Внеплановые проверки легализованы. Зимой 2013 года Роспотребнадзор впервые заявил о своем намерении отменить обязательное уведомление о проведении внеплановых проверок, а также помимо этого, параллельно на едином портале regulation.gov.ru был опубликован проект акта об увеличении штрафов за нарушение санитарных правил. Со всей историей этих проектов актов (в первую очередь именно о внеплановых проверках) можно ознакомиться на нашем сайте:
2. И вторая попытка Роспотребнадзора не увенчалась пока успехом
3. История с отменой предварительного уведомления о проверках Роспотребнадзора продолжается
4. «Достижения» Роспотребнадзора за четырнадцатый год
Из наиболее важного – проект пытались провести 3 раза по процедуре ОРВ – 2 раза Минэкономразвития России удалось отстоять права бизнеса и не допустить введение этой поправки, проекты получили отрицательное заключение. И раз уж не вышло «ни мытьем, ни катанием» – находчивые ребята решили провести проект (точнее отмену уведомлений) мимо ОРВ, включив небольшой пункт в Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок. Закон принят Государственной Думой 19 декабря 2014 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года. И только сегодня новостная лента пестрит информацией об этом нововведении для бизнеса.
Понятно, что последствия для бизнеса от отмены уведомления (да еще и с учетом повышений штрафов за нарушения СанПиНов) негативные, для потребителей, по большому счету, тоже – все издержки и риски будут заложены в цены. К слову о рисках: если вспомнить, что писал Роспотребнадзор в качестве обоснования необходимости введения изменений в законодательство (с материалами при желании можно ознакомиться на едином портале – все ссылки сохранились в прежних публикациях по этой теме и указаны выше), то в основном там было не подтвержденное ни одним фактом (статистикой например) нечто, больше похожее на запугивание, что всенепременнейшим образом пострадают, потребители подвергаются невероятным рискам (далее что-то в общих словах шло про возможность причинения вреда жизни и здоровью, но ничего конкретного, ни одного факта, ни одного внятного аргумента, ни самого описания этих рисков, ни доказательства того, что они с большой долей вероятности могут наступить). И предполагается, что все должны этому поверить? Единственная здравая мысль – не поверить в существование этих неведомых рисков и потерь здоровья и жизни, но вспомнить институциональную экономику, а именно очевидное желание протащить желаемое и получить возможность извлекать ренту, да еще и как можно больше (увеличение штрафов). Не вижу смысла расписывать этот пассаж подробнее, тут кажется все очевидным и понятным. А если обратиться к тому, что еще можно узнать или понять из всей этой истории.
Несостоятельность ОРВ. По большому счету все это подтверждает несостоятельность института оценки. Если эту идею (отмену проверок) несколько раз проверяли, пришли к выводу о том, что она негативно скажется на бизнесе и выдали отрицательное заключение, то логично далее ее не принимать, даже если ее пытаются подсунуть под видом чего-то иного. Но, тем не менее, мы видим, что закон вступил в силу. Оценка провалилась. Кстати, тут хочется заметить, что сам механизм проведения оценки не так уж и плох, он-то как раз со своей задачей справился – барьер выявлен. Другое дело, что статус и его значение слишком малы, он просто не влияет на принимаемое итоговое решение, на результаты оценки можно просто не смотреть. Жалко, очень жалко, что хорошая идея, идея, которая может быть реализована, стала очередной недолговременной игрушкой. Об оценке объявили, довольно долго рекламировали (вещь-то популярная, все-таки с Запада к нам пришла, в ЕС, США, да и прочих странах используется), но когда поняли, что с ней непросто, она может чему-то препятствовать или создавать неудобства каким-то более насущным и нужным в данный момент вещам, не соответствует тому, к чему привыкли (ведь не секрет, что в нашей истории можно было протащить любые законы в любые сроки, а тут какая-то оценка вмешалась), то решили…нет, не отказаться от нее, а как бы подвинуть в сторону. Совсем отказываться будет неудобно и некрасиво, да и не хочется - она ведь тоже может быть очень удобной, мало ли когда понадобится воспользоваться. (Тут можно подумать о том, что иногда и затормозить какую-то инициативу понадобится, вот тогда-то оценка может оказаться очень даже полезной.)
Если вернуться к вопросу о несостоятельности оценки, то тут основной момент в следующем: на нее идут бюджетные средства (оплата всех госслужащих, кто занимается оценкой, написанием сводных отчетов, заключением, подготовкой прочих сопроводительных документов и пр.), но отдачи нет - да, оценили, да нашли барьеры, но при этом проект приняли. Хотелось бы конечно тут написать, что «пока нет». Тем не менее, лучше сразу задуматься, а потом будет? Жалко потраченного времени и средств на ее внедрение, если они не окупятся, но стоит ли тратить их дальше, ресурсы-то ограниченные. Может лучше сразу все отменить, если значение ОРВ, ее вес, а по сути, возможность реально оказывать влияние на принимаемое решение отсутствует и не появится, может не стоит писать пафосные статьи о том, что «оценка наше все», если мы не хотим ее применять на практике, точнее ее результаты? Конечно же, это скорее риторический вопрос, потому как волевое решение о возможности повышения статуса оценки, равно как и ее отмены (ну чтобы уж не тратить на нее ресурсы, если она не нужна) мы не можем принимать, поскольку в данной ситуации все права не на нашей стороне. Конечно, хотелось бы, чтобы ОРВ все же не пропала, не канула в лету, как и многие другие хорошие возможности. И, тем не менее, лучше уж распрощаться с ней, чем еще долго и упорно видеть красивые заголовки, статьи и посты про то, что оценка - чудесное, чудодейственное средство, что мы все к ней стремимся, все делаем для ее развития, а по факту видеть, что слова так и остаются только словами.