной полезности, требует выделения регионального среза исследуемых процессов и развития регионологии в части, относящейся к трансформации нормативно-правовых, экономических и организационных условий расширения сферы предпринимательства.

Избранная принципиальная схема исследования позволила выработать теоретические подходы к анализу макроэкономических тенденций возрастания роли предпринимательства, созданию системы многокритериальной оценки сравнительной эффективности малого и крупного бизнеса, форм и меры его участия в региональном воспроизводственном процессе и поэтапном переходе к устойчивому социально-экономическому развитию, разработать методологию и конкретные механизмы трансформации государственного регулирования процессов развития предпринимательства и учета влияния рыночных условий деятельности малых фирм, их определенной корректировке с помощью инструментов государственного регулирования в рамках создания региональной бизнес-системы.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Доминирующие направления в развитии внешней среды организации: дифференциация спроса, внедрение новых технологий и глобализация конкуренции приводят к тенденции сочетания крупнопредпринимательской и мелкопредпринимательской структур экономики, как определяющих в социально-экономическом развитии на макро- и мезоуровнях.
  2. Для повышения объективности оценки размера малого предприятия и его влияния на экономический рост необходимо ввести в систему критериев определения малого предприятия дополнительный количественный параметр - объем производства продукции и услуг, связав его с минимально эффективным размером производства в различных отраслях.
  3. Используя предложенную эконометрическую модель относительной эффективности малых и крупных фирм можно определить те отрасли, где барьеры вхождения новых малых фирм на рынки снижены, а, где, напротив, и высоки, оценив при этом влияние различных факторов на эффективность малых предприятий, что позволяет выбирать потенциально выгодные сферы для стимулирования развития малых предприятий.
  4. На современном этапе развития малого предпринимательства приоритетным является его количественный рост, что связано с системным влиянием числа малых предприятий и занятых в них работников на увеличение валового внутреннего продукта и достижение позитивных тенденций роста на мезо- и макроуровнях экономики. В соответствии с этим, критерием эффективности программ поддержки предпринимательства должно стать достижение количественных параметров сектора малого предпринимательства, адекватных уровню экономически развитых стран.
  5. Доминирующая региональная направленность развития малого •предпринимательства предполагает изменение подходов к формированию программ государственной поддержки в направлении создания эффективной бизнес-системы на мезоуровне. Основным методологическим условием построения такой системы является формирование органов поддержки развития малого бизнеса (отделов администраций, агентств, объединений и т.д.) по принципу предпринимательских структур с целью обеспечения гибкости в удовлетворении потребностей адаптивного по своей природе малого предпринимательства.
  6. Создание эффективной региональной бизнес-системы предполагает инициирование формирования сетей малых фирм и их сотрудничества с неправительственными организациями и неформальными деловыми образованиями с целью привлечения дополнительного капитала для ускоренного развития предпринимательского сектора, получения эффекта масштаба производства и обеспечения синергизма.
  7. Существенная дифференциация в развитии малого предпринимательства в рамках регионов связана не только с исторически сложившейся концентрацией трудовых, материальных и финансовых ресурсов в крупных населенных пунктах, явно недостаточной активностью администраций муниципальных образований, но и с особенностями локального предпринимательства: недостаточными для эффективной работы масштабами деятельности, острой нехваткой предпринимательского капитала и необходимых навыков у населения, значительной конкуренцией на региональных рынках.
  8. На текущем этапе развития экономики приоритеты в государственной поддержке должны быть отданы ее нормативно-правовой, консалтинговой и образовательной формам, что связано с определенным накоплением финансовых ресурсов у предпринимателей, приоритетностью количественного роста высокоэффективных малых предприятий, недостатком знаний и навыков как существенных причин неудач в деятельности.
  9. Системность подходов к разработке модели административно-организационного регулирования малого предпринимательства в регионе состоит в том, что основные принципы формирования экономической политики в сфере малого бизнеса должны быть отражены в региональном законе об основах малого предпринимательства, приоритеты в его поддержке должны определяться в ежегодно принимаемой администрацией региональной программе поддержки малого предпринимательства, а конкретный механизм осуществления поддержки должен расшифровываться в положениях, утверждаемых главой администрации данного региона.
  10. Механизм консалтинговой поддержки малого бизнеса подлежит трансформации с целью обеспечения доступности и высокого качества услуг на базе создания многопрофильных консалтинговых центров, объединяющих элементы программно-целевого и линейно-функционального управления, широкой стандартизации данного вида услуг и их информационной обеспеченности.

Научная новизна исследования определяется обоснованием концепции трансформации условий развития малого предпринимательства, обеспечивающей устойчивый рост региональной экономики, которая заключается в создании условий по формированию эффективной региональной бизнес-системы саморазвития малых предприятий в потенциально выгодных сферах экономики региона, интеграции их развития с крупными хозяйственными структурами и государственной поддержки целенаправленного внутрирегионального развития малых фирм.

Новизна научных результатов заключается в следующем.

