Tseren V. Tserenov

Как работает Школа системного менеджмента.

Школа системного менеджмента учит современным (state-of-the-art) практикам менеджмента.

Школа системного менеджмента учит современным (state-of-the-art, лучшим из известных на сегодня) практикам менеджмента, отличаясь от многочисленных аналогичных школ тем, что перед обучением практикам собственно менеджмента сначала закрывает пробелы студентов в том, что называется «хорошим базовым образованием»:
— современному системному мышлению, лежащему в основе менеджерских, инженерных, предпринимательских, художественных и самых разных других практик. На сегодня это курсы системного менеджмента и системного лидерства.
— ментальному фитнесу (готовности к мыслительному действию) во всём спектре мышления от интуитивного до формального, с упором на логические основы рациональности (эпистемические основы рациональности).
— практикам системного развития личности (жизнедеятельности), включая, но не ограничиваясь практиками осознанности, доведения дел до конца, двигательного фитнеса.

Тем самым Школа даёт не просто наборы каких-то отдельных «приёмов менеджмента», «инструментов эффективности», а предоставляет фундаментальное менеджерское образование. Фундаментальность означает некоторые дополнительные затраты времени и сил на входе, но резко увеличивает качество менеджерского (и не только) мышления, демонстрируемого выпускниками. Мышление выпускников начинает соответствовать требованиям абстрактности, адекватности, рациональности, осознанности.

Все курсы Школы опираются на разделяемые командой преподавателей представления о state-of-the-art современного мышления, тем самым они оказываются согласованы между собой в рамках одной картины мира, усиливают друг друга и легко применяются совместно.

Курсы Школы не «сектантские», терминология не «собственной придумки». Курсы опираются на опробованный, опубликованный и коллективно обсуждённый state-of-the-art в той или иной предметной области. Проблема обычно в том, что содержание предметной области обычно раскидано по самым разным статьям, книгам, стандартам, обсуждениям на форумах, оно не собрано компактно в одном месте, и его перед систематическим изложением нужно выявить, согласовать между собой и как-то формализовать.

Преподаватели Школы ведут исследования, отдавая примат содержанию курса, а не развлекательной форме его подачи: прежде всего они строят содержание дисциплины/теории своего учебного предмета, обеспечивая выявление её state-of-the-art и компактную схематизацию содержания дисциплины. Преподаватели изучают уже имеющиеся в литературе схемы, согласовывают их друг с другом, добавляют схемы, построенные на базе собственного опыта работы в предметной области курса, гармонизируют со схемами других курсов Школы.

Курсы Школы целостны: они прежде всего дают студентам владение в мышлении набором схем, определяющих понятия и их связи для той или иной учебной дисциплины/теории. Эти наборы схем прежде всего позволяют студентам ориентироваться в современной литературе, понимать общую структуру учебного предмета. Школа не строит иллюзий о появлении целевого мышления своих курсов у студентов после одно-двух- или даже шестидневных курсов. Типичный курс Школы является в какой-то мере «обзорным», это путеводитель по последующему длинному учебному маршруту. Слайд из курса системного лидерства типичен для курсов Школы:

Это в целом соответствует следующей технологической цепочке, проходимой в соответствии со схемой спектра мышления исследователями, преподавателями, студентами:
— лучшие интуиции «быстрого образного мышления» state-of-the-art практик вытаскиваются рефлексирующими предметными сообществами в «медленное рассудочное мышление» и документируются в относительно свободной понятийной форме (текстах статей, «эссе», стандартах/body of knowledge).
— преподаватели Школы в позиции готовящих курс методологов дополнительно с использованием «медленного формального мышления» формализуют эти рассуждения в виде схем предметных областей (предметных онтик, body of knowledge), а затем гармонизируют с онтиками других курсов в рамках общей картины мира (онтологии).
— преподаватели Школы на курсах переводят студентов из состояния неосознанной некомпетентности в состояние осознанной некомпетентности: предъявляют им целевые схемы state-of-the-art мышления в изучаемой дисциплине
— студенты в ходе решения мелких специально составленных задач («сержантский метод»), а затем рамках менторства/консультаций по поводу их рабочих проектов осваивают формальные рассуждения изучаемого предмета в медленном рассудочном мышлении, учатся давать какие-то вероятностные (байесовские) оценки по соответствию ситуаций реального мира теоретическим моделям. Это стадия осознанной компетентности.
— выпускники далее самостоятельно практикуют использование сознательно освоенных схем медленного формального мышления, переводя их в автоматизмы интуитивного быстрого мышления — добиваются беглости мышления.

