Социальной политикой группа компаний «НИСИПП» начала заниматься с 2007 года по запросу клиентов, для которых осуществлялись проекты в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Накопленный багаж используемых технологий государственного консалтинга позволил перенести знания и навыки сотрудников на ранее не изучаемые области и уверенно участвовать в тендерах по вопросам социальной политики, обеспечивать качественное исполнение требований заказчиков федерального и регионального уровня как по заказу органов власти (и их подведомственных учреждений), так и по заказу крупнейших научных центров.
В социальной политике ГК «НИСИПП» реализовано свыше 30 проектов, среди которых выделяются три крупных направления, в которых достигнуты значимые результаты исследовательской детальности:
- реформирование службы занятости: 2018 год – настоящее время;
- сопровождение создания информационных систем получателей мер социальной поддержки: 2016 год – настоящее время;
- сопровождение проектов по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа: 2007-2009 годы.
Помимо этих направлений также были реализованы проекты, связанные с разработкой административных регламентов (других нормативных правовых актов) в сфере предоставления социальных услуг населению, перевода предоставления таких услуг в систему МФЦ, а также их предоставление в электронной форме. Крупным по своей сфере применения является Межотраслевой Проект поддержки производителей технических средств реабилитации, производителей спортивных товаров по заказу Минпромторга России.
1. Реформирование службы занятости населения
Используя накопленный опыт в сферах реализации проектов по оптимизации публичных полномочий, организации работы МФЦ, цифровизации деятельности органов власти, ГК «НИСИПП» активно участвует в реформировании службы занятости населения.
Основной задачей ГК «НИСИПП» по данному направлению является методическое и организационное сопровождение внедрения единых требований к организации деятельности государственных учреждений службы занятости, включая:
- внедрение «жизненных ситуаций» для граждан и «бизнес-ситуаций» для работодателей, соответствующего комплекса услуг для их решения;
- организацию взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами для предоставления в ЦЗН комплекса услуг в рамках «жизненных ситуаций» и «бизнес-ситуаций»;
- оптимизацию услуг в области содействия занятости населения, разработку технологических схем предоставления комплекса услуг в рамках «жизненных ситуаций» и «бизнес-ситуаций»;
- разработку скриптов (сценариев) взаимодействия работников в ЦЗН с гражданами и работодателями при предоставлении комплекса услуг в рамках «жизненных ситуаций» и «бизнес-ситуаций»;
- организацию межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении комплекса услуг в рамках «жизненных ситуаций» и «бизнес-ситуаций»;
- организацию системы оценки гражданами и работодателями качества и доступности предоставления услуг в области содействия занятости населения;
- разработку и внедрение показателей эффективности деятельности ЦЗН.
С 2018 года силами специалистов группы компаний «НИСИПП» были успешно выполнены более 10 проектов в данной сфере.
Можно привести следующие примеры реализованных проектов, реализованных:
— на федеральном уровне:
- Организационно-методическое и консультационное сопровождение процесса тиражирования новых стандартов центров занятости населения в пилотных субъектах Российской Федерации (по заказу Федеральной службы по труду и занятости (Роструда));
- Разработка концептуальных положений к перспективной модели организации деятельности органов службы занятости населения, единых требований к регламентам работы органов службы занятости в субъектах Российской Федерации при исполнении государственных функций (по заказу Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)).
- Организационно-методическое сопровождение реализации Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (по заказу Федеральной службы по труду и занятости (Роструда));
- Разработка проекта концепции управления рисками нарушений в сфере занятости населения и разработка рекомендаций по внедрению аудита в деятельность Роструда (по заказу Федеральной службы по труду и занятости (Роструда));
— на региональном уровне в части методического сопровождения внедрения единых требований к организации деятельности государственных учреждений службы занятости:
- в ГКУ «ЦЗН г. Оренбурга и Оренбургского района»;
- в ГКУ Свердловской области «Первоуральский центр занятости»;
- в ГКУ «Юго-восточный межрайонный ЦЗН» Республики Башкортостан;
- в ГКУ Калужской области «ЦЗН города Калуга»;
- в ГКУ Калужской области «ЦЗН Боровского района»;
- в ГКУ «Центр занятости населения Рязанской области»;
- в ГКУ Саратовской области «ЦЗН г. Балаково».