  1. Выделены критерии для дифференциации понятий "мельчайшее", "малое" и "среднее" предприятие, связанные с минимально возможным эффективным размером предприятия и концентрацией производства в отрасли, что дает возможность использовать дифференцированный инструментарий поддержки разных по численности и масштабам деятельности предприятий.
  2. Разработана система сравнительной оценки эффективности крупного и малого бизнеса с народнохозяйственных и региональных позиций, которая в отличие от традиционной оценки по показателю рентабельности включает параметры технической, коммерческой, бюджетной и социальной эффективности; предложены критерии для оценки различных параметров эффективности: объем реализованной продукции на 1 работающего в сравнении с лучшей фирмой в отрасли, доля прибыли на 1 работающего, уровень налогов на 1 работающего, прирост рабочих мест, приходящихся в среднем на 1 предприятие, соответственно, в крупном и малом бизнесе.
  3. Выделена совокупность воспроизводственных циклов, интегрирующих единичные воспроизводственные процессы предприятий в региональный воспроизводственный процесс: воспроизводство средств производства и услуг промышленного характера, воспроизводство товаров и услуг для населения, воспроизводство трудовых ресурсов, воспроизводство природных ресурсов, воспроизводство финансовых ресурсов, воспроизводство услуг производственной и рыночной инфраструктуры. Определено, что в каждом из этих циклов малый бизнес играет определенную роль; особенно велико его значение в воспроизводстве товаров и услуг для населения и воспроизводстве трудовых ресурсов.
  4. Сформулированы формы участия малого предпринимательства в поэтапном переходе региона на принципы устойчивого социально-экономического развития, определяющие роль малого предпринимательства в децентрализованном варианте направляемого развития. Подчеркнута особая роль данного сектора экономики в реализации задач формирования конкурентной среды, снижения безработицы, воспитания предпринимательской культуры поведения
  5. Выявлена совокупность факторов, влияющих на внутриотраслевые различия в эффективности фирм разного размера и определяющих барьеры входа малых предприятий на региональные рынки различных отраслей экономики, разработана эконометрическая модель для их оценки.
  6. Разработана концепция создания региональной бизнес-системы развития предпринимательства, принципиальными особенностями которой являются предпринимательский подход к организации структур поддержки, приоритет количественного роста эффективных малых предприятий, ориентация на инициирование различных форм сотрудничества малых фирм друг с другом и с крупными фирмами.
  7. Выявлены особенности малого предпринимательства на внутрирегиональном уровне и классифицированы факторы макро-, мезо- и микроуровня, влияющие на движение предпринимательского капитала, предложены рекомендации по разработке муниципальных программ поддержки с их учетом, к числу которых относятся формирование местных заказов и целевого фонда нежилых помещений для субъектов малого предпринимательства.
  8. Предложена модель административно-организационного регулирования малого предпринимательства на региональном уровне и разработаны проекты регионального закона об основах малого предпринимательства, а также положения о ведении реестра субъектов малого предпринимательства в регионе.
  9. Разработан механизм консалтинговой и образовательной поддержки предпринимателей в регионе, включающий такие новые элементы как стандартизация консалтинговых услуг, модульный принцип обучения предпринимателей, оценка результатов по масштабам создания, роста и ликвидации малых фирм.
  10. Теоретическая и практическая значимость исследования.

    Теоретико-методологические и методические положения, предложенные в работе, существенно дополняют сложившуюся официальную концепцию развития экономики региона, сочетающую рыночные и государственные механизмы регулирования экономического роста, включая в нее региональную бизнес-систему регулирования предпринимательских структур с разными масштабами деятельности, направленную на структурную перестройку, рост занятости и реальных располагаемых доходов населения. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке предложений по обеспечению условий эффективного саморазвития малых фирм в потенциально выгодных отраслях и сферах экономики, интеграционного сотрудничества предприятий с разными масштабами деятельности, рационализации размещения предпринимательских структур с учетом объективных возможностей территориальных образований, обосновании организационно-экономических механизмов регулирования этих процессов.

    Исходя из этого, положения и результаты исследования могут быть использованы:

    - в практике работы государственных органов управления для разработки и совершенствования законодательного и нормативно-методического обеспечения системы поддержки малого предпринимательства;
    - для непосредственной работы по регулированию предпринимательства в исполнительных и законодательных органах субъектов Российской Федерации, разработке региональных и муниципальных программ поддержки предпринимательства;
    - в практике организационной, методической и консультационной деятельности центров поддержки малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых фирм, торгово-промышленных палат, центров занятости населения;
    - в научных исследованиях по предпринимательству и региональному развитию;
    - в системе подготовки и переподготовки специалистов экономических служб и руководителей предприятий и в учебном процессе для студентов экономических специальностей вузов при подготовке учебно-методических пособий и чтении курсов «Основы предпринимательства», «Менеджмент», «Управленческое консультирование», «Регионоведение».

    Реализация результатов исследования. Исследование проводилось в соответствии с научными направлениями Ростовской государственной экономической академии «Теория рыночных отношений и различные формы хозяйствования» и «Становление и развитие различных форм бизнеса». Полученные научные результаты нашли отражение в Региональных программах поддержки малого предпринимательства на 1998-1999, 2000-2001 г.г., «Концепции промышленной, инновационной и научно-технической политики Ростовской области» (1999 г.), муниципальной программы поддержки малого предпринимательства в г. Ростове-на-Дону на 2000-2002 г.г. (2000 г.), при выполнении госбюджетных НИР по заказу отдела поддержки малого предпринимательства Администрации Ростовской области в рамках научно-технической программы «Вузовская наука - регионам»: 4Р-95 «Рекомендации и предложения по развитию малого и среднего бизнеса в регионе с целью создания конкурентной среды»; 1Р-96 «Развитие форм государственной поддержки малого бизнеса на уровне субъектов Российской Федерации».

    Разработанный в рамках диссертационного исследования проект был положен в основу принятого областного закона «О поддержке малого предпринимательства в Ростовской области» (1997 г.).

    Полученные результаты в течение ряда лет используются в преподавательской деятельности диссертанта, а также в разработанных им материалах методического обеспечения учебного процесса, в том числе, в ряде учебный пособий.

    Апробация работы. Основные положения диссертации доложены на 14 международных, российских и региональных конференциях и семинарах в г. Москве, Ростове-на-Дону, Тюмени, Екатеринбурге, Отрадной.

    Публикации. Основное содержание диссертации получило освещение в 39 работах, в том числе в одной индивидуальной и двух коллективных монографиях, статьях, учебных и научно-практических пособиях, тезисах докладов на научных и научно-практических конференциях общим объемом 42,1 п.л.

    Заключение

    Основные результаты проведенного исследования таковы.

