С 2020 года эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) выделили межотраслевую экспертизу как отдельное направление государственного консалтинга, поскольку по этой теме, начиная с 2003 года прямо или косвенно было выполнено свыше 100 проектов. В рамках этих проектов решались задачи, направленные на реформирование сразу нескольких отраслей или сфер государственного регулирования. Проекты выполнялись в ходе проведения одной из следующих реформ:
- Реформа госуправления в части создания инфраструктуры «электронного правительства» и внедрения в деятельность органов власти цифровых технологий;
- Реформа госуправления в части внедрения оценки регулирующего и фактического воздействия;
- Реформа госуправления в части снижения административных барьеров;
- Реформа контрольно-надзорной деятельности и регуляторная гильотина;
- Административная реформа, включая создание МФЦ.
В рамках данного направления Институт предлагает свои услуги по:
- проведению функционального анализа с целью разработки реестров государственных и муниципальных функций, а также в части совершенствования системы платы за них;
- проведению социологических исследований в различных формах (фокус-группы, фокусированные интервью, контрольные закупки, массовые опросы получателей государственных и муниципальных услуг) с целью выявления мнений об их качестве;
- изучению лучшей зарубежной, региональной и ведомственной практики;
- анализу нормативно-правого регулирования, изучению арбитражной практики, проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов;
- оптимизации государственных и муниципальных функций, включая рассмотрение альтернативных вариантов регулирования и перевод исполнения функций на аутсорсинг, с целью снижения административных барьеров;
- обследованию и экспертизе информационных систем, электронных сервисов и в целом инфраструктуры «электронного правительства»;
- подготовке правовых и технологических предложений о переводе государственных и муниципальных функций в электронную форму;
- по обеспечению цифровой трансформации в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
- разработке и сопровождению внедрения ведомственных и региональных программ, административных регламентов, должностных инструкций;
- разработке технических заданий (включая частные ТЗ) и технорабочей документации на разработку или модернизацию информационных системы в части внедрения предлагаемых изменений;
- сопровождению, включая функциональное тестирование, разработанных решений в сфере «электронного правительства»/цифровой трансформации;
- развитию систем индикативного планирования, включая бюджетирование, ориентированное не результат;
- внедрению механизмов ротации государственных служащих;
- сопровождению внедрения деятельности многофункциональных центров предоставления услуг, центров занятости населения и бизнес-инкубаторов;
- внедрению механизмов анализа регуляторики, включая оценку регулирующего и фактического воздействия;
- проведению семинаров и тренингов для государственных и муниципальных служащих.
К значимым проектам, выполненным Институтом в рамках данного направления, относятся:
- «Анализ и описание организации универсальной системы управления деятельностью МФЦ на региональном уровне, пилотное внедрение целевой модели по организации клиентского сопровождения получения услуг в электронном виде в МФЦ и разработка требований к информатизации деятельности МФЦ, обеспечивающих их новый функционал в соответствии с концепцией МФЦ 2.0»;
- «Выполнение научно-исследовательской работы по оценке регулирующего воздействия и оценке фактического воздействия в городе Москве»;
- «Выполнение работ по разработке прототипа сервиса «бизнес под ключ» по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на базе российской информационно-поисковой системы «Спутник» и подготовке предложений по дальнейшей коммерциализации инфраструктуры электронного правительства»;
- «Проведение аналитических исследований по изучению опыта, инновационных практик и действующей нормативной правовой базы зарубежных стран в сфере предоставления государственных услуг с разработкой предложений по их практическому применению на территории города Москвы»;
- «Оптимизация контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, снижение административных барьеров, внедрение механизмов оценки регулирующего воздействия, повышение доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Чувашской Республике»;
- «Выполнение работ по разработке проектов административных регламентов предоставления государственных услуг в топливно-энергетической сфере, сферах гражданской защиты и региональной безопасности, архивного управления, науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы»;
- «Выполнение работ по разработке проектов административных регламентов предоставления государственных услуг в сферах социальной защиты, семейной и молодежной политики города Москвы»;
- «Анализ проблем предоставления государственных услуг в сфере пожарной безопасности, регистрации товарного знака и установки рекламных конструкций»;
- «Проведение анализа и промежуточной оценки результатов деятельности рабочей группы по вопросам оптимизации структуры и функций федеральных органов исполнительной власти, руководство которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также подведомственных им федеральных служб, федеральных агентств и иных организаций по оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций и предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и выработка рекомендаций по проведению дополнительных мероприятий, направленных на достижение оптимального результата совершенствования государственного управления в отдельных отраслях экономики»;
- «Разработка и составление Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Республики Саха (Якутия) по социальному блоку, в целях повышения качества бюджетного процесса в Республике Саха (Якутия)»;
- «Совершенствование организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в Архангельской области»;
- «Создание и апробация механизмов ротации государственных служащих по заказу МВД России».