Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) с 2003 года (фактически с момента вступления в действие Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании") осуществляет методическое и информационно-аналитическое обеспечение реформы технического регулирования и развития стандартизации.
Российская модель технического регулирования, ощутимый вклад в разработку которой внесли эксперты НИСИПП, призвана создать институциональные предпосылки диверсификации российской экономики за счет формирования национальной инновационной системы и подъема "традиционных" производственных секторов.
Новый виток развития технического регулирования произошел в начале 2010-х годов с передачей ряда функций по техническому регулированию на наднациональный уровень Таможенного союза и Единого экономического пространства.
За годы реализации реформы специалисты НИСИПП приняли участие в осуществлении более 30 проектов и исследований, связанных с:
- разработкой и экспертизой проектов технических регламентов;
- формированием базы данных технических регламентов;
- методическим обеспечением разработки и подготовки к принятию проектов технических регламентов, формирования и уточнения программы разработки технических регламентов, работы экспертных комиссий;
- анализом состояния системы технического регулирования и хода реализации реформы;
- оценкой социально-экономической эффективности системы технического регулирования и ее отдельных элементов, анализом и оценкой регулирующего воздействия принимаемых в рамках реализации реформы решений;
- аудитом институтов и инструментов технического регулирования;
- подготовкой материалов для докладов о ходе реализации Федерального закона "О техническом регулировании";
- разработкой подходов по использованию технического регулирования как инструмента реализации торговой политики и активизации инновационных процессов;
- анализом возможностей применения механизмов саморегулирования отдельных секторов экономики для целей разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия;
- нормативным обеспечением реализации Федерального закона "О техническом регулировании";
- формированием систем технического регулирования в отдельных отраслях и сферах деятельности;
- анализом, оценкой и управлением рисками в области технического регулирования;
- взаимным увязыванием программы разработки технических регламентов и программы разработки национальных стандартов, вопросами практики применения национальных, межгосударственных и международных стандартов;
- изучением процедур оценки соответствия, аккредитации;
- опросами различных категорий субъектов правоотношений в сфере технического регулирования;
- изучением международного опыта технического регулирования.
Основными заказчиками исследований выступают:
- Международная организация Евразийская экономическая комиссия;
- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России);
- Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России);
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);
- Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России);
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
- Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв);
- «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО "ВНИИС");
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт управления, экономики и информации Росатома» (ФГУП "ЦНИИАТОМИНФОРМ");
- и др.
В настоящее время НИСИПП предлагает услуги по осуществлению целого комплекса экспертных работ в сфере технического регулирования.
Для органов государственной власти:
- разработка концепции системы технического регулирования в отдельных отраслях и сферах деятельности;
- разработка проектов технических регламентов с пакетом сопровождающих документов;
- разработка проектов национальных и межгосударственных стандартов и сводов правил;
- независимая комплексная экспертиза и оценка (в т. ч. регулирующего воздействия) действующих и разрабатываемых документов в области технического регулирования;
- совершенствование и регламентация процедур оценки соответствия;
- развитие системы аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий;
- проведение опросов субъектов правоотношений в сфере технического регулирования;
- формирование реестров наилучших доступных технологий;
- оптимизация деятельности органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов;
- иная методическая и информационно-аналитическая поддержка реализации мер государственной политики в области технического регулирования и стандартизации.
Для бизнеса, некоммерческих и иных общественных организаций:
- разработка стандартов саморегулируемых организаций;
- содействие формированию и сопровождение деятельности саморегулируемых организаций в производственной сфере;
- разработка корпоративных стандартов (стандартов организаций);
- консультирование предприятий по вопросам применения документов в области технического регулирования и обеспечения соответствия требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
- методическое сопровождение обеспечения имущественной ответственности, в том числе за счет применения механизмов страхования в сфере технического регулирования;
- консультирование по вопросам технического регулирования;
- экспертная поддержка предприятий в рамках публичного обсуждения документов в сфере технического регулирования.
Помимо этого институт оказывает экспертную поддержку в смежных областях государственного регулирования, в том числе, в области обеспечения промышленной безопасности и охраны труда, фитосанитарного и ветеринарного контроля.