2. Сопровождение создания информационных систем получателей мер социальной поддержки
В рамках направления с 2016 года осуществляется сопровождение создания информационной системы, обеспечивающей формирование и ведение Общегородского регистра получателей мер социальной поддержки – ИС Социум.
В ходе работы в интересах ДИТ г. Москвы, ГУП г. Москвы «Московский социальный регистр» осуществлялись:
- разработка схем бизнес-процессов назначения и прекращения льготных категорий, предоставления и прекращения мер социальной поддержки населения;
- разработка проектов соглашений об информационном взаимодействии между органами исполнительной власти и оператором ИС Социум в целях формирования сведений ИС Социум;
- разработка описаний жизненных циклов сведений о юридических значимых событиях и фактических обстоятельства, влияющих на право предоставления мер социальной поддержки;
- разработка паспортов стандартов ведения данных в ИС Социум;
- разработка справочников и классификаторов ИС Социум;
- аудит информационных систем ОИВ г. Москвы, их подведомственных учреждений, используемых для предоставления мер социальной поддержки;
- разработка техно-рабочей документации на отдельные модули ИС Социум;
- разработка отдельных автоматизированных функций модулей ИС Социум: модуль проверки подлинности, функций модуля интеграции.
3. Сопровождение проектов по добровольному переселению соотечественников
Целью проектов являлось осуществление мониторинга хода и оценка эффективности реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территориях вселения.
В ходе реализации проектов решались следующие задачи в интересах Федеральной миграционной службы (ФМС России):
- Разработка программы и методики мониторинга реализации Государственной программы;
- Апробация методики мониторинга реализации Государственной программы (на примере одного из субъектов Российской Федерации);
- Постоянное осуществление мониторинга реализации Государственной программы в субъектах Российской Федерации, утвердивших в установленном порядке региональные программы переселения;
- Анализ результатов, полученных в ходе мониторинга реализации Государственной программы, и подготовка ежеквартальных бюллетеней и ежегодных докладов;
- Разработка проекта административного регламента реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
- Разработка проекта Стандарта организации работы представительства Федеральной миграционной службы за рубежом по оказанию государственных услуг участникам Государственной программы;
- Выявление и ликвидация коррупционных рисков в ФМС России в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
***
Основываясь на накопленном опыте, ГК «НИСИПП» предлагает государственным и муниципальным органам власти, а также государственным учреждениям следующие услуги:
По блоку «Реформирование службы занятости населения»:
- разработка регионального порядка организации деятельности службы занятости населения в соответствии с Едиными требованиями;
- разработка технологических схем комплексов услуг в рамках «жизненных ситуаций» и «бизнес-ситуаций»;
- разработка скриптов (сценариев) взаимодействия работников ЦЗН с гражданами и работодателями при предоставлении комплекса услуг в рамках «жизненных ситуаций» и «бизнес-ситуаций» (от регистрации в системе электронной очереди до решения проблемы);
- разработка требований к партнерам (поставщикам услуг) в рамках «жизненных ситуаций» и «бизнес-ситуаций»;
- разработка проектов типовых соглашений о взаимодействии / договоров на оказание услуг в рамках «жизненных ситуаций» и «бизнес-ситуаций»;
- разработка порядков предоставления услуг партнеров в соответствии с проектами типовых соглашений о взаимодействии;
- подготовка информационных материалов, посвященных «жизненным ситуациям» и «бизнес-ситуациям»;
- разработка сценария презентации результатов работы по внедрению Единых требований;
- оценка ИТ-инфраструктуры на предмет соответствия Единым требованиям (в части оснащения рабочих мест и информационных систем);
- разработка и оптимизация системы отчетности;
- разработка показателей эффективности и результативности деятельности ЦЗН;