Школа не бросает учеников после курса: поддерживается сообщество учеников школы (в нём уже больше ста человек). Сообщество участвует в сдачах курсовых работ, методологических семинарах, игровых мероприятиях, апробации новых курсов, помогает разбираться с учебным материалом.

Школа не сюсюкает со своими студентами: студенты Школы имеют естественнонаучное и инженерное высшее образование, и преподаватели вправе ожидать от студентов магистерского уровня мышления и магистерского умения сосредотачиваться и понимать сложный материал. Тем студентам, которым нужно «попроще», могут сразу не ходить на занятия: никакое профессиональное знание не является простым, именно поэтому настоящих профессионалов не так много, именно поэтому существует профессиональная элита. Да, Школа амбициозно заявляет, что она занимается постановкой современного мышления для сегодняшней и будущей элиты.

* * *
— Как вы думаете, сколько вам понадобится времени, чтобы стать металлургом, умеющим обращаться со спектрографом Бимена, если предположить, что вы начнете учиться, не имея никаких знаний, и не будете пользоваться образовательными лентами?
Джордж заколебался.
— Ну… может быть, несколько лет.
— Два года? Пять? Десять?
— Еще не знаю, достопочтенный.
— Итак, на самый главный вопрос у вас не нашлось ответа. Ну, скажем, пять лет. Вас устраивает этот срок?
— Думаю, что да.
— Отлично. Итак, в течение пяти лет человек изучает металлургию по вашему методу. Вы не можете не согласиться, что все это время он для нас абсолютно бесполезен, но его нужно кормить, обеспечить жильем и платить ему.
— Но…
— Дайте мне кончить. К тому времени, когда он будет готов и сможет пользоваться спектрографом Бимена, пройдет пять лет. Вам не кажется, что тогда у нас уже появятся усовершенствованные модели этого прибора, с которыми он не сумеет обращаться?
— Но ведь к тому времени он станет опытным учеником и усвоение новых деталей будет для него вопросом дней.
— По-вашему, это так. Ладно, предположим, что этот ваш друг, например, сумел самостоятельно изучить прибор Бимена; сможет ли сравниться его умение с умением участника состязания, который получил его посредством лент?
— Может быть, и нет… — начал Джордж.
— То-то же, — сказал новианин.
— Погодите, дайте кончить мне. Даже если он знает кое-что хуже, чем тот, другой, в данном случае важно то, что он может учиться дальше. Он сможет придумывать новое, на что не способен ни один человек, получивший образование с лент. У вас будет запас людей, способных к самостоятельному мышлению…

— Есть около десяти тысяч людей, подобных тебе, Джордж, и от них зависит технический прогресс полутора тысяч миров. Мы не можем позволить себе потерять хотя бы одного из них или тратить усилия на того, кто не вполне отвечает необходимым требованиям.

Айзек Азимов, «Профессия»

Литература:
— архитектурные требования к мышлению
roadmap учебных программ Школы: https://ailev.livejournal.com/1388181.html (и там дальше по ссылкам)
— что делать с желающими «попроще»
— сообщество выпускников Школы в фейсбуке (в членах только выпускники, читать могут все)
— весбайт Школы
— о схемном/онтологичном мышлении
— стандартизация как место, где живёт методология в 21 веке
— соображать и думать: быстрое интуитивное и медленное формальное мышление по Д.Канеману
— пример онтики для дисциплины Школы: мышлемы системного мышления
— подборка текстов про обучение беглости мышления с использованием решения многих мелких задач («сержантский метод»)

Автор — А.Левенчук, научный руководитель Школы системного менеджмента

Источник — https://ailev.livejournal.com/1390318.html?utm_source=fbsharing&utm_medium=social

 

Share