  • Существует совокупность объективных тенденций развития экономики: индивидуальное потребительское поведение, отражаемое в дифференциации спроса; развитии новых технологий, в первую очередь, информационных и коммуникационных; глобализация конкуренции, предопределяющие рост значимости малого предпринимательства и использования внутреннего предпринимательства крупными корпорациями.
    Исходя из этого, структурная политика государства и регионов должна быть направлена не только на обеспечение отраслевой сбалансированности, но и .сбалансированности по субъектам хозяйствования с разными масштабами деятельности, что обеспечивает более эффективное функционирование экономики.
  • Существующие критерии выделения малого предприятия существенно отличаются от критериев, применяемых во всех развитых странах. Не выделяются понятия «микрофирма» и «средняя фирма», что не позволяет проводить мониторинг и дифференциацию по поддержке этих размерных групп предприятий. Так как деление предприятий на крупные, средние и мелкие в существенной степени зависит от отраслевых особенностей и, в первую очередь, от эффекта масштаба производства, предлагается ввести в систему критериев малого предприятия дополнительный количественный критерий -объем производства продукции (услуг), нижняя граница которого должна быть связана с минимально эффективным размером предприятия в различных отраслях.
  • Предложенная схема оценки сравнительной эффективности крупного и малого бизнеса, в отличие от традиционных, включает четыре параметра эффективности: техническая, коммерческая, бюджетная, социальная, и позволяет сформулировать предложения по уточнению государственной политики поддержки реального сектора экономики.
    Во-первых, поддержка только крупного или только малого бизнеса будет недостаточно результативна, так как есть отрасли, где их эффективность различна.
    Во-вторых, значительная коммерческая или иная эффективность малого предпринимательства в отдельных отраслях может служить основанием для выбора приоритетов в поддержке на разных этапах развития экономики.
    В-третьих, на государственном уровне должна стимулироваться интеграция крупного и малого бизнеса и саморазвитие малого предпринимательства в потенциально коммерчески эффективных сферах деятельности.
  • Разработанная эконометрическая модель определения доли частного сектора в зависимости от доли занятых позволяет определить пороговую величину занятых в малом и среднем бизнесе России, адекватную роли этого сектора в экономически развитых странах. Как показали авторские расчеты по результатам исследования опыта развития малого и среднего предпринимательства в переходных экономиках, для достижения уровня экономически развитых стран по доле в валовом внутреннем продукте, удельный вес данного сектора в занятости должен составлять 56%. В настоящее время эта величина составляет порядка 13% при существенных территориальных диспропорциях. Данная величина может служить количественным ориентиром при разработке программ поддержки предпринимательского сектора.
  • Региональная направленность малого предпринимательства предопределяется его характерными особенностями и проявляется в активном участии в воспроизводственных циклах региона и различных формах перехода региона к устойчивому социально-экономическому развитию.

    В диссертационном исследовании выделены основные воспроизводственные циклы региона: воспроизводство средств производства и услуг промышленного характера, воспроизводство товаров и услуг для населения, воспроизводство трудовых ресурсов, воспроизводство природных ресурсов, воспроизводство финансовых ресурсов, воспроизводство услуг производственной и рыночной инфраструктуры. Подчеркнута роль малого предпринимательства в воспроизводстве товаров и услуг для населения и воспроизводстве трудовых ресурсов. Место малого бизнеса в других воспроизводственных циклах не столь значимо и в существенной степени зависит от взаимодействия с крупным и средним бизнесом.
  • Переход региона на принципы устойчивого развития следует разбить на два этапа: достижение стабилизации и обеспечение устойчивого роста.
    Формы участия малого предпринимательства в проведении первого этапа зависят от сформулированных в диссертационном исследовании задач по стабилизации региональной экономики. Особенно высока значимость малых предприятий в реализации задач формирования конкурентной среды, снижения безработицы, воспитания предпринимательской культуры поведения.
    Среди форм участия малого предпринимательства в процессе обеспечения устойчивого роста и проведения структурных преобразований следует выделить роль малых предприятий в формировании инфраструктуры высокотехнологичного производства, создании новых рабочих мест, в частности, в сфере высоких технологий, снижении цен в результате конкуренции производителей.
  • Проведенный мониторинг развития малого предпринимательства в региональном аспекте и анализ результатов опросов предпринимателей позволили выявить, с одной стороны, серьезные трудности и неравномерность развития данного сектора экономики, с другой стороны, высокий потенциал малого предпринимательства на мезоуровне, проявляющийся в значительной коммерческой, бюджетной и социальной эффективности.
    В результате были обоснованы необходимость трансформации условий развития малого предпринимательства для обеспечения долговременного экономического роста региона и приоритеты в поддержке малых предприятий на разных стадиях жизненного цикла. Характерной особенностью нынешнего этапа развития малого предпринимательства является осознание самими предпринимателями первоочередности законодательной, консалтинговой и образовательной поддержки и возможности эффективного саморазвития малого предпринимательства в потенциально выгодных отраслях.
  • Для оценки влияния различных факторов на относительную эффективность, определяемую как отношение производительности труда в малых фирмах к производительности труда в целом по отрасли, выявления барьеров входа на отраслевые рынки была разработана эконометрическая модель. В модель были введены следующие переменные: минимальный эффективный размер фирмы для данной отрасли промышленности; индекс концентрации; характер отрасли; уровень централизации управления; степень вертикальной интеграции; потребность в капитале; темп отрасли; относительная фондовооруженность. Предложены показатели для их измерения, высказана гипотеза об их влиянии на относительную эффективность малых фирм в различных отраслях.
    Для интегральной оценки барьеров входа на региональные отраслевые рынки была проведена апробация модели на примере подотраслей пищевой промышленности и по отраслям экономики Ростовской области, результаты которой показали, что потенциально выгодными подотраслями пищевой промышленности являются: хлебопекарная, кондитерская, макаронная, парфюмерно-косметическая, ликеро-водочная, производство плодоовощных концентратов, рыбная. Оценка различных отраслей экономики свидетельствует о более высокой относительной выгодности малых предприятий в таких отраслях, как пищевая, легкая промышленность, транспорт, строительство и связь. Эти отрасли характеризуются сравнительно низкими барьерами входа, значительными возможностями для роста числа и результативности малых предприятий.
  • Для эффективного саморазвития, интеграционного сотрудничества малых предприятий с крупным бизнесом и государственной поддержки этих процессов предлагается создать региональные бизнес-системы.
    В качестве основных целей создания такой бизнес-системы можно выделить структурную перестройку, рост занятости населения, увеличение бюджетных поступлений и обеспечение на этой основе экономического роста и улучшения жизни населения.