- разработка и оптимизация системы материального стимулирования сотрудников ЦЗН на основе показателей эффективности и результативности;
- внедрение технологий «бережливого производства» в деятельность ЦЗН;
- подготовка проекта доклада в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о результатах реализации плана перспективного развития ЦЗН;
По другим блокам направления «Социальная политика»:
- разработка справочников и классификаторов информационных систем в сфере социального обеспечения, их маппинг между собой;
- анализ «больших данных» в области социального обеспечения, выявление закономерностей и построение на основе закономерностей требований к оптимизации принятия решений;
- разработка описаний жизненных циклов сведений о юридических значимых событиях и фактических обстоятельства, влияющих на право предоставления мер социальной поддержки;
- аудит информационных систем, используемых для предоставления мер социальной поддержки;
- разработка техно-рабочей документации на информационные системы, используемые для предоставления мер социальной поддержки;
- разработка и модернизация информационных систем, отдельных модулей, программных средств, используемые для предоставления мер социальной поддержки;
- мониторинг государственных программ в области социальной политики;
- выявление и ликвидация коррупционных рисков в рамках реализации государственных программ в области социальной политики.
Результаты наших услуг:
- нормативные правовые акты (включая административные регламенты, стандарты), концепции, стратегии в сфере реформирования службы занятости населения, социальной политики, миграционной политики на федеральном региональном и муниципальном уровнях (включая региональные порядки организации деятельности службы занятости населения в соответствии с Едиными требованиями);
- программы и методики мониторинга реализации государственных программ, концепций, стратегий в области социальной политики, а также результаты такого мониторинга;
- описание механизмов противодействия коррупции в ходе реализации программ, концепций, стратегий в области социальной политики;
- технологические схемы комплексов услуг в рамках «жизненных ситуаций» и «бизнес-ситуаций»;
- скрипты (сценарии) взаимодействия работников ЦЗН с гражданами и работодателями при предоставлении комплекса услуг в рамках «жизненных ситуаций» и «бизнес-ситуаций»;
- типовые соглашения о взаимодействии / договоры на оказание услуг в рамках «жизненных ситуаций» и «бизнес-ситуаций»;
- порядки предоставления услуг партнеров в соответствии с проектами типовых соглашений о взаимодействии;
- информационные материалы, посвященные «жизненным ситуациям» и «бизнес-ситуациям»;
- показатели эффективности и результативности ЦЗН;
- методические и аналитические документы по модернизации службы занятости в регионе, включая проект доклада в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о результатах реализации плана перспективного развития ЦЗН;
- результаты анализа полномочий органов власти в области социальной политики на предмет коррупционных рисков;
- схемы бизнес-процессов назначения и прекращения льготных категорий, предоставления и прекращения мер социальной поддержки населения;
- описание жизненных циклов сведений о юридических значимых события и фактических обстоятельствах, влияющих на право предоставления мер социальной поддержки;
- наборы данных в сфере социального обеспечения, включая справочники и классификаторы информационных систем;
- результаты аудита информационных систем, их подведомственных учреждений, используемых для предоставления мер социальной поддержки;
- техно-рабочая документация на информационные системы социального обеспечения;
- информационные системы, отдельные модули, программные средства, используемые для предоставления мер социальной поддержки, для оказания услуг службами занятости населения.
Ответственные за направление "Социальная политика":
Харченко Виктор Анатольевич, Шестоперов Олег Михайлович, Шеховцов Алексей Олегович.
Эксперты направления:
Сорокин Алексей Анатольевич, Рукавишникова Татьяна Леонидовна, Калмыков Михаил Сергеевич, Краснов Сергей Михайлович, Смирнов Николай Валерьевич