Консультативная служба по иностранным инвестициям,
совместная служба Международной
финансовой корпорации и Всемирного банка
Калининградская область начала работать над устранением административных барьеров на пути инвестиций с момента выборов новой администрации. К сожалению, приток прямых иностранных инвестиций в Калининград в основном понижался, начиная с 1996 года. Этот спад, скорее всего, связан с неопределенностью статуса Калининграда в отношении ЕС, а также в более общем плане с правовым статусом Особой экономической зоны. Вместе с тем, имеются также признаки того, что у областной администрации есть возможности для совершенствования своей работы и создания более благоприятного инвестиционного климата путем устранения административных барьеров.
По состоянию на весну 2002 года представители делового сообщества в Калининградской области высказывали жалобы по поводу сложных и непрозрачных процедур, в том числе процедуры землеотвода, которые входят главным образом в компетенцию региональных и местных администраций. Предприниматели утверждали, что чиновники из областной администрации нередко преследуют собственные предпринимательские интересы, а также жаловались на отсутствие равных условий, что затрудняет приток иностранных и отечественных инвестиций.
Обследование предприятий, осуществленное под руководством КСИИ весной 2002 года, предоставило предприятиям возможность оценить препятствия для инвестиций в регионе и зафиксировать свой опыт с точки зрения временных и материальных затрат при прохождении основных административных процедур в регионе.
Подобно другим обследованным регионам, процедура землеотвода оценивалась как самый сложный процесс, далее следуют получение разрешения на строительные работы, таможня, коррупция, судебные процедуры .
Согласно проведенному обследованию, по абсолютным затратам административная нагрузка на предприятия Калининградской области находится посередине между двумя другими регионами, участвующими в проекте. Что касается процента затраченного рабочего времени на одного менеджера, во всех трех регионах это значение примерно одинаковое.
Для полноты картины необходимо привести оценку рейтингового агентства журнала “Эксперт”, согласно которой “потенциал” для инвестиций в Калининграде находится на среднем уровне по сравнению с другими субъектами Российской Федерации (с учетом возможностей прибыльных инвестиций, в том числе наличие природных ресурсов, емкость рынка, качество рабочей силы и т.д.). Предлагаемый “Экспертом” рейтинг “инвестиционного риска” показал, что Калининград находится на уровне выше среднего для Российской Федерации, однако положение ухудшилось, и из первой пятерки в 1999-2001 гг. область перешла на 21 место в 2001 году. Устранение административных барьеров на пути инвестиций, безусловно, повысит инвестиционный рейтинг Калининградской области.
Остальная часть настоящего проекта отчета состоит из следующих разделов:
- Глава I содержит резюме заседаний двух фокус-групп с участием представителей делового сообщества Калининградской области, которые были проведены в апреле 2002 года и на которых были выявлены серьезные проблемы, сдерживающие рост инвестиций в регионе.
- Глава II описывает процедуры “начала” предпринимательской деятельности, включая регистрацию и лицензирование (по состоянию на апрель 2002 года).
- Глава III описывает процедуры “размещения” предприятий, включая процесс выделения недвижимого имущества и получение разрешения на строительные работы.
- Глава IV описывает “контрольно-надзорные” процедуры для предприятий, включая налоговое администрирование, таможенное администрирование, валютный контроль, стандарты и сертификацию, а также различные инспекции.
- В приложении содержится проект отчета г-на Кишора Рао, эксперта КСИИ по особым экономическим зонам, на основе работы, которую он провел в июне 2002 года, а также на основе исходных данных для обследования предприятий и шаблонов.
- Поскольку большинство административных процедур регулируются в настоящее время на федеральном уровне, то возможности для совершенствования на региональном уровне несколько ограничены. Вместе с тем, КСИИ поддерживает мнение областной администрации о необходимости принятия всех возможных мер по улучшению инвестиционного климата. Ряд предложений предусматривает следующие приоритетные направления:
- Повысить уровень прозрачности административных процедур в Калининградской области, связанных с инвестициями, и эту задачу можно во многом облегчить, сделав отчет КСИИ достоянием общественности. До публикации Калининградская областная администрация должна изложить КСИИ свои замечания, чтобы обеспечить соответствие описаний процедур и фактического положения дел на текущий момент.
- Развивать диалог между областной администрацией и деловым сообществом, обеспечивая широкое представительство делового сообщества при обсуждении приоритетов и стратегии реформы в целях улучшения условий предпринимательства и разработки проектов законодательных актов. Особый акцент необходимо сделать на обеспечение равных условий для всех предприятий и инвесторов в регионе.
- Ускорить темпы продажи земельных участков для формирования “вторичного рынка” земли и в конечном итоге ограничить участие государства в сделках с землей вопросами зонирования, регулирования землепользования и регистрации прав.
- Сотрудничать со всеми соответствующими государственными органами и представителями делового сообщества для ускорения и упрощения процедуры выдачи разрешений на строительные работы.
- Предпринимать все меры для лучшего таможенного администрирования в регионе, в сотрудничестве с таможенными органами, в том числе усилия по повышению уровня прозрачности путем опубликования информации о требованиях, оплате и средних сроках процедур для основных таможенных операций.