    Основные принципы построения таких систем:

    - предпринимательский подход в организации структур поддержки хозяйствующих субъектов, означающий включение таких предпринимательских черт, как гибкость, адаптивность, краткосрочность горизонта планирования, оценка успешности рынком в схему работы органов по поддержке и развитию предпринимательства;
    - дифференциация в выборе органов и форм поддержки в зависимости от местных потребностей; равномерности внутритерриториального распределения производства и услуг; наличия природных, материальных, и иных ресурсов для развития различных отраслей производства или услуг; присутствия высокотехнологичных производств; количественного и качественного уровня развития предпринимательства;
    - акцент на создание благоприятных макроэкономических условий и стимулов развития бизнеса, в первую очередь, правовой и налоговой среды;
    - поддержка создания сетей малых фирм и различных форм сотрудничества с крупным бизнесом.
  • Сформулированные особенности локального предпринимательства: трудности в обеспечении необходимых масштабов деятельности; дефицитность коммерческих и инфраструктурных услуг; преобладание в экономике территории сельского хозяйства или одной отрасли промышленности; узкая сфера трудовых навыков и низкая культура предпринимательства, а также классифицированные по уровням факторы, влияющие на миграцию предпринимательского капитала, позволили разработать предложения по выравниванию внутритерриториальных различий в развитии и разработке муниципальных программ поддержки малого предпринимательства. К числу таких предложений относится первоочередное формирование инфраструктуры предпринимательства, составление рейтингов привлекательности территорий для предпринимательской деятельности, консалтинговая помощь в оценке емкости локального рынка и поддержка в выходе местных малых предприятий на другие региональные и национальные рынки.
  • В разработанных автором проектах областного Закона о поддержке и положения о ведении реестра субъектов малого предпринимательства нашли отражение важнейшие элементы модели нормативно-правового регулирования данного сектора на региональном уровне: разграничение полномочий органов власти, осуществляющих помощь предпринимателям, приоритеты в поддержке и общие принципы региональной политики в этой сфере.
  • Предложенный механизм консалтинговой и образовательной поддержки малого предпринимательства характеризуется целевым характером, дифференциацией по стадиям жизненного цикла, стандартизацией консалтинговых услуг, оценкой по результатам количественного роста эффективных малых производств.
  • Список литературы

    1. Авдашева С., Поповская Е. Основные факторы состояния и развития рынка автомобильного бензина в России // Вопросы статистики. 1997.-№4.
    2. Авдашева С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России // Вопросы экономики. 1997.- № 6.
    3. Авдашева С., Розанова Н. Теория организации отраслевых рынков. М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1998. - 180 с.
    4. Автономов B.C. Предпринимательская функция в экономической системе. М.: Ин-т мировой экономики и международных отношений АН СССР.-1989.- 82 с.
    5. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М., Наука, 1991.-112 с.
    6. Алаев Э. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983.- 250 с.
    7. Алимова Т. Диверсификация деятельности малых предприятий//Вопросы экономики, 1997. -№ 6. С. 130-137.
    8. Аллен Л. Как преуспеть в малом бизнесе. Пер. с англ. Общ. ред. Н.В.Гавриловец, Е.М.Каневский. М.: АО Торговый дом «Русская тройка», 1991.- 192 с.
    9. Американская экономика: человек, технический прогресс ипредпринимательство/ РАН. Ин-т США и Канады; Сулян В.Г., Даниелов А.А., Беневоленский Б.Б. и др.: М.: Наука, 1993. 240 с.
    10. Анализ тенденций развития регионов России в 1992-1995 годах // Вопросы экономики. 1996.- № 6.
    11. Андреев В.К. Основы предпринимательского права в России. М.: АО «Менатеп-информ», 1992. - 78 с.
    12. Андрианов А.П. Предпринимательская деятельность в современных условиях. М.: ИПК м-ва труда РФ. - 1993. -33 с.
    13. Ансофф И. Стратегическое управление корпорациями. М.: Экономика, 1998.-246 с.
    14. Ансофф И. Стратегическое управление/Сокр. пер. с анл. Научн. ред и автор предисловия Л.И.Евенко. М.: Экономика, 1989. - 519 с.
    15. Архипов А., Баткилина Г., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение// Вопросы экономики, 1997.-№4.-С. 141-151.
    16. Базовая модель региональной и муниципальной программ поддержки малого бизнеса Серия «Бизнес Тезаурас» (учебно-методические пособия для российского бизнеса). М.: ЦСиЭИ. 1998. - 42 с.
    17. Балацкий Е.В. Проблемы оценки масштабов и эффективности государственного участия в экономике// Места. МГУ. Сер. Экономика, 1997.-№ 6. С. 22-44.
    18. Балкизов В.Б., Чеченов А.А. Единый налог на вмененный доход: проблемы и просчеты// Финансы, 1999. -№ 7. -С. 33-34.
    19. Беляев Ю.А. Энциклопедия начинающего предпринимателя: частный взгляд на предпринимательство и окружающую его среду. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1992.-158 с.
    20. Бешелев С., Гурвич Ф. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. -236 с.
    21. Бизнес и государство: согласование социально-экономических интересов: Под ред. А.А.Иголкина и др. М.: ГАУ, 1991.- 126 с.
    22. Блинов А. Малое предпринимательство. Организационные и правовые аспекты деятельности. М.: «Ось-89»Д997. -336 с.
    23. Блинов А. Помощь государства в развитии малого бизнеса в регионах // Бизнес.-1998, № 11/12.-е. 14-15.
    24. Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист.-1999, № 2.-С.75-78.
    25. Блинов А., Нургазина Г. Малое предпринимательство в условиях переходной экономики // Маркетинг.- 1998, № 4.-е. 84-92.
    26. Блинов А., Расторгуева И. Малый бизнес силен инфраструктурой // Бизнес. 1998, № 2.- с. 30-31.
    27. Богатин Ю.В. Оценка эффективности производственного бизнеса и инвестиций. Ростов-на-Дону, 1998. -212 с.
    28. Бок М. Проблемы развития Сахалинских малых и средних предприятий // Журнал информационного центра лесной и лесообрабатывающей промышленности. 1994.-№12.
    29. Бондаренко В. Малый бизнес в крупнейших городах мира: Нью-Йорк // Малое предприятие.-1999, № 3.-е. 11.
    30. Брюханова Е., Шишацкий Н. Оценка альтернатив развития Красноярского края. // Регион: экономика и социология. 1998.- №3.
    31. Бухвальд Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства//Вопросы экономики.-1999, № 12.-е. 6670.
    32. Вариант стратегии развития промышленности Ростовской области в 1998-2001 годах / Под ред. Наливайского. Ростов-на-Дону, РГЭА, 1998.
    33. Виленский А. Государственная политика Японии по отношению кмалым и средним предприятиям. // ЭКО. 1992. -№6.- С. 135-142.
    34. Виленский А. Финансовая поддержка малого предпринимательства // Экономист.-1999, № 2.-е. 88-90.
    35. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики.-1999, № 7.-е. 32-33.
    36. 36. Винярски Б., Шнипер Р., Новоселов А. Воспроизводственный аспект планового управления региональными системами / ИэиОПП СО РАН. -Новосибирск, 1989.
    37. Гержа Е.Н. Малые предприятия-вопросы становления и развития // Деньги и кредит.-1999, № 4.-С.18-20.
    38. Данишевская Г. Мелкий бизнес в Великобритании // МЭ и МО. 1993. -№3.
    39. Дегтярь Л.C. Новый этап социальных реформ в странах центральной и восточной Европы//Проблемы прогнозирования, 1998.- № 1. С. 136142.
    40. Деева Е. Маркетинг консультационных услуг: анализ и сегментирование рынка// Маркетинг, 1998.- № 4.-С. 93-105.
    41. Деева Е. Некоторые свойства основных компонентов маркетинга консультационных услуг//Маркетинг, 1998.-№2.-С. 104- 109.
    42. Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг. М.: Высшая школа, 1995.
    43. Добрынин. А. Региональные пропорции воспроизводства. Л: 1977.277 с.
    44. Догуа Р.А. Формирование рыночной экономики в постсоциалистическом мире: теоретико-методологические аспекты. -М., 1993.-213 с.
    45. Долбунов А.А. Среда малого и среднего бизнеса в российской переходной экономике. Роль маркетинговых коммуникаций // Маркетинг и маркетинговые исследования в России.-1998, № 6.-е. 19-25.
    46. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: СП Бук Чембер Интернешнл, 1992. - 350 с.
    47. Дынкин А., Стерлин А. и др. Предпринимательство в конце XX века// М.: Наука, 1992.-312 с.
    48. Евенко Д. Мелкий бизнес в Западной Европе. АН СССР, 1991.- 298 с.51 .Елаховский В. Прогнозирование развития малого предпринимательства// Вопросы статистики, 1998.- № 3. С. 39-45.
    49. Жданов Л.A. Организация и управление капиталистической промышленной фирмой. М.: Изд-во УДН, 1987. - 212 с.
    50. Жизнин С.З., Крупнов В.И. Как организовать свое дело: малый бизнес в США. М.: Новости, 1990. -211 с.
    51. Замков О. Толстопятенко А. Черемных Ю. Математические методы в экономике. М.: ДИС, 1997.- 341 с.
    52. Иванов Л. Есть ли потенциал у малого предпринимательства? (статистический анализ) // Малое предприятие.-1999, №1.-с.11-12.
    53. Иванов О. Информационное обеспечение предпринимательской деятельности: японский опыт // Маркетинг.-1999, № 31 .-с.79-83.
    54. Идрисов А., Картышев С. Постников А. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Филинъ, 1998. - 294 с.
    55. Илларионов А. Модели экономического развития и Россия. // Вопросы экономики, 1996.-№7.
    56. Инновационный процесс в странах развитого капитализма./ Под ред.
    57. Рудакова В. М.: МГУ, 1991.- 342 с.
    58. Ичитовкин Б.И. Малые формы хозяйствования М.: Экономика, 1991204 с.
    59. Канивец П., Коваленко А. Основы малого предпринимательства: выбор решений. Новочеркасск, НГТУ, 1998.-209 с.
    60. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 1991.-132 с.
    61. Квициния Е.Ю. Развитие предпринимательской деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям// Перестройка управления экономикой: опыт и перспективы. М., 1991. - С. 86-90.
    62. Кетова Н.П. Региональная экономика. Ростов н/Д: Гефест, 1998. С. 176.
    63. Кистанов В. Комплексное развитие и специализация экономических районов СССР. М.: Наука, 1968.-451 с.
    64. Климова М.В. Государственное предпринимательство в государствах Европейского сообщества. М.: 1988. - 184 с.
    65. Клоцвог Ф. и др. Вариантный прогноз эволюции экономики российских регионов.// Российский экономический журнал. 1997.- № 8.
    66. Кокурин Р.Д. Процесс управления (системное исследование и разработка на примере региона). М.: Мысль, 1998. -239 с.
    67. Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // Вопросы экономики. 1996.- № 7.
    68. Колесников В. Франчайзинг в России живет надеждой на поддержку: рынок франчайзингового бизнеса в России и его финансовая поддержка // Лизинг-ревю.-1998.
    69. Компас российского предпринимательства/ Под ред. В.К.Потемкина, СПб: Изд. центр «Аура», 1992. 211 с.
    70. Комплексное региональное планирование: вопросы методологии / Под ред. Казакевича Д. и Шнипера Р. Новосибирск, 1988.-431 с.
    71. Концепция поддержки малого предпринимательства в Ростове-на-Дону до 2000 года: проект // Ростов официальный.-1998, № 41 .-с. 10.
    72. Костенко А. Поддержка государством малого бизнеса в Японии // Человек и труд. 1994.- № 2.
    73. Ксенофонтова H.Л, Беляев М.К. Гарантийные механизмы поддержки субъектов малого бизнеса // Финансовая газета. Региональный выпуск.-1999, № 6.-С.13.
    74. Ксенофонтова H.Л, Шуткин А.С. Агентства малого и среднего бизнеса: итоги работы // Малое предприятие.-1999, № 2.-е. 11-12.
    75. Лазарев А.С., Шемелева Ю.С. Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства// Финансы, 1999.- № 9. С. 29-32.
    76. Латынина Ю. Вменить по первое число// Эксперт. 1998.- № 7. -С. 12-17.
    77. Левитан М.И. Социально-психологические аспекты предпринимательства. М.: Луч, 1993. - 81 с.
    78. Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. // Российский экономический журнал. 1997.- № 3.
    79. Леонтьев В. Экономические эссе: теория, исследования, факты и политика. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
    80. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент. 1996.204 с.
    81. Лиухто К. Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность // Вопросы экономики.-2000, № 1 .-с. 120-136.
    82. Львова О. Применение зарубежных моделей экономического роста к построению общества устойчивого развития в России. // Вестник Московского университета, серия 6 «Экономика». 1997.- № 6.
    83. Ляшенко М.В. Развитие малого бизнеса в переходный период// Регион:экономика и социология, 1998.- № 3. С. 124-131.
    84. Ляшенко М.В. Стратегия формирования малых предприятий// Регион: экономика и социология, 1997.-№ 2. С. 138-146.
    85. Макконел К., Брю C.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.2. М.: Республика, 1992. - 400 с.
    86. Малашин Е.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности // Налоговый вестник. 1999, № 2. - с. 159-163.
    87. Малис Н.И. Налогообложение малого бизнеса: проблемы и перспективы// Финансы, 1999.- № 1. С. 26-29.
    88. Малис Н.И., Веселова А.В. Налогообложение малого бизнеса: проблемы и перспективы // Финансы.-1993, № 1.-е. 26-29.
    89. Малые и средние фирмы в Финляндии //Коринф.-1999, № 11.-е. 22-23.
    90. Маршалова А., Новоселов А. Основы теории регионального воспроизводства. М.: ОАО "Экономика", 1998.- 258 с.
    91. Минакир П. Экономическое развитие региона: программный подход. -М.: Наука, 1983.
    92. Михайлова М. Малые предприятия как часть большой экономической политики // Малое предприятие, 1999.-е. 8-10.
    93. Михеев И. О критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства (малы предприятиям) // Лизинг-ревю.-1998, № 3 / 4.-е. 38-39.
    94. Михеева Н. Математические методы и модели разработки программ регионального развития. М.: Наука, 1987.-218 с.
    95. Моисеева Н., Ломоносова Т. Системы поддержки малых предприятий с помощью бизнес-инкубаторов // Маркетинг.-1999, № 1.-е. 20-33.
    96. Мягков П.А. Малые предприятия. М.: Экономика, МНПП «ЭСИ», 1992.- 140 с.
    97. Народнохозяйственный комплекс и регион. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.- 367
    98. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М.: Экономика, 1975.- 223 с.
    99. Ниворожкина Л.И. Сколько в России бедных?// Известия Вузов. Северо-Кавказский регион, Общественные науки, 1998.- № 4. -С.30-39.
    100. Новиков В., Шереги Ф. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся, // Российский экономический журнал.-1999, № 9/10,-с. 7477.
    101. Новые формы хозяйствования в условиях рынка/ Матер, семинара. Научн. ред. М.В.Мельник. -М.: Знание, 1991. 140 с.
    102. Обер-Крие Д. Управление предприятием. М.: Сирин, 1998. - 104 с.
    103. Обухович B.C. Объективная необходимость и основные предпосылки развития предпринимательства в условиях рыночной экономики. Горки: БСХА, 1992. -23 с.
    104. Организационные проблемы перехода к рыночным отношениям в России/ РАУ, Центр проблем рыночной экономики. М., 1992. - 122 с.
    105. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы// Вопросы экономики, 1997.- № 4. С. 130-140.
    106. Орлов А. Предпринимательство в России // Вопросы экономики.-1999, № 12.-С.79-85.
    107. Основы предпринимательского дела: Благородный бизнес/ Акташов В.А., Зотова Е.С. и др. М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», МП «Тригон», 1992.-430 с.
    108. Панченко Н. У малого бизнеса проблемы немалые /Финансовая Россия.-1998, № 30.-c.l-7.
    109. Перминов С.В., Петров А.И. Малые научно-технические фирмы/ Зарубежный и отечественный опыт. М.: Знание, 1990. - 64 с.
    110. Петросян Д. Хубиев Р. Многопрофильные консалтинговые центры
    111. Проблемы теории и практики управления. 1997.- №3. -С. 101-107.
    112. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика, Дело, 1992.-388 с.
    113. Планкет Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений: опережающее управление. М., 1984. -239 с.
    114. Ползиков С.Д. Пути развития современного предпринимательства/ Рос. академия управления. М.: Луч, 1993. - 190 с.
    115. Понеделков А.В., Старостин A.M. Организационно-управленческий и аксиологический аспекты анализа эффективности государственной власти// Известия Вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 1998. № 4. -С. 24-27.
    116. Пономарев А., Житников П. Методы планирования расходов предприятия на рекламу.// Маркетинг в России и за рубежом .- 1997.-№11,12.
    117. Попов А. Воспроизводственные процессы и формирование региональных подсистем. Л.: 1979.- 215 с.
    118. Приватизация и антимонопольное регулирование/ Зарубежный опыт, РАУ, 1992.-47 с.
    119. Приленский А.А. Перестройка организации работы малого бизнеса в России // Бизнес и политика.-1998, № 5/6.-C. 16-20.
    120. Пфефер Р. Баварский банк развития LFA: поддержка среднего и малого бизнеса // Бизнес и банки.-1999, № 5.-е. 7.
    121. Пчелинцев О. и др. Условия формирования региональной политики. // Проблемы прогнозирования. 1996.- №2.
    122. Разумнова И. Дело частное забота государственная: опыт поддержки мелкого бизнеса в США // Бизнес и выставки.-1998, № 3.-е. 30-32.
    123. Разумнова И. Мелкие предприятия // МэиМО.-2000, № 1 .-с.28-29.
    124. Разумнова И. Мелкое предпринимательство в промышленности США // Проблемы теории и практики управления. 1990.- №6.
    125. Разумнова И.И. Мелкие фирмы в США: экономика и управление. -М.: Наука, 1989.- 128 с.
    126. Разумнова И.И. Мелкий бизнес и эффективность американской экономики. М.: ИНИОН, 1990. - 42 с.
    127. Ратанин П.И. Инновационное предпринимательство в переходный период России к рынку/ Акад. ест. наук РФ, Ин-т экономики и орг. предпринимательства. М.: Известия, 1993. 173 с.
    128. Региональная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Ростовской области на 1998-1999 годы // Экономический глобус.-1998, № 2.-е. 4-5.
    129. Региональное воспроизводство в системе социалистических производственных отношений / Под ред. Феодоритова В., Бродской Т. -Л.: Изд-во ЛГУ. 1984.-156 с.
    130. Ровенский Ю.А. Эволюция малого бизнеса в условиях России // Бизнес.-1999, №4.-с. 22-24.
    131. Розанова Н., Авдашева С. Применение традиционной методологии анализа рыночных структур к условиям России (на примере исследования рынка молока Ставропольского края и Белгородской области) // Вопросы статистики. 1997.- № 5.
    132. Роль мелкого бизнеса в экономике промышленно развитых стран: обзор. М.: ИНИОН, 1992. - 18 с.
    133. Романов P.M. Об эффективности законодательной власти// Известия Вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 1998, № 4. -С. 17-19.
    134. Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. М.: Радио и связь, 1991.
    135. Савченко П., Жигулина Ю. Социальные аспекты малого бизнеса // Человек и труд. 1994.- № 9.
    136. Сайман Г. И др. Менеджмент в организациях./ Сокращенный перевод с англ. М.: Экономика, 1995.- 328 с.
    137. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: прогресс, 1990.-186 с.
    138. Селиванова М. Лучше вмененный доход, чем скрытый // Финансовая Россия.-1999, № 9.-е. 6.
    139. Семенцева Г. Формы финансирования малого инновационного бизнеса в США и Западной Европе// РЭЖ, 1997.- № 56. С. 78-83.
    140. Симонов А. Применение льгот для малых предприятий // Аудитор.-1998, № 9.-с. 12-13.
    141. Система государственной поддержки предпринимательства: Научно-аналитический обзор/ Рос. АН, ЙНИОН. М.:ИНИОН, 1993. - 60 с.
    142. Скляров С. Малый бизнес загоняют в тень: некоторые особенности политики в области малого предпринимательства, февраль 1998 г. // Деловые люди.-1999, № 98. с. 2-3.
    143. Сорокина В. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Великобритании // Проблемы теории и практики управления.-1998, № 2.- с. 100-104.
    144. Статистический анализ динамики малого предпринимательства и эффективность малого бизнеса как сектора российской экономики. TACIS Project SMERUS 9501, 1998.-86 с.
    145. Степаненко А.В. Города в условиях развитого социализма. Киев, Наукова думка, 1981.-164 с.
    146. Стори Д. Роль малых и средних предприятий в международных инвестициях. В сб. Иностранные прямые инвестиции в малые и средние предприятия и с помощью малых и средних предприятий в странах спереходной экономикой. М.: Инфомарт, 1996.-С. 173-201.
    147. Субоцкий Ю.В. Концентрация промышленного производства на основе кооперации. // Вопросы экономики, 1987.-№5.
    148. Съезд надежд (по материалам Второго всероссийского съезда представителей малых предприятий) // Российский экономический журнал. 2000, № 1.-е. 28-35.
    149. Телепко Л. Уровни экономического развития районов СССР. М.: Экономика, 1971.
    150. Ткаченко A.M. Немонополистический сектор в условиях современного капитализма. -М.: Наука, 1989. 168 с.
    151. Уколов В.Ф., Ситников П.И. Управление эффективностью услуг. Развитие общественного и частного предпринимательства. М.: Московский рабочий, 1991. - 195 с.
    152. Фелью М.Х. Предпринимательство это свобода. Пер. с исп. - М.: Машиностроение, 1992. -149 с.
    153. Фролова О. «Гринфилд»: уроки бизнеса // Деловые люди.-1999, № 40.-е. 54-55.
    154. Ханниг А., Браун Г. Микрокредиты как средство выживания // Бизнес и банки.-1998, № 8.-е. 6.
    155. Ходов Л.Г. Налоговая политика по отношению к малым предприятиям за рубежом // Внешнеэкономический бюллетень.-1998, № 12.-е. 43-48.
    156. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс, 1990. - 253 с.
    157. Хруцкий В. Управленческий потенциал в промышленности США. -М.: Наука, 1988.-234 с.
    158. Хруцкий Е.А. Экономико-математические методы. М.: Экономика, 1976.- 179 с.
    159. Хучек М., Ходыйски А. Инновационность малых предприятий
    160. Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 6 «Экономика». 1997.- № 2.
    161. Цыганков А. Роль малого бизнеса в экономике Южной Африки // Человек и труд. 1994.- № 2.
    162. Цыганков А. Государство и малый бизнес: опыт Испании // Человек и труд, 1994.-№8.
    163. Чанги Д.Ф. Об определении рейтинга предприятия малого бизнеса// Деньги и кредит, 1998.- № 2. С. 66-71.
    164. Чечеткина О.В. Специфика маркетинга на малых предприятиях // Вестник МГУ, Сер. 6, Экономика.-1998, № З.-с. 61-75.
    165. Шамхалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания // Вопросы экономики.-1999, № 7.-е. 41-47.
    166. Шапиро A.M. Опыт функционирования мелких и средних предприятий в экономике развитых капиталистических стран. М.: 1985.-211 с.
    167. Швальбе X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. -М.: Изд. Прогресс, 1995.-304 с.
    168. Шепард Д. Создание новых производственных структур в условиях конкуренции. Краснодар, 1991.- 197 с.
    169. Шим Д, Джоэл Д., Сигел Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат. М.: Филин, 1996.-196 с.
    170. Шнипер Р. Региональные предплановые исследования. Новосибирск, Наука, 1978.-202 с.
    171. Шнипер Р.И. Регион: экономические методы управления. Неб.: СО Наука, 1991.-320 с.
    172. Шонесси Д. Принципы организации управления фирмой. М.: Прогресс, 1979.-278 с.
    173. Штайнхофф Д, Берджесс Д. Основы управления малым бизнесом.1. М.:БИНОМ, 1997.-369 с.
    174. Шулус А. Мелкие и средние предприятия в народном хозяйстве ФРГ //Российский экономический журнал, 1993.- №3.
    175. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России. // РЭЖ. 1997.- № 5-6.
    176. Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки. // Российский экономический журнал. -1996.- №5-6.
    177. Шулус А., Быченко Н. Франчайзинговые формы предпринимательства// ЗЭЖ, 1998.- №1. С.44-47.
    178. Шулятьева Н. Малый бизнес в условиях рынка // Деньги и кредит.-1999, № 1.-е. 12-14.
    179. Шумпетер Й. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М.: Прогресс. 1982.-256 с.
    180. Экономическая стабилизация и развитие региональной экономики. /Под ред. B.C. Золотарева В.Ю. Наливайского. Рост. Гос. Экон. Акад.-Ростов-н/Д 1999.-152 с.
    181. Экономика и бизнес: Теория и практика предпринимательства/ Под ред. В.Д.Камаева. М.: Изд-во МГТУ, 1993. - 462 с.
    182. Экономические условия развития федерализма в России. / B.C. Золотарев, В.Ю. Наливайский и др. Ростов н/Д: Рост. гос. экономии, академия, 1998. С.266.
    183. Яковлев В.М. Конструктивное предпринимательство. М.: ТриЛ, 1994.-232 с.
    184. Яковлев В.М. Малое предпринимательство в России: проблемы переходного периода/РАУ, Центр проблем рыночной экономики. М., 1994.- 133 с.
    185. Якутии Ю., Мишин А. Инвестиционная поддержка малого бизнеса // Экономист.-1999, № 2.-С.34-36.
    186. Bornshier V., Chase-Dunn С., Robinson R. Cross-national evidence of the effect of foreign investment and aid on economic growth and inequality: a survey of findings and a reanalysis// American Journal of Sociology, 1978.-p. 652.
    187. Brosen Y, Concentration. Mergers and Public Policy, New York: Macmillan.- 1982.
    188. Demsetz H. The Market Concentration Doctrine, Washington D.C.: American Enterprise Institute. 1973.
    189. Demsetz H. Industry Structure, Market Rivalry and Public Policy// Journal of Law and Economics, 1973.-V. 16, № l.-P. 1-9.
    190. Doi N. The Efficiency of Small Manufacturing Firms in Japan// Quarterly Review of Economics and Business, 1992.-V. 38 (2).-P. 15-26.
    191. Dunlop W.C. Small-Large Firms in Australian Manufacturing// Small Business Economics, 1992.- V. 4.-P. 45-58.
    192. Farrell M. J. The Elusive Concept: Efficiency// Research Report or Occasional Paper, Department of Economics, University of Newcastle, 1957.-No. 109.
    193. Hall M., Waiss L. Firm Size and Profitability// Review Of Economics and Statistics, 1967.- V. 49.-P. 319-331.
    194. Hassid J., Karayiannis T. Synthesis report of Research Project: Emerging entrepreneurs in Bulgaria and Romania an economic and social analysis, 1997.- 73 p.
    195. Lustgarten S. Firm Size and Productivity Growth in Manufacturing Industries. In: Small Business in a Regulated Economy, eds. R.J. Judd, W.T. Greenwood, F.W. Becker, Quorum books, New York. 1988.
    196. Macrae N. Entrepreneurial Now// The Economist, 1982. 17 April.
    197. Macroeconomic Developments in East-Central Europe. Beginning of the Transition Programs. Final Report// Acta Oeconomica., 1992.-V. 44.- P. 16
    198. Meeusen, W. and J. van den Broeck. Technical Efficiency and Dimension of the Firm: Some Results on the Use of Frontier Production Functions// Empirical Economics, 1997.-V. 3 (2).-P. 109-122.
    199. Nielsen R.P. Peters M.P. Hisrich R.D. Intrapreneurship Strategy for Internal Markets; Corporate, Non-profit and Government Institution Cases//Strategic Management Journal, 1985.- V. 6, No 2.
    200. Peltzman S. The Gains and Losses from Industrial Concentration// Journal of Law and Economics, 1977.-V. 20, No.2.-P. 229-263.
    201. Rostow W., The stages of economic growth. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.- 123 p.
    202. Smallbone D. SMEs and regional economic development: developing a policy agenda. In "Regional determinants of SME development", 1994.-P. 22-36, University of Lodz, Poland.
    203. Toffler A. The Adaptive Corporation. McGraw-Hill, 1985.
    204. Wadley D. Restructuring the Regions, Analysis, Police Model and Prognosis. OECD. Paris, 1986.
    205. Welter F. Kleine und mittlere Unternehmen in dem mittel- und osteuropaeishen Laendern: Trends, Entwicklungshemnisse und Loesungen // RWI-Mtteilungen, Heft l/2, 1997. S. 73-93.
    206. Winston C. Dunlop, Small-vs-Large Firms in Australian Manufacturing/ Small Business Economics, 1992. -V.4.- P.47.
    Учебник "Национальная экономика"

    Поделиться

    Подписаться на новости